Языковой материал для упражнений
2. Нестандартные задания 3. Занимательный материал на уроках русского языка 4. Элемент историзма на уроках русского языка 5. Использование игр, игр-упражнений для развития интереса к урокам. Исходя из обработанного материала, мы пришли к определенным выводам. Интерес к предмету прежде всего связан с мотивами учения. Учитывая их, можно более успешно строить процесс обучения. На первых порах детей интересует занимательная сторона урока. В дальнейшем на собственном опыте они познают практическую пользу изучаемого предмета. В развитии у учащихся интереса к предмету вычленяются такие этапы: 1) занимательно, поэтому и интересно; 2) вера в слово учителя о значимости предмета; 3) осознание практической потребности в знаниях по предмету. Развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету не проходит прямолинейно. Вычлененные этапы определяют характер интереса в период его становления. Несомненно, учитель, воспитывая у детей интерес к своему предмету, должен опираться вначале не только на занимательность, но и на силу своего убеждения, на практическое значение знаний по русскому языку. Однако если в центре своего внимания он поставит последнее, то дети его не поймут, поскольку у них еще мал запас знаний по предмету и невелик жизненный опыт, чтобы могла развиться потребность в знаниях. В то же время если в более старших классах преподаватель не будет обращаться к занимательности, то интерес детей трудно поддерживать.
Список используемой литературы 1. Арсирий А.Т.. Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского языка. – М., 1997. 2. Багаев Е.Г. О некоторых числовых символах.// Русская речь. – 1997, № 2. 3. Бондаревский В.Б. Развитие интереса и склонностей учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения. – Пермь, 1960. 4. Бондаренко С.М. Об интересе к русскому языку.// Сб. научн. Трудов «Воспитание интереса к изучению русского языка в школе» / Под ред. Б.И.Фоминых. – М., 1979. 5. Волина В.В. Веселая грамматика. Имя числительное. – М., 2001. 6. Волина В.В. Русский язык. – Екатеринбург, 1997. 7. Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся 5-8 классов. / Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1965. 8. Гостева Ю.М., Шибаева Л.А. Числительные на уроке. // Русский язык в школе. – 1993. -№ 5-6 9. Еськова И.А. Имя числительное. // «Русский язык» (прилож. к газ. «Первое сентября»). – 1999 – № 3. 10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990 11. Иконников С.Н. Использование игр-упражнений для развития интереса учащихся к урокам русского языка. – М., 1967. 12. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование: к учебному комплекту под ред. В.В.Бабайцевой. – М., 2000. 13. Лихтман Р.И. История русской грамматики.// «Русский язык» (прилож.к газ. «Первое сентября») – 2000. – № 19 14. Максимов С. Крылатые слова. – М., 1983. 15. Мережинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – М., 1997. 16. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. / Под ред. Л.Д.Чесноковой. – М., 1996. 17. Орг А.О. Нестандартные задания по русскому языку в 5-9 классах. // Русская словесность. – 1994. – № 1. 18. Палей И.В. Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися как один из приемов развития интереса к изучению русского языка. – М., 1985. 19. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М., 1985. 20. Пронина Г.А. Имя числительное. Интересные цифры о животном и растительном мире. // «Русский язык» (прилож. к газ. «Первое сентября»). – – 2000. -№ 9. 21. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1979 22. Супрун А.Е. Имя числительное и его изучение в школе. – М., 1964. 23. Тандит С.В. О воспитании интереса к русскому языку. // Русский язык в школе. – 1991. -№ 6. 24. Уразов И. Почему мы так говорим. – М., 1957. 25. Чаурина Р.Я. Правописание числительных и частей речи от них образованных. // «Русский язык» (прилож.к газ. «Первое сентября») – 2001. – № 10. 26. Числительное в упражнениях. // «Русский язык» (прилож.к газ. «Первое сентября») – 1998. – № 9. 27. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М., 1989. 28. Щукина Г.И. Методика изучения и формирования познавательного интереса учащихся. – Л., 1969
Приложение Лингвистические миниатюры, грамматические сказки 1. «Кто подсчитает?» Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая. А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора. – Кто за это предложение, прошу поднять руку, – сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов. Кто-то крикнул: «Много», и Существительное подхватило: – Много! – Вы же не считали! Или вы не хотите считать? – Уважаемый Председатель! – вступился Глагол. – Существительные не умеют считать по порядку, у него единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества. – Но кто же подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель. – Числительное!!! – хором выдохнул зал. Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное. Таинственное число». Семь – особое число, в нём некое волшебство. Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете, семь раз отмерь, а один отрежь, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь бед – один ответ. Вот наиболее известные фразеологизмы и пословицы с числительным семь. Как видите, их немало. Чем это объяснить? Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Число семь считалось священным и было весьма распространено. Сказка «Таблица умножения» На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонки чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по первому знаку продемонстрировать свою силу и мощь любому ученику – от первого до десятого класса. По первому знаку – это понятно. Ведь командует парадом Знак Равенства. – Равняйтесь! – командует Знак Равенства. И числа равняются. Дважды два равняется четырем. Трижды пять равняется пятнадцати. Семью восемь равняется пятидесяти шести. Вот какая здесь во всем точность. Таблица умножения – суровая дисциплина, но числа подчиняются легко и охотно. Разве можно не подчиниться дисциплине, которая существует под знаком равенства. (Ф.Кривин) Предки» Однажды из страны Арифметика в страну Грамматика шли два числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали они в дороге и сели отдохнуть под развесистой семёркой. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя Н, а я с одним?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом, и соединились. Так и появилось в числительном одиннадцать два Н, одно – от корня, другое – от бывшего предлога».
Ь в числительном. – Толя, почему у тебя нет ошибок на правописание Ь в числительных? – спросила Лена. – А разве ты не знаешь простого правила о правописании Ь в числительных? – удивился Толя. – Есть правило в числительных может быть только один Ь: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятЬдесят, шестЬдесят, пятЬсот, шестЬсот – во всех этих числительных Ь стоит в середине, а в числительных пятнадцатЬ, шестнадцатЬ, семнадцатЬ, восемнадцатЬ Ь стоит в конце, следовательно, в середине его не может быть. Но запомни: это правило относится только к числительным в именительном и в винительном падежах, а в других падежах может быть и два Ь, например, в творительном (пятЬюдесятЬю, шестЬюдесятЬю) или вообще не быть ни одного ёё, например, в родительном, дательном и предложном падежах (пятнадцати, шестнадцати, пятидесяти, шестидесяти).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |