Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II.7. Проектирование отдельных опытов.



2020-02-03 421 Обсуждений (0)
II.7. Проектирование отдельных опытов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Используя научную литературу, я попытался повторить наиболее интересные для меня опыты. Механизм диффузии и результаты этих опытов я изобразил в презентации в виде анимационных моделей.

ОПЫТ 1. Взять две пробирки: одна до половины наполнена водой, другая до половины наполнена песком. Воду вылить в пробирку с песком. Объём смеси воды и песка в пробирке меньше суммы объёмов воды и песка.

ОПЫТ 2. Длинную стеклянную трубку до половины наполнить водой, а затем сверху налить подкрашенный спирт. Общий уровень жидкостей в трубке отметить резиновым кольцом. После перемешивания воды и спирта объём смеси уменьшается.

(Опыты 1 и 2. доказывают, что между частицами вещества существуют промежутки; во время диффузии они заполняются частицами вещества – пришельца.)

ОПЫТ 3. Ватку, смоченную нашатырным спиртом, приведём в соприкосновение с ваткой, смоченной индикатором фенолфталеином. Наблюдаем окрашивание ваток в малиновый цвет.

Теперь ватку, смоченную нашатырным спиртом, помещают на дно стеклянного сосуда, а смоченную фенолфталеином. Прикрепим к крышке и накроем этой крышкой стеклянный сосуд. Через некоторое время ватка, смоченная фенолфталеином, начинает окрашиваться.

В результате взаимодействия с нашатырным спиртом фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет, что мы и наблюдали при соприкосновении ваток. Но почему тогда во втором случае ватка, смоченная фенолфталеином. Также окрашивается, ведь теперь ватки в соприкосновение не приводились? Ответ: непрерывное хаотическое движение частиц веществ.

ОПЫТ 4. Вдоль стенки внутри высокого цилиндрического сосуда опустить узкую полоску фильтровальной бумаги, пропитанной смесью крахмального клейстера с раствором индикатора фенолфталеина. На дно сосуда поместить кристаллы йода. Сосуд плотно закрыть крышкой, к которой подвешена вата, пропитанная раствором аммиака.

За счёт взаимодействия йода с крахмалом по полоске бумаги вверх поднимается сине – фиолетовое окрашивание. Одновременно вниз распространяется малиновая окраска – доказательство движения молекул аммиака. Через несколько минут границы окрашенных участков бумаги встретятся, и далее синий и малиновый цвета смешиваются, то есть происходит диффузия.[ 10]

ОПЫТ 5. (проводят вдвоём) Взять часы с секундной стрелкой, рулетку, флакон туалетной воды и встать в разные углы комнаты. Один засекает время и открывает флакон. Другой отмечает время, когда почувствует запах туалетной воды. Измеряя расстояние между экспериментаторами, находим скорость диффузии. Для точности опыт повторяется  3 – 4 раза, и находится среднее значение скорости. Если расстояние между эксперитентаторами 5 метров, то запах чувствуется через 12 минут. То есть скорость диффузии в данном случае равна 2, 4 м /мин.

ОПЫТ 6.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЯЗКОСТИ ПЛАЗМЫ МЕТОДОМ   ПЛАЗМОЛИЗА (по П.А.Генкелю) [3 ].

Скорость наступления выпуклого плазмолиза в растительных клетках при их обработке гипертаническим раствором зависит от вязкости цитоплазмы; чем меньше вязкость цитоплазмы, тем скорее вогнутый плазмолиз переходит в выпуклый. Вязкость цитоплазмы зависит от степени дисперсии коллоидных частиц и их гидратации, от содержания воды в клетке, от возраста клеток и других факторов.

Ход работы. Делают тонкий срез эпидермиса с листа алоэ, или сдирают эпидермис с мягких чешуй лука. Изготовленные срезы подкрашивают в часовом стекле в течение 10 минут в растворе нейтрального красного концентрации 1:5000. Затем срезы объекта помещают на предметное стекло в каплю сахарозы слабой концентрации и закрывают одним покровным стеклом. Под микроскопом отмечают состояние плазмолиза. Сначала в клетках отмечается вогнутый плазмолиз. В дальнейшем эта форма или сохраняется, или с той или иной быстротой переходит в выпуклую форму. Важно отметить время перехода вогнутого плазмолиза в выпуклый. Промежуток времени, в течение которого вогнутый плазмолиз переходит в выпуклый, является показателем степени вязкости протоплазмы. Чем больше продолжительность времени перехода к выпуклому плазмолизу, тем больше вязкость плазмы. Плазмолиз в клетках лука начинается быстрее, чем в кожице алоэ. Значит цитоплазма клеток алоэ более вязкая.

ОПЫТ 7. ПЛАЗМОЛИЗ. ДЕПЛАЗМОЛИЗ. ПРОНИКНОВЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В  ВАКУОЛЬ [ 2]

Некоторые органические вещества довольно быстро проникают в вакуоль. В клетках, при их выдерживании в растворах таких веществ, сравнительно быстро теряется плазмолиз и наступает деплазмолиз.

Деплазмолиз – это восстановление тургора в клетках (т.е. явление, обратное плазмолизу).

Ход работы. Срезы верхнего эпидермиса чешуи окрашенного лука (вогнутая сторона) помещают в каплю I М раствора удобрения для растений мочевины или глицерина прямо на предметном стекле, накрывают покровным стеклом. Через 15-30 минут объекты рассматривают под микроскопом. Хорошо заметны плазмолизированные клетки. Оставляют срезы в капле раствора еще на 30-40 минут. Потом опять рассматривают под микроскопом и наблюдают деплазмолиз - восстановление тургора.

Вывод:растения не могут чётко контролировать количество поступающих и выходящих из клеток химических веществ.

 

 

III. Заключение.

 

Закономерностям диффузии подчиняются процессы физико-химических перемещений элементов в земных недрах и во Вселенной, а также процессы жизнедеятельности клеток и тканей живых организмов. Диффузия играет важную роль в различных областях науки и техники, в процессах, происходящих в живой и неживой природе. Диффузия оказывает влияние на протекание многих химических реакций, а также многих физико-химических процессов и явлений: мембранных, испарения, конденсации, кристаллизации, растворения, набухания, горения, каталитических, хроматографических, люминесцентных, электрических и оптических в полупроводниках, замедления нейтронов в ядерных реакторах и т.д. Диффузия большое значение имеет при образовании на границах фаз двойного электрического слоя, диффузиофорезе и электрофорезе, в фотографических процессах для быстрого получения изображения и др. Диффузия служит основой многих распространённых технических операций: спекания порошков, химико-термической обработки металлов, металлизации и сварки материалов, дубления кожи и меха, крашения волокон, перемещения газов с помощью диффузионных насосов. Роль диффузии существенно возросла в связи с необходимостью создания материалов с заранее заданными свойствами для развивающихся областей техники (ядерной энергетики, космонавтики, радиационных и плазмохимических процессов и т.п.). Знание законов, управляющих диффузией, позволяет предупреждать нежелательные изменения в изделиях, происходящие под влиянием высоких нагрузок и температур, облучения и могое-многое другое…

Каким вообще был бы мир без диффузии? Прекратись тепловое движение частиц – и вокруг всё станет мёртвым!

В своей работе я обобщил собранный по теме реферата материал и подготовил для его защиты презентацию, сделанную в редакторе Power Point. Данная презентация, на мой взгляд, сможет разнообразить материал урока по данной теме. Некоторые описанные в литературе опыты были повторены и немного видоизменены мной. Наиболее интересные примеры диффузии представлены на слайдах презентации в анимационных моделях.

 

IV. Используемая литература:

 

1. Антонов В. Ф., Черныш А. М., Пасечник В. И., и др. Биофизика.

           М., Арктос-Вика-пресс, 1996

2. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. и др. Гистология.

            М. Медицина, 1999.

3. Албертс Б., Брэй Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки.

            В 3-х томах. Том 1. М., Мир, 1994.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006

5. Варикаш В.М. и др. Физика в живой природе. Минск,1984.

6. Демьянков Е.Н. Задачи по биологии. М. Владос, 2004.

7. Николаев Н.И. Диффузия в мембранах. М. Химия, 1980, с.76

8. Перышкин А.В. Физика. 7. М. Дрофа, 2004.

9. Физический энциклопедический словарь, М., 1983, с. 174-175, 652, 754

10.  Шабловский В. Занимательная физика. С-Петербург, «тригон» 1997, с.416

11.  xttp//bio. fizten/ru./

12.  xttp//markiv. narod.ru./

13. «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%84%D1%84%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8F» Категории: Явления на атомном уровне | Термодинамические явления | Явления переноса | Диффузия

 

 



2020-02-03 421 Обсуждений (0)
II.7. Проектирование отдельных опытов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II.7. Проектирование отдельных опытов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)