Фонетическая транскрипция.
Чтобы изучать звучащую речь, ее нужно как можно точнее зафиксировать. Казалось бы, для этой цели уже есть буквы, которые и предназначены для передачи на письме произношения. Но русское письмо устроено таким образом, что часто буква обозначает совсем не тот звук, который произносится. В слове вода, например, пишется буква о, а произносится звук [а]; в слове год на месте буквы д слышится звук [т]. Эта особенность русского письма – одна из причин, по которой мы «не слышим» некоторых звуков. Люди так привыкают к буквенному образу слов, что уже «не верят своим ушам».
Для записи произношения была разработана специальная система, называемая фонетической транскрипцией. Чтобы показать, что используется фонетическая запись, а не обычная буквенная, пишутся квадратные скобки.
Как же удается фиксировать произношение в транскрипции? Дело в том, что в транскрипции мы записываем не конкретные звуки речи, а звуки языка – единицы, объединяющие множество звуков речи, разных, но похожих. При этом мы не обращаем внимания на небольшие различия между ними. Звук языка – это некий эталон звука.
Мягкость – это наложение на основную артикуляцию звука дополнительной (йотовой). Звонкость – наличие тона в звуке, глухость – его отсутствие. Слог Слог – это сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Вместе с тем слог – это совокупность разных по степени звучности (сонорности) звуков, а самый звучный звук именуется слоговым. Количество слоговых звуков в слове определяет количество слогов.
Слог стремится к возрастанию звучности. По степени звучности звуки делятся на шумные глухие согласные, шумные звонкие, сонорные и гласные.
С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.
С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.
Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.
Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 7 - шумные согласные. Во-да: 1-3/1-3; ло-дка: 2-3/1-1-3; ма-сло: 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.
Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то: 2-3/1-3; сте-кло: 1-3/1-2-3.
Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) - на-стур-ци-и.
Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны]. Ударение Ударение – выделение какого-либо слога в слове. Ударный слог выделен своей длительностью и силой.
В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное. Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз].
Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.).
В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.
Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].
Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.
Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнерусский. К таким словам относятся слова: 1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение), 2) сложносокращенные (гôстелецентр), 3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатлантический, послеоктябрьский), 4) некоторые иноязычные слова (пôстскриптум, пôстфактум).
Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.).
Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам. Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.
Ударение выполняет две функции: 1) выделения слов из общего речевого потока. 2) различения омографов. В русском языке ударение может падать на любой слог слова. К тому же оно подвижно, т.е. в разных формах слова ударение может падать на любой слог.
В многосложных словах может появляться второстепенное ударение. Место ударения в слове диктует орфоэпия.
Фонетическое слово – это группа слогов, связанных общим ударением. Фонетическое слово может не равняться лексическому. Безударное слово, примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой.
Существует вариантность ударения. Причины вариантности ударения разные. Одна из важнейших причин – контакты с другими языками. Например, когда-то слово паспорт, пришедшее к нам из французского языка (а в этом языке, как известно, ударение постоянное – на последнем слоге), имело ударный гласный [о]. Освоенное русским языком, имя существительное паспорт изменило «местоположение» ударения, которое переместилось на гласный [а] в первом слоге.
Вариантность ударения проявляется и в специально-профессиональной сфере. Моряки, например, произносят слова компас и рапорт с ударением на последнем слоге.
Основным «двигателем» ударения являются причины чисто языковые, и особенно действенной оказывается аналогия. Например, глагол вихриться (как и существительное вихрь) первоначально имел ударение на первом [и], а затем по аналогии с такими глаголами, как змеиться, кружиться, «переставить» свое ударение на соседний слог.
Вариантные (старые) ударные позиции слов сохраняет поэзия; от ударения зависит размер стиха, и перенос его «ломает» стихотворную строчку. Поэтому произносим мы стихи с учетом произношения, свойственного их автору. Чередование звуков В связи с наличием сильных и слабых звуков в фонетической системе русского литературного языка имеются позиционные чередования звуков. Наряду с позиционными чередованиями, или фонетическими, имеется другой вид чередований, называемых историческими.
Позиционные чередования звуков обусловлены фонетически, т.е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией в области гласных и ассимиляцией в области согласных. Исторические чередования не обусловлены фонетически и представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка. Таково, например, чередование [г] // [ж] в корне бег-. В словах бега - бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим.
Исторические чередования по своим функциям в современном языке неодинаковы. Особо важной является роль исторических чередований при формообразовании и словообразовании. Отсюда следует, что исторические чередования изучаются в грамматике и исторической фонетике. Говорим правильно Что значит – говорить правильно? Прежде всего следует четко произносить звуки; так, чтобы шипящие действительно шипели, свистящие свистели, взрывные взрывались, а дрожащие вибрировали, как им положено. Иначе говоря, необходимо выработать хорошую дикцию.
Если нечеткая дикция связана с недостаточной разработанностью речевого аппарата, то обращаются к логопеду, который «ставит» произношение трудных звуков. Логопед часто помогает детям, которые еще не научились хорошо говорить, - как, например, персонажи стихотворения В. Суслова:
Мимо сада не спеша Шли четыре малыша. - Поиграем, что ли в пятки? - Луссе в мясик на плоссядке! - Вот пвидумав! Под говою Вучше в вунки поиграть!.. «В пятки»? «В вунки»? Что такое?! Ничего не разобрать!
Первый малыш не выговаривает [р], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [р] и [л]. Для того, чтобы тренировать детей в произношении трудных звуков, используют скороговорки. Например такие:
Я жук, я жук! Я тут живу. Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж…
Дождик, дождик, что ты льешь, Погулять нам не даешь?!
У реки, у пруда Расцвела резеда.
Русский народ придумал их много.
Нечеткая речь иногда связана с неряшливостью просторечья. Такое неуважительное отношение к речи непростительно. Действительно, четкая дикция очень важна для хорошей речи. Но бывает и так, что человек с хорошей дикцией говорит неправильно, потому что не соблюдает правил литературного произношения.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |