Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон перехода количественных изменений в качественные



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Закон перехода количественных изменений в качественные 0.00 из 5.00 0 оценок




Качество - то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга. Предметы, имеющие общий признак, образуют класс (множество). Каждому предмету присущ, свойственен один признак -признак класса. Классы могут состоять из очень многих предметов (класс молекул, например), из немногих, которые могут быть при надобности сосчитаны (классы вузов России, планет солнечной системы), из одного предмета, например, класс самых глубоких озер на Земле). Могут быть даже классы с нулевым объемом. Признак таких классов не принадлежит вещам (классы вечных двигателей, несжимающихся жидкостей и т.п.). Признак есть качество вещи. Качество всеобщее; это значит, что любое свойство есть качество вещи: справедливость, стол, государство, отец и т.п.

Выделим следующие четыре типа качеств (свойств). Первый: качества, существующие во взаимодействии, отношении вещей безотносительно к живым организмам. Такими качествами являются растворимость, время, пространство, электрон и т.п. Второй: качества, существующие лишь в отношении к живым организмам. К числу таких качеств относятся съедобность, польза, вред и т.д. Третий: качества, существующие лишь в отношении к субъекту - личности, социальной группе, человечеству. К ним относится благо, добро, прекрасное, объективное, материальное. Добродетели и пороки, хотя и принадлежат людям, не существуют сами по себе, но являются качествами в отношении к ним. Наконец, четвертый тип -качества идеальных образований (истина, заблуждение, абстрактность и т.д.).

То или иное качество не создается любым отношением, оно создается "своим" отношением, а другими не обусловлено. Кроме того, качество возникает на какой-то основе.

Количество - совокупность однородных элементов, образующих данное качество. Зерна образуют кучу, студенты - группу, звезды - созвездие, государства - федерацию или конфедерацию и т.д. Любое качество существует в определенных пределах - мере. Скажем, стол не может быть ниже колен человека и выше его головы. Вода как жидкость существует в обычных условиях от 0° до 100°С, медицина вся наполнена определениями норм здоровья, т.е. мер. Говорят, что все хорошо в меру. Действительно, недостаточность чего-то (внимания, доброты, производительности труда и т.д.) или чрезмерность чего-либо (назойливость, перегрузка при занятиях спортом, педантичность и т.д.) приводит к тому, что качество переходит в иное или не появляется вовсе (отрицание чего-либо становится нигилизмом, легкомыслие - преступлением, внимание - навязчивостью, высказывания без позитивных предложений -демагогией и т.д.). В линейном измерении мера ограничена двумя точками, в объемном - тремя.

Качества являются общими или отличительными не безотносительно, а в отношении к определенной вещи или классу предметов. В отношении к классу К вещь как предмет имеет только качество а, одно качество: в каждом определенном взаимодействии имеет бытие и проявляется одно качество.

Но вопрос, поставленный безотносительно, сходны или нет по качеству две вещи, невозможно ответить однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и Б являются разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно. Но вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно одинаковы.

Качественное различие есть между ветерком и ураганом, туманом и облаком, рассказом и повестью, животным и человеком, ребенком и взрослым, больным и здоровым, раздражимостью и ощущением в т.д. Но качественного различия и нет между названными предметами. Все дело в отношениях, в которых рассматривается вещь. Серная и соляная кислоты не отличаются по качеству как кислоты, но отличаются, ибо образуют разные соединения и т.п. В качестве товара вещь выступает в системе товарных отношений - и только.

Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой, оставаясь прежней. Вещь, переставшая быть товаром, т.е. изменившая свое качество в определенном отношении, остается по качеству в другом отношении той же самой. Изменение не бывает без покоя, изменение не является кратиловским изменением, т.е. превращением вещи в иное во всех отношениях Путь развития в природе, обществе и сознании – отнюдь не прямая линия.Ее изгибы – это как бы узлы, завязывающие все новые и новые закономерности,«права» которых простираются от одного узла к другому: это «узловатая линия мер» (Гегель). Границы этих мер далеко не всегда четко фиксированы, а поройи условны. Процесс развития сочетает в себе единство непрерывного и прерывного.Непрерывные изменения, т.е. постепенные количественные изменения, и неразрывно связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества обозначаются понятием эволюция. Однако в более широком смысле это понятие применяется для обозначения развития систем, имеющих глобальный характер, например эволюция звезд, эволюция растительного и животного царства, а также самого человека. Непрерывность в развитии системы выражает ее относительную устойчивость, качественную определенность, а прерывность –  ее переход в новое качество.  Утверждение только прерывности ведет к нарушению связи, взаимодействия, а утверждениеобратного, то есть сплошной континуальности (непрерывности), исключает качественный переход. Системы развиваются ритмически и рождение чего то нового представляет собой процесс взаимопревращения количественных и качественных изменений. Основой этого процесса взаимопревращения выступает постепенное накопление количественных изменений в системе, а   такжепостоянное качественное обновление ее структурных элементов. Существует многообразие количественных изменений. Это изменение и числа элементов объекта, и объема информации, и скорости движения, и степени проявления того или иного качества и т.п. Любое из этих количественных изменений ведетк появлению нового качества. Появление нового качества – это, по существу, появление нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная определенность. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может как ограничиваться уровнем данной формы движения, так и выходить за его пределы. Процесс становления нового качественного состояния противоречив: он есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Мера, выражающая единство количества и качества как применительно к предметам, для которых характерно простое превращение в пределах данного уровня организации системы, так и границам перехода с одного уровня организации системы на другой,является как бы межевым знаком процесса развития.

Переход вещи из одного качественного состояния в другое является скачком. Таянье льда, подростковый возраст как переход к юности, замена командно-административного управления демократическим - это и есть скачки. Скачки могут быть длительными по времени, краткосрочными, бурными, даже протекать как взрыв, или быть плавными. Разумеется, между этими полюсами существует и середина. Важно заметить, что скачок как прерыв постепенности находится в единстве с постепенностью.

Невозможно ответить однозначно, произошел ли скачок, если не определено отношение. Скачок бывает в строго определенном отношении. Скачок в одном отношении не является скачком в другом отношении. Иногда говорят, что при нагревании воды от 0° до 100° по Цельсию не происходит скачков. Так ли это? И да, и нет. Действительно, вода остается жидкостью, не переходит в твердое или газообразное состояние, но вода холодная и вода горячая -это вещи и разного качества. Можно продолжить этот пример: вода, лед, пар - вещи одного качества, ибо все они - Н2О, т.е. при превращении воды в лед или пар в этом отношении скачков не происходит, но и в другом отношении переход воды в лед или пар есть переход в иные агрегатные состояния, т.е. скачки есть.

Сколько отношений, столько и мер, границ, в которых предмет остается тем же самим. Вода дистиллированная, тяжелая, соленая, холодная, горячая, вода как жидкость, вода как Н2О, (т.е. одинаковая со льдом и паром), вода как вещество - для всех этих качеств существуют разные меры.

Многообразие свойств (можно сказать: качеств) присуще каждой вещи. Существуют и социальные качества, свойства, такие, как экономические, этические (добро, зло, справедливость) и др. Выражение "человек как личность - социальное существо" имеет смысл как следствие признания социальных качеств, которые также объективны, как и другие качества.

 Непрерывность развития складывается из следующих друг за другом скачков. Причем каждое качество есть определенность и переход к другому (юность - к возмужанию, зарастающее озеро - к болоту и т.п.). Выделение периодов в развитии есть выделение определенных состояний и в то же время скачков к иному. Ф.Энгельс писал, что в природе нет скачков, потому что она сплошь состоит из скачков. Подобную мысль высказывали Гегель и Плеханов. Последний говорил, что тезису, гласящему, что скачков не бывает, а есть только непрерывность, с полным правом можно противопоставить антитезис, по смыслу которого в действительности изменение всегда совершается скачками, но только ряд мелких и быстро следующих один за другим скачков сливается для нас в один непрерывный процесс.

Итак, всякое качественное изменение является в другом отношении количественным изменением однородных элементов. Если субъект видит только количественное изменение и не применяет принцип относительности, он делает выводы, что количественные изменения предшествуют качественным во всех отношениях, что количественные изменения исключают качественные, и наоборот. Закон перехода количественных изменений в качественные - один из основных законов диалектики и не знает исключений. Понимание его всеобщности и объективности способствует объяснению и преобразованию процессов и состояний - экономических, психических, физических и др.



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Закон перехода количественных изменений в качественные 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон перехода количественных изменений в качественные

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)