Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личностно-нравственные качества социального работника



2020-02-03 507 Обсуждений (0)
Личностно-нравственные качества социального работника 0.00 из 5.00 0 оценок




Далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида. Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьёзные «расхождения во взглядах» между собственными установками и системой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придётся посвятить себя какой–либо другой деятельности.

В свою очередь, тот, кто начнёт овладевать этой профессией, очень скоро осознает огромное воздействие на неё таких факторов, как политические силы, экономические условия, демографические тенденции и технический прогресс. Именно поэтому социальная работа была и остаётся одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одной из самых одухотворённых и благородных видов деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему, которую он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие – в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие наоборот более чувствительны к людям пожилого возраста.

Холостова Е.И. в своём учебном пособии представила духовно-нравственный портрет соц. работника.

Для выполнения предписанных им функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определённые профессионально-этические нормы и принципы.

Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом соц. работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества соц. работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет соц. работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это даёт ему возможность быть информированным о различных соц. группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичными (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы; добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Всё это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированное.

Личностные качества соц. работников подразделяются на три группы.

К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность), и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе личностных качеств соц. работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.

Реализация указанных качеств может быть определена названием «профессиональная», «трудовая этика» соц. работника. Её содержание определяется отношением людей к труду, интегралыми подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.; быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Всё это требует действительно неординарных личностных качеств соционома [8,с.663] .

Вывод

Моральные принципы социальной работы основываются на общепринятых нормах и принципах этики и заключаются в том, что соц. работник оказывает помощь каждому, кто нуждается в ней, соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности, и также соц. работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией и т.д.

Принципы, на которых строится соц. работа: принцип гуманизма, личностный подход к человеку, принцип доверия к клиенту и поддержания доверия клиента к соц. работнику, принципы модальности (гибкости), перманентности (непрерывности), компетентности, принцип посредничества. 

Основные принципы профессионального поведения предусматривают, что: социальные работники предполагают сохранение и развитие необходимых навыков и знаний в своей деятельности; не должны использовать свои навыки в негуманных целях, таких как пытки или терроризм; должны поступать честно, с состраданием, эмпатией и заботой, должны соблюдать конфиденциальность, должны сознавать, что они несут ответственность за свои действия перед клиентами, людьми, должны быть готовы излагать причины своих решений, должны стимулировать и участвовать в этических дискуссиях со своими коллегами и работодателями.

Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек. Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния. На основе этих принципов строится этический кодекс Ассоциации социальных работников.

В кодексе социального работника прописаны многие положения, среди которых важнейшими видятся нам то, что сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения и соизмерять свои поступ­ки с высшими стандартами профессиональной честности, нести этическую ответственность перед профессией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных. Безусловно, практика социальной работы далека от совершенства, что делает особенно актуальным вопрос о ее развитии.
Социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий, является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек.

В ходе исследования мы достигли поставленной цели: определили место моральных норм и принципов в социальной работе и их роль в жизни государства и общества. Также решили поставленные задачи: проследили историю становления этических отношений в обществе; раскрыли основные понятия моральных норм и принципов этики; показали, что моральные нормы и принципы социальной работы являются залогом достижения эффективности профессиональной социальной работы; рассмотрели личностные качества и этический кодекс социального работника, являющиеся основополагающими в профессиональной социальной работе.

Пришли к выводу, что:

1. Только пронизанная гуманизмом и нравственностью социальная работа, направленная на достижение блага каждого человека и всего общества, защиту их интересов, может создать условия, которые позволят людям жить в гармонии с природой и друг с другом, и обеспечить возможность развития общества и каж­дого отдельного индивида.

2. Деятельность социального работника носит преимуществен­но творческий характер, и всегда в жестких рамках формаль­ной схемы есть место творчеству и инициати­ве, которые делают работу с каждым клиентом неповторимой и ори­гинальной.

3. Эффективность работы во многом зависит от пони­мания и восприятия специалистом сущности профессии и его творческих способностей и в свою очередь определяет соци­альное, духовное и материальное положение клиента. Поэтому, поскольку мы имеем дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, постольку должна существовать внутренняя этическая регламентация де­ятельности, способствующая формированию единства подходов к решению проблем и обуславливающая нормативное поведе­ние и действия специалистов.

Эти причины с нашей точки зрения являются достойными для актуализации вопроса о разработке и принятии этических норм и принципов, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника, взаимодействие различных социальных служб и органов социаль­ной защиты населения, их взаимоотношения с другими институ­тами и принимающих во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета белорусского народа и ожиданий общества.

Социальная работа как любая отрасль знаний, находится в процессе постоянного развития и обогащения новыми знаниями, новым опытом и в будущем станет неотъемлемой частью нашего общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 208с.

2. Словарь – справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. - М.:Юрист,2000. –325с.

3. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. Изд. 3-е. М., Политиздат, 1975. 392с.

4. Словарь социального педагога и социального работника: / Под ред. И.И.Коломинского, А.И.Левко; Худож. А.П. Боженов. – 2-е изд. – Мн.: БелЭн, 2003 – 256с.

5. Социальная работа /Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. - М., Ростов-на-Дону, “Феникс”- 1999 - 576 с.

6. Социальная работа: Учебное пособие /Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Социально-технологический институт, 1997. - 234 с.

7.  Топчий Л.В. Этический кодекс социального работника. // Социальная защита, – 2003. - №6. - С. 22-26

8. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 668с.

9. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3-х тт. Т.3. – М., 1993

10.Этика: Учеб. пособие для студентов вузов/И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. – 4-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 368 с.

11.http://www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum4247/print4256.html

12.http://www.anriintern.com/citizen/36_3.html

13.http://www.BankReferatov.rumsearch.htm.doc

14.http://www.basw-ngo-by.net/index.php?la=r&ra=W10205

15.http://www.bobych.ru/referat/72/17430/3.html

16.http://www.eknigi.ee/book_description.php?bid=17

17.http://www.kursach.com/biblio/0050001/01.htm

18.http://www.monax.ru/law/00002881_0.html



2020-02-03 507 Обсуждений (0)
Личностно-нравственные качества социального работника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личностно-нравственные качества социального работника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)