Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспроизведение звуков



2020-02-03 412 Обсуждений (0)
Воспроизведение звуков 0.00 из 5.00 0 оценок




Применение фонетики

Мы живем в мире звуков. Проснувшись утром, слышим тиканье часов, плеск воды в умывальнике, пыхтенье чайника на плите. Выходим из дома – нас окружают голоса улицы: чириканье воробьев, шум ветра, шуршание шин по асфальту, звон трамваев. Но вот у вас за спиной раздался голос прохожего: «Скажите, пожалуйста, который час?» Вы посмотрели на часы и ответили. Каким же образом из потока звуков вы уловили те, которые передали вам определенную информацию? Чем отличаются они (звуки речи) от других?

 

В языке все: части слов, слова, словосочетания, предложения – имеет звуковое выражение. Не случайно в школе обучение языку начинается с того, что детей знакомят со звуками и буквами.

 

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Она входит и в школьный курс языка.

 

Можно ли при общении обойтись без звуков речи? Вероятно, кто-нибудь ответит на этот вопрос утвердительно и назовет используемые в процессе общения жесты, мимику; возможно, кто-то вспомнит о различных сигналах (например, о световых, которые подает светофор), о языке свиста или даже о восточном «языке цветов».

 

Кроме языка слов есть и другие средства общения, но все они весьма ограничены в своих возможностях. Попытайтесь, например, с их помощью передать содержание хотя бы одной фразы из повести К. Паустовского «Мещерская сторона»: Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Из этой попытки ничего не получится. А звуковая речь дает возможность выражать все разнообразие наших мыслей и чувств.

 

Для того чтобы быстро и легко понимать друг друга, мы должны правильно говорить: существуют нормы, правила произношения, которые учитывают закономерности звуковой стороны языка. Очевидно, вывод ясен: без звуков речи в общении обойтись нельзя.

 

Русский язык хорошо справляется с обязанностью быть средством общения: он неисчерпаемо богат. Задумались ли вы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка? Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических средств, в многообразии синтаксических конструкций, то будете правы. Однако не забудем и о звуковой стороне речи. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть еще и мягкие, которые для слуха особенно приятны. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.

 

Мелодичность русского языка отмечали многие писатели. К. Паустовский в «Книге скитаний» рассказывает:

 

            …В Арле, на бульваре Де-Лисс в вечернем пустом кафе нас еще раз убедил в красоте                                              нашего языка кельнер-«гарсон» средних лет – типичный арлезианец с насмешливыми глазами.

Он долго почтительно стоял невдалеке от нашего столика, слушал разговор, потом подошел и спросил, на каком языке мы разговариваем.

     - А почему вы это спрашиваете? – спросили мы в свою очередь гарсона.

     - Какой-то, - ответил он, - необыкновенно красивый язык…

 

Язык нужен везде: и в бытовом общении, и на производстве, и в науке. В современную эпоху научно-технической революции широко внедряется в производство автоматизация, развивается робототехника, решаются вопросы управления техникой с помощью речевых команд.

 

В книге Л.Р. Зиндера «общая фонетика» производятся интересные размышления по поводу общения человека с машиной. Человек подает машине команду в виде речевых сигналов и даже учит ее воспринимать обычную речь: машина должна распознавать звуки речи, «знать» о возможностях их сочетаемости и взаимозаменяемости. «Научит» этому машину без обращения к фонетике нельзя. Следовательно, к НТР фонетика имеет самое непосредственное отношение.

 

Фонетика нужна врачам-логопедам: они учат детей правильно выговаривать звуки. Многие дети долго не могут выговаривать [р] и [ш], заменяют их другими звуками. Чтобы научить ребенка произносить трудный для него звук, надо знать, как этот звук производится (как работает при этом произносительный аппарат). Только на основе фонетических знаний можно научить звуковой речи глухонемых детей (они ведь не слышат окружающих и потому сами не заговорят); понимать речь собеседника глухонемых детей учат по движению губ.

 

Задумаемся над вопросом, как соотносится устная сторона нашей речи с письменной. В школе изучается орфография, которая прежде всего показывает, как с помощью букв отражается звуковой состав значащих частей слов ( корней, приставок, суффиксов, окончаний). Почему, например, в слове гора мы пишем букву о, хотя слышим звук, близкий к [а]? Почему в слове дуб пишем букву б, хотя слышим звук [п]? На эти «почему» ответит любой школьник, если только он учил правила орфографии. И в правописании нужна фонетика!

 

Фонетическая осведомленность необходима при создании письменности для бесписьменных народов. В нашей стране в 20-30 годы началось создание более чем пятидесяти алфавитов. И первый этап этой работы был связан с фонетикой: надо было услышать в звучащей речи все типичные для данного языка звуки-смыслоразличители, подобрать для них графическое изображение (буквы), составить алфавит, разобрать правила правописания и т.д.

 

Нужна ли фонетика в кинематографии? Отвечаем снова утвердительно.

Кто такой аэт? Это автор экранного текста. В дублированных, например иностранных, фильмах звучит русская речь; французские, немецкие, польские и другие зарубежные артисты в действительности говорят на своем языке, а для удобства зрителей русские артисты-дублеры произносят текст по-русски. Задача аэта так перевести текст, чтобы он не только был точным по содержанию, по эмоционально-стилитической окраске, но и фонетически сходен с первоисточником. Фразы (иноязычная и русская) должны совпадать по длине, звуки должны быть сходными по артикуляции (то есть по движению произносительных органов, - в первую очередь губ). Например, один из героев немецкого фильма произносит глагол fallen (фален), который в словаре переводится как «разрушиться» и «падать». Какой из этих синонимов по фонетическим признакам больше подойдет для дублера? Рассуждаем: у глагола fallen два слога, у глагола рушиться их три (слово длиннее немецкого на один слог). Кроме того, немецкий глагол начинается губным (губно-зубным) согласным [ф] – на экране будет видно сближение губ (точнее прикасание верхних зубов к нижней губе); начальный звук [р] в русском глаголе не губной, а язычный. Значит, глагол рушиться для экранного текста не подойдет. Второй синоним (падать) более удобен для такого перевода: в нем два глагола и начальный звук тоже губной, да и ударный гласный (в первом слоге) один и тот же – [а].

 

Вот так примерно рассуждает аэт, а для подобных выводов, согласитесь, нужно основательное значение фонетики.

 

Теперь ясно, что знания фонетики применяют во многих сферах нашей жизни.

Понятие фонетики

Ф о н е т и к а(греч. phonē - звук).это раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй. Фонетика изучает звуки, фонемы, слоги, ударение и интонацию. При изучении фонетики принимается во внимание как акустический аспект (ведь звук речи, как и любой другой звук, имеет свои физические характеристики), так и артикуляционный (сосредоточивающийся на способах образования звуков речи).

 

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

 

К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон).

Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы - клубы, дыры - дыры, руки - руки).

 

Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).

 

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).

 

Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.

 

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.

Фраза

Ф р а з а - это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

 

Ф р а з а – это законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией. Если вы сказали товарищу: «Завтра утром пойдем на каток», то вы произнесли фразу. Высказанная вами мысль вполне понятна и интонационно оформлена: к середине фразы ваш голос повысился, а к концу понизился, и там, где кончилось повышение тона, вы сделали паузу.

 

Пауза разделила фразы на речевые такты, которую в свою очередь состоят из фонетических слов. Фонетическое слово часто соответствует «обычному», но может включить в себя и два «обычных» слова, если одно из них не имеет ударения. Значит, в речевом такте столько фонетических слов, сколько ударений. В той фразе, которую вы произнесли, пять «обычных» слов и только четыре фонетических, потому что предлог на не имеет своего ударения и произносится слитно с именем существительным каток.

Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.

 

Речевой такт делится на фонетические слова, т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.

Слова членятся на собственно фонетические единицы - слоги, а последние - на звуки.

Фонема

Наименьшей единицей языка является ф о н е м а. Эта единица представлена в речи рядом позиционно чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, и служит для отождествления и различия морфем и слов.

 

В русском языке 5 гласных и 36 согласных фонем.

 

Гласные фонемы характеризуются по степени редукции (количественное и качественное изменение в зависимости от ударения).

 

Каждое фонетическое слово состоит из слогов, а слог из звуков: одного (если это гласный), двух или нескольких (но непременно один из них будет гласным).

 

Артикуляционная характеристика гласных звуков строится на трех основных признаках: участии губ (лабиализованность), степени подъема языка по отношению к небу, степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад.

 

Согласные фонемы характеризуются по твердости/мягкости и по звонкости/глухости. Выделяют парные: твердые/мягкие и глухие/звонкие согласные. Парой по данному признаку именуют две языковые единицы, различающиеся только по этому признаку.

История

Многие явления в современном языке на первый взгляд кажутся загадочными, не поддающимися объяснению. В корне слова сон стоит беглый согласный [о]: сна – сновидение. То же самое происходит и в слове день: дня – дневной. Почему и куда гласные «убегают»? Ухо – но уши, нога – ножка, рука – ручка. Что заставляет одну согласную меняться на другую? Бывают и другие чередования: время – времени, имя – имени, снять – снимать, мять – мнет, начать – начнет. Здесь совсем странно: гласный меняется на согласный, а один звук – на два других.

 

Разгадку нужно искать в истории языка. Памятники письменности свидетельствуют, например, что современные беглые гласные, - это отражения, рефлексы (от лат. reflexus – «обратное движение», «поворот») особых гласных звуков древнего языка, не сохранившихся в современном. Историю звуков языка изучает историческая фонетика.

 

В праславянском языке, предке древнерусского и современного, было 11 гласных фонем. Кроме общих с современным русским языком а, е, о, у, и, ы (два последних гласных в современном языке образуют одну фонему, а в праславянском и раннедревнерусском это еще были две разные фонемы) существовали: два носовых гласных (носовые е и о), два редуцированных (ъ «ер» и ь «ерь»), гласный «ять».

 

Представить себе, как произносились носовые гласные в праславянском языке, легко тому, кто знает французский или польский: в этих языках тоже есть носовые гласные. Они произносятся, например, во французских словах  temps – «время», rien – «никогда», montre – «наручные часы». Носовые гласные были и в старославянском. Кирилл, составляя славянскую азбуку, ввел для их обозначения специальные буквы – «юсы». В кириллице было два «юса»: «юс малый», обозначавший носовой е, и «юс большой», обозначавший носовой звук о.

 

Судьба носовых гласных в славянских языках складывалась по-разному. В диалектах восточных славян они исчезли очень рано – еще до появления в 11 веке первых памятников письменности. Но пропали они не бесследно: носовой е перешел в [а], смягчив предшествующий согласный, а носовой о – в [у]. Так, звук [а] в словах грязь, мять, вянуть, жать и многих других восходит к праславянскому носовому е, а [у] в словах мудрый, суд, внутренний, ловлю, поющий и других восходит к праславянскому носовому о.

 

Откуда ученые знают, когда были утрачены носовые гласные? По самым старым рукописям, написанным на Руси, видно, что книжники читали букву «юс малый» как [а], а «юс большой» как [у]. Позже, в 12 веке, буква «юс большой» выходит из употребления.

 

Как образовались носовые гласные, нам рассказывают чередования в суффиксах существительных на –мя: время – времени, имя – имени. У этих слов есть суффикс –мя-//-мен-, который на конце слова оканчивается на –я (окончание при этом нулевое), а если за ним идет гласный окончания, то он оканчивается на –ен-. Когда-то в праславянском языке суффикс имел единый вид: -мен-. Затем начал действовать закон открытого слога. По этому закону в языке могли быть только слоги, оканчивающиеся на гласный, но не на согласный. Закону открытого слога противоречили и последние слоги форм вре-мен, и-мен. Сочетание ен в этих формах слилось в один носовой гласный, и тогда все слоги стали открытыми. Позже, в раннем древнерусском языке, носовой е превратился в а, и получились наши современные формы – время, имя. А в формах имени, времени не было необходимости преобразовывать сочетания –ен-, поскольку все слоги в них и так были открытыми. В образовании носовых гласных из сочетаний «гласный + носовой согласный н, м» в положении перед согласным говорят и чередования в корнях глаголов: взять – возьму, начать – начну, жать – жну, жать – жму, распять – распну (а,я здесь восходит к носовому е).

 

Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.В раннедревнерусском языке (и еще раньше – в праславянском) были два рудуцированных (от лат. reductio – «возвращение», «отодвигание назад»), или сверхкратких гласных. Их обозначали буквами «ер» и «ерь». Редуцированный гласный «ерь», видимо, произносился, как звук, средний между современными [и] и [е] (примерно как первый гласный в слове человек), а редуцированный «ер» - как звук, средний между [ы] и [а] (приблизительно как первый гласный в слове молодежь). Несмотря на свою краткость, редуцированные были полноценными гласными, в частности они могли образовывать слоги.

 

Редуцированные гласные часто встречались в словах древнерусского языка, а также старословянского и их общего предка – праславянского. Редуцированные отличались от остальных гласных следующим: их произношение (длительность) зависело от того, что следовало за слогом с редуцированным. Принято различать так называемые сильные и слабые позиции редуцированных. В древнерусском языке слабыми (в них редуцированные произносили с меньшей длительностью) были позиции: на конце слова; перед слогом с любым гласным, кроме редуцированного, и перед слогом с редуцированным в сильной позиции. Сильным (в них редуцированные имели большую длительность) были позиции: перед слогом с редуцированным в слабой позиции и в сочетании со звуками р и л между согласными.

 

В древнюю эпоху существования славянских языков (когда они уже выделились из праславянского) начался процесс падения редуцированных. В слабых позициях редуцированные исчезли, в сильной – продолжали произноситься. С течением времени они совпадали в звучании с уже имеющимися в языке гласными. В древнерусском гласный ъ в сильной позиции совпал с о, а ь – с е.

 

Наследие редуцированных в современном русском языке – беглые гласные. Например, в древнерусском языке форма именительного падежа единственного числа слова сон содержала две буквы ъ: сънъ. Конечный ъ находился в слабой позиции, корневой ъ – сильной. После падения редуцированных получается сън, затем сон. А в форме родительного падежа этого слова корневой ъ стоит в слабой позиции – значит, после падения редуцированных получается сна. Так чередование сильного и слабого ъ и ь преобразовалось в чередование гласного (о,е или и) с нулем звука: возникли беглые гласные.

 

Падение редуцированных без преувеличения можно назвать главным событием в истории славянских (в том числе и русского) языков послеславянского времени. Благодаря ему не только уменьшилось число гласных в языке и появились беглые гласные. После падения редуцированных в древнерусском языке изменилась структура слога: если до него все (или почти все) слоги были открытыми, то теперь появилось большое количество закрытых слогов. Коренным образом изменилась и система согласных звуков. Это изменение наметилось еще до падения редуцированных: твердые согласные стали мягкими перед гласными переднего ряда. Однако «новые мягкие» не были еще полноценными согласными фонемами, так как их мягкость определялась тем, что за ними шел гласный переднего ряда. После падения конечных редуцированных мягкие согласные оказались на конце слова. Теперь их мягкость уже не была обусловлена передним рядом следующего гласного (ведь гласного уже никакого не было: [кост’ь], [сол’ь], [осм’ь] превратились в  [кост’], [сол’], [осм’]). Поэтому после падения редуцированных мягкие согласные стали самостоятельными фонемами, способными различать слова: мя[т] - мя[т’], ме[л] - ме[л’]. Значит, наша современная система согласных с парами по твердости/мягкости сформировалась уже в конце 11 века.

 

Количество согласных в русском языке после падения редуцированных и появления мягких согласных фонем, парных твердым, сильно возросло. Количество гласных, наоборот, уменьшилось, и не только потому, что из системы звуков были «вычеркнуты» редуцированные. Появление парных по твердости/мягкости согласных фонем изменило отношения гласных и и ы. Теперь они объединились в одну фонему, став «заместителем» друг друга в разных фонетических позициях: и бывает только в начале слова и после мягкого согласного, ы – только после твердого. Это еще одна особенность современного русского литературного языка, сформировавшаяся после падения редуцированных гласных.

 

Еще одна утрата была связана с исчезновением фонемы «ять». В старой русской орфографии была буква «ять», обозначавшая звук [е] русского литературного языка. Буква «ять» по традиции писалась во многих русских словах, в которых она встречается и в древнейших славянских рукописях. Орфографическая реформа 1918 г. устранила «ять» из русского алфавита как избыточную: ведь в алфавите есть буква е, которая тоже обозначает звук [е].

 

Между тем в древнерусском языке буква «ять» обозначала особый звук, отличный от [е]. Полагают, что «ять» в древнерусских диалектах был звуком верхне-среднего подъема [е] (как первый звук в слове эти) или дифтонгом (сочетанием звуков) [ие].

 

Реформа, устранившая букву «еть», очень облегчила жизнь школьников: ведь в литературном языке всего пять гласных фонем, и теперь не надо было учить наизусть список слов, в которых пишется «ять». Зато хуже стало тем, кто произносит особую фонему «ять»: им приходится одной буквой передавать две разные фонемы (как если бы москвичам предложили такое правило графики: звуки [и], [э] передавать одной буквой е).

 

Если число гласных в истории русского языка уменьшалось, то число согласных, наоборот, увеличивалось. Это происходило за счет появления новых мягких согласных фонем (этот процесс начался еще в праславянском языке).

 

 

Первоначально в праславянском языке был всего один мягкий согласный – j. Затем, еще на очень раннем этапе жизни праславянского, изменились законы сочетаемости звуков: заднеязычные согласные к, г, х не могли больше сочетаться с гласными переднего ряда. Поэтому во всех словах, где были сочетания типа ки, ги, хи, заднеязычные смягчились и перешли шипящие: к в ч, г в ж, х в ш. Это изменение лингвисты называют первым переходным смягчением заднеязычных согласных (первой палатализацией). Так появились три мягкие согласные фонемы. Их рефлексы мы находим в словах широкий, жена, чистый, а также час, чудо, жало (в трех последних словах гласные непереднего ряда после шипящих образовались позже из гласных переднего ряда). После смягчения заднеязычных в языке появились чередования заднеязычных согласных с шипящими: могу- можешь, пеку – печет, рука – рученька – ручка, овраг – овражек, сухой – сушить. Эти чередования пронизывают всю систему согласных современных славянских языков.

 

С первым переходным смягчением связаны чередования и в словах отец- отечество, огурец – огурчик, князь – княжеский.

 

Спустя некоторое время после первого переходного смягчения заднеязычных согласных в православянском языке появились новые гласные переднего ряда «ять» и и, образовавшиеся из дифтонгов. Опять возникли сочетания заднеязычных согласных с гласными переднего ряда, а язык по-прежнему стремился от них избавиться. Заднеязычные перед «ять» и и смягчились, но перешли уже не в шипящие, а в свистящие звуки: к в ц, г в з, а х в с. Это изменение называется вторым переходным смягчение заднеязычных согласных (второй палатализацией). Его результаты мы видим в словах серый, седой, целый, цена, зеница, царь и др. Так появились еще три мягкие согласные фонемы.

 

Третье переходное смягчение заднеязычных согласных (третья палатализация) дало те же результаты в праславянских диалектах, что и второе. Однако позиции, в которых оно происходило, были другими: заднеязычный согласный смягчался под влиянием предшествующих ему гласных переднего ряда и сочетания -ьр-. Результаты третьего смягчения задненебных встречаем в русских словах лестница, лицо, овца, отец, месяц, заяц, мерцать; польза, нельзя, князь, стезя; весь (местоимение).

 

В языке Древнего Новгорода, который сформировался на основе племенных диалектов словен, второго переходного смягчения не происходило. Эти диалекты в эпоху образования новых «ять» и и «не имели ничего проще» сочетаний заднеязычных согласных с гласными переднего ряда.

 

В древнерусском языке уже не было запрещено сочетания типа Ки, ги, хи. В 14 веке в большинстве диалектов старые сочетания кы, гы, хы переходят в Ки, ги, хи. Это правило сочетаемости звуков сохраняется и в наши дни. В современном языке сочетания кы, гы, хы встречаются в заимствованиях типа Кыргызстан, а также на стыках морфем.

 

Мягкие согласные образовались в позднем праславянском языке и в результате слияния твердых согласных с последующим j.При этом появились новые мягкие фонемы <н>,<л>,<р> из сочетаний нj, лj, рj; сочетания твердых зубных согласных с j тоже превратились в мягкие (шипящие) звуки, но все они уже были в языке и раньше. Эти фонетические изменения привели к появлению таких чередований: вязать – вяжу, писать – пишу, искать – ищу, свет – свеча, ловить – ловля, вопить – вопль, плакать – плачь. Слияние согласных с последующим j довершило образование мягких согласных в позднепраславянский период.

 

Дальнейшая история мягких согласных, возникших в праславянском языке – это история отвердения шипящих и ц. Об их былой мягкости напоминают правила русской графики.

Воспроизведение звуков

 

Чтобы человек видел, природа дала ему глаза, чтобы слышал – уши, чтобы двигался – ноги и т.д. А вот органов, специально предназначенных для производства звуков, у нас нет: все те части организма, с помощью которых мы говорим, выполняют эту работу «по совместительству».

 

Как явление природы звуки речи ничем не отличаются от любых других звуков. Все они возникают в результате колебания какого-либо тела: струны музыкального инструмента, крыши под струями дождя, голосовых связок человека и т.д. Колеблющееся тело образует упругие волны, которые передаются через окружающую среду и достигают нашего уха.

 

Чтобы голосовые связки колебались и производили звук, в первую очередь необходима воздушная струя. Человек создает ее, выдыхая воздух из легких. Сначала поток воздуха попадает в дыхательное горло – трахею, а затем в гортань. В гортани между хрящами натянуты голосовые связки – мускулистые пленки, идущие поперек гортани, они могут быть расслаблены (как при обычном дыхании), а могут быть напряжены и сдвинуты. В последнем случае струя воздуха, пробиваясь в узкую щель между связками, заставляет их дрожать. В результате этого колебания образуется голос – так же, как звук от гитарной струны.

 

Пройдя гортань, струя воздуха попадает в глотку, которая переходит в две полости – ротовую и носовую. Эти полости при образовании звуков речи выполняют роль резонаторов. Они разделены небом; оно спереди твердое, а в задней части – мягкое и оканчивается маленьким язычком. Мягкое небо вместе с маленьким язычком называют небной занавеской. Если она приподнята, то воздух идет через рот. А если опущена и закрывает вход в ротовую полость, воздух выходит через нос.

 

Ротовая полость может менять свою форму и объем благодаря движениям языка, губ и нижней челюсти. Это меняет характер звука, подобно тому, как разные резонаторы дают разный звук. Носовая полость изменять объем и форму не может. Только пройдя ротовую или носовую полости, звук получает окончательную окраску, приобретает характерный тембр, свойственный именно этому звуку и отличающий его от любого другого. Органы, с помощью которых человек говорит, вместе составляют речевой аппарат. Движения и положения органов речи, необходимые для того, чтобы произнести звук, называют артикуляцией (от лат. Artikulare – «членораздельно выговаривать»).

 

Для того, чтобы сформировался совершенный, практичный произносительный аппарат у человека, понадобились тысячелетия! Ведь и у высокоразвитых животных есть легкие, язык, губы, зубы, но только человек приспособил их для производства речи, для формирования языка как средства человеческого общения.

 

Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» показал, что в процессе коллективного труда у предков человека появилась «потребность что-то сказать друг другу»; эта потребность привела формирующихся людей к поискам средства общения: речевым органом стал голосовой аппарат, который на протяжении длительного периода совершенствовался в процессе своей работы.

Звуки

Только с помощью букв русского алфавита невозможно точно отразить произношение: звуков в языке больше, чем букв в алфавите. Поэтому в транскрипции используются специальные знаки или буквы из других алфавитов. Запись устной речи в полном соответствии с ее звучанием не может быть осуществлена обычным орфографическим письмом. При орфографическом письме отсутствует полное соответствие между звуками и буквами, в графике отсутствуют знаки, необходимые для записи всех звуков устной речи.

 

Сколько звуков в русском языке? Ответ зависит от того, с какой точностью считать. Если несколько человек произнесут одно и тоже слово, звуки будут хоть и похожими, но все-таки немного разными, поскольку у каждого человека есть индивидуальные особенности речи. Даже одно и то же слово человек произносит всякий раз по-другому: то чуть быстрее, то медленнее, то тише, то громче и т.д. Каждый звук чем-то отличается от любого другого. Это звуки речи, т.е. конкретные звуки, произнесенные конкретным человеком в конкретной ситуации.

 

Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется з в у к о м речи. Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.

 

Из чего же состоят звуки? На этот вопрос ответить нельзя, потому что звуки речи – это далее не делимая, то есть кратчайшая единица в звуковом потоке речи.

 

Звуков речи много, и характеризуются они с разных позиций. Они могут изучаться физикой наряду с множеством других звуков – музыкальных и немузыкальных. Разнообразны звуки речи и с точки зрения их артикуляции (артикуляция – это работа органов речи, направленная на производство звука). И, наконец, рассматривают отношение звуков к смысловой стороне речи, их способность различать слова, например такие: дом – дым, ком – сом, том – ток.

 

Звук может выступать в роли смыслоразличителя. Вот и появилось его отношение к смысловой стороне речи! Учение об этой особенности звуков было создано в прошлом веке в России; тогда появился термин фонема. Самое короткое ее определение выглядит так: фонема – это звук, выступающий в роли смыслоразличителя. Раздел языкознания, в котором рассматривается фонема, называется фонологией.

 

У каждого человека есть некоторые особенности его собственного «речевого аппарата», потому каждый из нас произносит звуки несколько «на свой лад»: басом или тенором, звонко или приглушенно и т.д. Да и один и тот же человек в разных ситуациях произносит звуки по-разному. Ответ «да!» может быть повторен в течение жизни одним лицом тысячи раз и всякий раз [а] в этом слове отличается от всех других [а], произнесенных в этом же слове: окажется отличной громкость, длительность, интонирование звука, тембр его тоже не абсолютно одинаков от одного произнесения к другому. Различие часто ничтожное, но оно всегда есть, а иногда оно и значительно.

 

Однако все подобные звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц: слово да, произнесенное громко или тихо, высоким или низким голосом, все равно останется для нас словом да.

 

Значит, понятие звук в общем-то не имеет постоянного отношения к смысловой стороне нашей речи. Нужно специально рассматривать звуки с точки зрения их способности быть смыслоразличителями, выделять те из них, которые могут выполнять эту роль.

 

Получается, что фонема – это звук речи, но не каждый звук речи – фонема. Говоря о смыслоразличительной функции звука, имеют в виду не любые, а «типовые» звуки – звукотипы, которые и названы фонемами.

 

Звуки, окружающие нас, могут быть разными. Играет скрипка, звучит труба, звенит хрустальный бокал: это музыкальные звуки, возникшие при гармоническом, равномерном колебании. Такой звук называется тоном. Ветер шуршит сухой листвой. Человек кашляет. Мотор работает. Это уже совсем другие звуки – немузыкальные, шум.

 

 

Звуки речи, как и все остальные звуки, состоят из тона или шума. Во всех языках мира звуки делятся на две большие группы: гласные – тоновые, и согласные – шумные. Гласные образуются благодаря колебанию голосовых связок, когда струя воздуха проходит через гортань. В образовании согласных участвует шум, возникающий при преодолении воздушной струей препятствий (трение о зубы, размыкание губ и т.д.). Голосовые связки могут участвовать в образовании согласных, а могут бездействовать.

 

Однако это не единственное отличие гласных и согласных. Когда произносят гласные, воздух выходит свободно, не встречая препятствий на своем пути, а когда произносят согласные – на пути струи воздуха образуется преграда. Поэтому при артикуляции согласных воздушная струя значительно сильнее – ведь нужно преодолеть препятствие. Чтобы громче произнести гласный, надо шире раскрыть рот, а если мы хотим, чтобы громче звучал согласный, необходимо максимально сблизить органы речи. Вот почему гласные называют ртораскрывателями, а согласные – ртосмыкателями.

 

Звук речи – это «воспринимаемое слухом физическое явление, вызываемое колебательным движением частиц воздуха или другой упругой среды» (так определяется звук в «Школьном толковом словаре русского языка» М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской, Г. П. Снетовой). Звуки речи изучает акустика (один из разделов физики), различая тоны и шумы. Тон (музыкальный звук) образуется в результате ритмических колебаний воздуха (мы слышим «пение» скрипки, флейты и т. д.), а а шум возникает как следствие неритмических колебаний (шелест сухих листьев, грохот падающих камней, скрежет железа).

 

В образовании звуков речи участвуют тоны и шумы. Музыкальный тон (голос) образуется ритмическими движениями голосовых связок: они дрожат, подобно струнам.

 

Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает преграды, прорываясь или «протираясь» сквозь них: [с-с-с, ш-ш-ш, ф-ф-ф, б, д, г].

 

Самые звучные, самые музыкальные – гласные звуки: они состоят только из голоса. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а, о, у, и, ы, э] – то почувствуешь, как дрожат голосовые связки. Гласные звуки настолько музыкальны, что их можно петь.

 

Согласные по степени звучности делятся на звонкие и глухие: в образовании глухих согласных есть шум, и голос. Правда, звонкие тоже неодинаковы по степени звучности; сравните, например, [б] и [м] : в звуке [б] шума больше, чем голоса, а в звуке [м] – наоборот.

 

Согласные звуки, в образовании которых голос преобладает над шумом, называют сонорными; их в русском языке девять: м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й. Сонорные звуки, подобно гласным, можно «тянуть», а при желании и «петь», как, например, делают некоторые исполнители одного из старинных романсов, передавая монотонное гудение колокола.

 

Если бы звуки речи расположились на воображаемой лестнице в зависимости от возрастания звучности, то на верхней ступеньке оказались бы гласные, а на нижней – глухие согласные.

 

Вот так характеризуются звуки с позиций физики. Кроме того, физика изучает высоту тона, который зависит от частоты колебаний голосовых связок, а также длительность и тембр звучания (тембр



2020-02-03 412 Обсуждений (0)
Воспроизведение звуков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспроизведение звуков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)