Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Архетип в символизме сна



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Архетип в символизме сна 0.00 из 5.00 0 оценок




Но когда дело касается навязчивого сновидения или снов с повышенной эмоциональной окраской, то личных ассоциаций обычно бывает недостаточно для удовлетворительного толкования. В таких случаях мы должны принять во внимание тот факт (впервые наблюдавшийся и откомментированный Фрейдом), что часто наблюдаемые в снах элементы могут оказаться вовсе не индивидуальными и невыводимыми из личного опыта сновидца. Эти элементы, как я уже упоминал ранее, Фрейд назвал “архаическими остатками” — ментальными формами, присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных, врожденных и унаследованных источников человеческого разума.

И так же, как биолог нуждается в сравнительной анатомии, психолог не может обойтись без “сравнительной анатомии психического”.

Здесь я должен пояснить разницу между архетипами и инстинктами. То, что мы называем инстинктами, является физиологическим побуждением и постигается органами чувств. Но в то же самое время инстинкты проявляют себя в фантазиях и часто обнаруживают свое присутствие только посредством символических образов. Эти проявления я и назвал архетипами.

Сны, вне всякого сомнения, содержат “коллективные образы”, и сходны с теориями, которым обучают молодых людей в первобытных племенах в период посвящения (инициации) в мужчины.

В момент сна само это событие может еще пребывать в будущем. Но так же, как наши сознательные мысли зачастую заняты будущим и его возможностями, равным образом действует бессознательное со своими снами. Фактически бессознательное способно исследовать ситуации и делать свои выводы ничем не хуже, чем сознание.

Архетипический разум выполняет прогностическую задачу. Архетипы, таким образом, имеют собственную побудительную специфическую энергию.

Душа человека

Человеку нравится верить в то, что он хозяин своей души. Но до тех пор, пока он не способен контролировать свои настроения и эмоции или осознавать мириады скрытых путей, по которым бессознательные факторы вкрадываются в его мероприятия и решения, человек хозяином самого себя не будет. Эти бессознательные факторы обязаны своим существованием автономии архетипов.

Многие из нас теперь понимают, что моральные и ментальные средства являются более эффективными, так как они могут обеспечить нас психической защитой против всевозрастающей инфекции.

Если мы сможем увидеть свою собственную тень (темную сторону своей натуры) , то сможем защититься от любой моральной и ментальной инфекции и любых измышлений противника. А как показывает практика, ныне мы открыты любой инфекции, потому что фактически делаем те же самые вещи, что и они.

Жизнь — это поле битвы. Оно всегда существовало и всегда будет существовать, будь это не так, жизнь подошла бы к концу.

 

Предназначение религиозных символов ,— придавать смысл человеческой жизни.

 Мне достаточно известна позиция науки, чтобы понять, насколько неприятно иметь дело с теми фактами, которые нельзя адекватно и полно усвоить. Трудность этих явлений заключается в том, что сами факты несомненны и неоспоримы и в то же время невыразимы в мыслимых терминах и понятиях.

Когда мы пытаемся понять символы, то сталкиваемся не только с самим символом, но прежде всего перед нами возникает целостность индивида, воспроизводящего эти символы. А это включает исследование его культурного фона, в процессе чего происходит заполнение многих пробелов в собственном образовании. Я положил себе за правило рассматривать каждый случай как совершенно новое дело, о котором мне ничего не известно.

Интуиция — неоценимое качество в толковании символов, и зачастую можно быть уверенным, что они молниеносно понимаются спящим.

Роль символов

Когда психолог-медик обнаруживает интерес к символам, то прежде всего интересуется “естественными” символами в отличие от символов “культурных”. Эти символы прошли через множество преобразований, через процесс более или менее сознательного развития и таким образом стали коллективными образами, принятыми цивилизованными обществами.

Культурные символы — важные составляющие нашего ментального устройства, и они же — жизненные силы в построении человеческого образа, а посему не могут быть устранены без значительных потерь. Психическая энергия, кажущаяся утраченной, на самом деле служит оживлению и усилению всего, что лежит на верхнем уровне бессознательного, — тенденций, которые иначе не имели бы случая выразить себя или, по крайней мере, не имели бы возможности беспрепятственного существования в сознании.

Такие тенденции формируют постоянно присутствующую и потенциально разрушительную “тень” нашего сознательного разума. Даже те тенденции, которые в некоторых обстоятельствах способны к благотворному влиянию, при вытеснении превращаются в демонов.

Наше время продемонстрировало, что означают открытые ворота преисподней. Произошли перевернувшие наш мир вверх тормашками события, нормальность которых не мог предположить никто в идиллической безвредности первого десятилетия двадцатого века. С этого момента мир пребывает в состоянии шизофрении. Не только цивилизованная Германия извергла свою ужасающую примитивность, ею же управляется и Россия, огонь приближается и к Африке. Не удивительно, что западный мир чувствует себя неспокойно.

Современный человек не понимает, насколько его “рационализм” (расстроивший его способность отвечать божественным символам и идеям) отдал его на милость психической “преисподней”. Его моральная и духовная традиция распалась, и теперь он расплачивается за это повсеместное распадение дезориентацией и разобщенностью.

В прежние века, когда инстинктивные понятна наполняли разум человека, его сознание, несомненно, могло объединить их в соответствующую психическую модель, образец. Эта колоссальная утрата компенсировалась символами наших снов. Они выносят на поверхность нашу исходную природу — инстинкты и специфические мысли.

Так же, как эволюция эмбриона повторяет его предысторию, так и разум развивается путем перехода через ряд доисторических стадий. Основная задача снов заключается в возвращении доисторического “воспоминания”, как и мира детства, непосредственно до уровня самых примитивных инстинктов.

Лечение расщепления

Бессознательное содержит все аспекты человеческой природы — свет и тьму, красоту и безобразие, добро и зло, мудрость и глупость. Изучение индивидуального и коллективного символизма — задача огромная и до сих пор не решенная. Но начало уже положено. Первые результаты обнадеживают, и они указывают направление ответа на многие нерешенные вопросы сегодняшнего дня человечества.

 

 

ОБ АРХЕТИПАХ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Перевод А.М. РУТКЕВИЧА

 

Гипотеза о существовании коллективного бессознательного принадлежит к числу тех научных идей, которые поначалу остаются чуждыми публике, но затем быстро превращаются в хорошо ей известные и даже популярные. После того как философская идея бессознательного, которую разрабатывали преимущественно Г.Карус и Э. фон Гартман, не оставив заметного следа пошла ко дну, захлестнутая волной моды на материализм и эмпиризм, эта идея по прошествии времени вновь стала появляться на поверхности, и прежде всего в медицинской психологии с естественно-научной ориентацией.

У Фрейда бессознательное выступает — по крайней мере метафорически — в качестве действующего субъекта, по сути оно остается не чем иным, как местом скопления именно вытесненных содержаний; и только поэтому за ним признается практическое значение.

Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Я выбрал термин “коллективное”, поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.

Содержаниями коллективного бессознательного являются так называемые архетипы.

Другим хорошо известным выражением архетипов являются мифы и сказки. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях, напротив, значительно более индивидуальны, непонятны или наивны, нежели, скажем, мифы.

Тяга к вечным образам нормальна, для того они и существуют. Они открывают человеку путь к пониманию божественного и одновременно предохраняют от непосредственного с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним усилиям человеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую систему мироупорядовающих мыслей. Они предстают в то же самое время в виде могущественного, обширного, издревле почитаемого института, каковым является церковь.

Формулируя коллективное бессознательное, догмат замещает его в сознании. Поэтому католическая форма жизни в принципе не знает психологической проблематики. Жизнь коллективного бессознательного преднаходится в догматических архетипических представлениях и безостановочно протекает в ритуалах и символике Credo. Жизнь коллективного бессознательного открывается во внутреннем мире католической души. Коллективное бессознательное, каким мы знаем его сегодня, ранее вообще никогда не было психологическим.

Мне кажется, что лучше уж признаться в собственной духовной нищете и утрате символов, чем претендовать на владение богатствами, законными наследниками которых мы ни в коем случае не являемся. Нам по праву принадлежит наследство христианской символики, только мы его где-то растратили.

Наш интеллект неслыханно обогатился вместе с разрушением нашего духовного дома.

Бессознательна обычно считают чем-то вроде футляра, в котором заключено интимно-личностное, т.е. примерно тем, что Библия называет “сердцем”, что, помимо всего прочего, содержит и все дурные помыслы. В камерах сердца обитают злые духи крови, внезапного гнева и чувственным пристрастий. Так выглядит бессознательное с точки зрения сознания.

Идущий к самому себе рискует с самим собой встретиться. Зеркало не льстит, оно верно отображает то лицо, которое мы никогда не показываем миру, скрывая его за Персоной, за актерской личиной. Если человек в состоянии увидеть собственную Тень и вынести это знание о ней, задача, хотя и в незначительной части, решена: уловлено по крайней мере личностное бессознательное. Тогда мы начинаем обращать внимание на сновидения, возникающие в такие жизненные моменты, обдумывать события, которые как раз в это время начинают с нами происходить. Если имеется подобная установка, то могут пробудиться и вмешаться силы, которые дремлют в глубинной природе человека и готовы прийти к нему на помощь.

Необходимая реакция коллективного бессознательного выражается в архетипически оформленных представлениях. Встреча с самим собой означает прежде всего встречу с собственной Тенью. Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости. Необходимо познать самого себя, чтобы тем самым знать, кто ты есть, — поэтому за узкой дверью он неожиданно обнаруживает безграничную ширь, неслыханно неопределенную, где нет внутреннего и внешнего, верха и низа, здесь или там, моего и твоего, нет добра и зла.

Обращение к бессознательному является для нас жизненно важным вопросом. Речь идет о духовном бытии или небытии. Люди, сталкивающиеся в сновидениях с подобным опытом, знают, что сокровище покоится в глубинах вод, и стремятся поднять его.

Это архетип смысла, подобно тому как Анима представляет архетип жизни. Смысл кажется нам чем-то поздним, поскольку мы не без оснований считаем, что сами придаем смысл чему-нибудь, и с полным на то правом верим, что огромный мир может существовать и без нашего истолкования.

Суждение интеллекта направлено на однозначное установление смысла, но тогда оно проходит мимо самой их сущности: единственное, что мы безусловно можем установить относительно v природы символов, это многозначность, почти необозримая полнота соотнесенностей, недоступность однозначной формулировке..

Символический процесс является переживанием образа и через образы. Больные часто обнаруживают всю мифологию Анимы с бесчисленными архаическими мотивами... Я напоминаю об этих случаях, так как еще встречаются люди, полагающие, что архетипы являются субъективными призраками моего мозга.

Сознание часто сбивается с архетипически инстинктивного пути, вступает в противоречие с собственным основанием. Тем самым возникает необходимость синтеза того и другого. А это и есть психотерапия на ее примитивной ступени, в форме целительных ритуалов.

Так как архетипы, подобно всем нуминозным явлениям, относительно автономны, их чисто рациональная интеграция невозможна.

III ЧАСТЬ

Юнг был мыслителем и ученым. Факты для своих научных исследований он отыскивал везде - в древних мифах и современных сказках; в жизни первобытных людей и в современной цивилизации; в религиях Запада и Востока; в алхимии, астрологии, телепатии, ясновидении; в сновидениях и видениях здоровых людей; в антропологии, истории, литературе, искусстве; в клинических и экспериментальных исследованиях. Во множестве статей и книг он представляет эмпирические данные, служащие основой для его теории. Юнг настаивал на том, что его больше интересует не теория, а факты. "У меня нет системы, я говорю о фактах" (из личной беседы с авторами, 1954г.).

На протяжении жизни Юнг собрал большое количество эмпирического материала, это один из важнейших методов, к которому прибегал Юнг. В своей книге Юнг описывает множество снов, которые становятся подтверждением существования коллективного бессознательного (сны девочки, описывающие библейскую тематику, с которой она в силу своего возраста и ненадлежащего образования родителей, не могла быть знакома, что, по мнению К. Юнга, говорит о существовании коллективного бессознательного). Таким образов, Юнг проводил много наблюдений за пациентами в ходе своей медицинской практики, анализировал и изучал сновидения и таким образом смог обобщить эти данные и придти к выводу, что сны нельзя истолковывать у всех людей одинаково, что сны не лишены персонофицированности («Выучите все, что можно, о символизме, но забудьте все, когда интерпретируете сон.»), что глубокий анализ личности должен предшествовать истолкованию его снов. Данный подход Юнга расходится с подходом Фрейдом, толковавшему сны безотносительно личности.

«В более широком смысле было бы большой глупостью допустить, что существует готовый систематический истолкователь снов, который достаточно купить и найти в нем соответствующий символ.» -писал Юнг.

Юнг производил сравнительное изучение мифологии, религии и оккультных наук (алхимии и астрологии), так как данные относительно архетипов трудно получить только на основе современных источников. Исследования привели его в области, куда психологи проникали редко, и он обрел обширные познания в столь глубоких сферах, как индуизм, даосизм, йога, конфуцианство, христианская месса, первобытная ментальность. Юнг полагает, что богатая символика алхимии выражает многие, если не все, человеческие архетипы.

Юнг пытался усмотреть общие символы во снах как самых ярких проявлениях бессознательного. Так, методом индукции, путем наблюдения за пациентами, Юнг пришел к выводу, что бессознательное является «кладезью», которая ничего не забывает, и эта память может проявлять себя, например, посредством каких-то напоминаний (случай, когда у девушки заболела голова, оказывается , она услышала гудок парохода, невольно напомнивший ей о несчастном расставании с любимым, что и вызвало головную боль, даже без осознания самой девушки данного факта), в другом случае у человека что-то происходит в жизни, и он психологически не может это принять и поэтому не может есть, как бы «не может проглотить» эту неблагоприятную новость. Так, путем накопления знаний Юнг пришел к выводу о наличии закономерностей между реакцией бессознательного на проявления внешней среды.

На мой взгляд проблема бессознательного раскрыта Юнга в очень наглядной форме, что достигается путем множества примеров из практики. Поэтому основные методы анализа у Юнга эмпирические.

Данная книга действительно является полезной с очки зрения психологии, а так же философии. Ведь понимание состава человеческой сущности как двух частей, сознания и бессознательного, оказывающего огромное, неоценимое влияние на человека, меняет представления классической философии. Поэтому аргументы в пользу установленных умозаключений в виде наглядных примеров, а также подробных описаний снов и последующего анализа и систематизации полученных знаний помогают понять и применять эти знания для лечения людей в психиатрии. Ведь,

«для сохранения постоянства разума и, если угодно, физиологического здоровья, бессознательное и сознание должны быть связаны самым тесным образом, двигаться параллельными путями. Если же они расщеплены или “диссоциированы”, наступает психологическая нестабильность. В этом отношении символы сна — важные посланники от инстинктивной к рациональной составляющей человеческого разума, и их интерпретация обогащает нищету сознания, так как она учит его снова понимать забытый язык инстинктов.»

Юнг показывает огромную значимость бессознательного, а, следовательно, и снов - «посланников» от инстинктивной составляющей человека к сознанию, говорит о необходимом анализе снов, которые даже могут предостерегать человека от чего-то в будущем.

На мой взгляд, выдвинутые гипотезы Карла Юнга являются подтвержденными в его работе и могут быть понятны даже не специалисту в этой области.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Таким образом, в курсовой работе была рассмотрена проблема бессознательного в философии, основным научным источником для этого послужила работа              К.Юнга "Архетип и символ".

Юнг показал, что процесс развития личности определяется противоборствующими силами внутри её самой, а личность стремится к обретению так называемой "самости" (индивидуальности).

К. Юнг собрал огромное количество эмпирического материла и на основе его

анализа пришел к выводу, что задачей аналитической психологии является толкование врачом архетипических образов, возникающих у пациентов, которые можно выявить с помощью снов. Он считал, что на архетипической основе покоятся все великие идеи.

К.Юнг внес неоценимый вклад в психологию и философию. Он считал, что если

бы все традиции в мире оказались разом обрезанными, то со следующим поколением вся мифология и история религий началась бы сначала. Безусловно, научные теории К.Юнга заслуживают самого пристального изучения и анализа. Многие из них представляются мне очень интересными, хотя и не бесспорными. Например, на мой взгляд, теория архетипических образов как источника великих идей не может служит объяснением научных открытий, музыкальных и художественных произведений, на создание которых у их авторов ушли месяцы и годы напряженного труда и поиска. Именно напряженная работа мозга может найти свое отражение во сне, но навряд ли сон можно считать источником научной мысли и творческого озарения.

 

Список литературы:

 

1) К.Юнг «Архетип и символ», Издательство "Ренессанс" СП "ИВО-СиД", 1991

2) http://www.aboriginals.narod.ru/origins_of_religion10.htm

3) http://wanderer.org.ua/book/psy/jung/arch_sym.htm

4) http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/22917/22968/

5) http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st067.shtml

6) http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st068.shtml

7) http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st069.shtml

 



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Архетип в символизме сна 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Архетип в символизме сна

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)