Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь
Для выполнения своих функций государственный бюджет должен располагать устойчивой базой. С этой целью часть чистого дохода, формируемого в обществе, изымается в бюджет и образует его доходы. Материальной основой доходов бюджета является национальный доход, а именно его часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств страны и его отдельных регионов, и принимающая форму доходов бюджета. Формы и методы образования доходов изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых особое влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений и финансовой науки. Основными источниками формирования бюджета являются: ü государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за пользование которыми может взиматься, вноситься определенные взносы; ü обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых в виде различных налоговых платежей и сборов; ü привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и т.д. В соответствии с бюджетной классификацией все виды бюджетных доходов делятся на три основные группы: налоговые и неналоговые платежи и отчисления в социальные фонды. Налоговые платежи являются основным источником формирования бюджета Республики Беларусь. Под налогами понимаются обязательные безвозмездные и безвозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь. Поступления от налогов включают также любое взимание с юридических и физических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг. Получение налоговых доходов отражает односторонние безвозмездные операции сектора государственного управления. В процессе таких операций связи между обязательствами налогоплательщика и получением им товаров и услуг от государства не существует. Налоговые доходы, как и все доходные источники бюджета, делятся на текущие и капитальные налоговые доходы. Текущие налоговые доходывключают все доходные невозвратные поступления в бюджет, представленные безвозмездными потоками денежных средств, поступающими в сектор государственного управления от осуществления текущей хозяйственной деятельности или получения личного дохода налогоплательщиками. [15, с.69] К капитальным налоговым доходамотносят налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами. Налоговые доходы также классифицируют в зависимости от объекта обложения или в соответствии с источниками возникновения налоговых обязательств. Объектом обложения могут выступать: имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах предусматривает возникновение обязанности по уплате налога. В зависимости от объекта обложения бюджетная классификация определяет следующие виды налоговых платежей: ü прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала; ü налоги, взимаемые с фонда оплаты труда; ü внутренние налоги на товары и услуги; ü налоги на собственность (налоги на имущество); ü доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций; ü прочие налоги, сборы и пошлины.[15, с. 70] Одним из видов доходов консолидированного бюджета государства являются неналоговые доходы. Неналоговые платежи - альтернативные источники формирования доходов бюджета. Они отражают место государства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъектами при реализации объектов государственной собственности, при оказании государственными органами услуг. Неналоговые платежи классифицируются по характеру поступления в бюджет и включают в первую очередь возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров. К ним можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль или проценты, получаемые от национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода. Кроме возмездных поступлений к неналоговым платежам относятся безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций и различного рода конфискантов, а также все добровольные невозвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных источников от физических и юридических лиц. Неналоговые платежи по характеру воспроизводства делятся на текущие и капитальные. К текущим неналоговым доходамотносятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет. Капитальные неналоговые доходыи обязательные платежи представлены двумя группами: доходами от реализации государственного имущества, акций и продажи нематериальных активов, а также доходами от реализации государственных резервов. Первая группа объединяет различные виды доходов, образующихся в результате разгосударствления и приватизации государственных предприятий, средств от продажи принадлежащих государству акций, прочие поступления от приватизации государственного имущества и реализации нематериальных активов (патентов, лицензий, авторских прав, и других активов). Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Специфика общественного назначения бюджетных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества фактора. Важнейшими из них являются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение - обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. Расходы государства могут производиться в виде финансирования отдельных учреждений и мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования является его основными признаками, отличающими от выделения ссуд и кредитов. Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении. Однако это не означает отсутствие контроля за рациональным использованием средств со стороны государства. Порядок управления бюджетными средствами должен способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода. Существуют различные классификации бюджетных расходов. Наиболее крупную группу представляет деление расходов на внутренние и внешние расходыгосударства. По общественному назначению расходы государства могут быть разделены на следующие группы: ü экономические расходы; ü расходы на социальные нужды; ü расходы на управление; ü военные расходы; ü расходы на внешнеэкономическую деятельность; ü расходы на создание государственных запасов и резервов. Каждый из этих видов расходов присутствует в бюджете любого государства, а по выделяемым объемам государственного финансирования можно говорить о приоритетах государственного экономического и социального развития. Экономические расходыиспользуются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу производства. По их величине можно судить о степени государственного вмешательства в экономические процессы. В соответствии с бюджетной классификацией расходы на государственное регулирование экономики рассматриваются по функциональному и отраслевому признаку и осуществляются практически во всех отраслях и сферах производства. Почти во всех бюджетах предусматривается государственная поддержка нерентабельных, но имеющих социальную значимость производств; городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, угольная промышленность, традиционные виды национальных промыслов. В странах, вступивших на путь рыночных реформ, за счет данных видов расходов может осуществляться дотирование цен на социально важную продукцию, общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, создание рыночной инфраструктуры и др. Большое значение имеет выделение расходов на научно-исследовательские разработки и программы. Расходы на социальные нуждыпредусматривают в первую очередь финансирование сферы услуг: образование, здравоохранение, культуру, искусство. Важное значение имеет проводимая государством социальная политика, финансирование социальных учреждений и программ, выделение социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным слоям населения. Расходы бюджета на социальные нужды имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, обеспечивают физическое и духовное здоровье нации и служат вложениями в человеческий капитал. Расходы на управлениеобеспечивают основную функцию государства - управление и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти. Большое значение уделяется расходам на содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга. Он возникает при использовании государственных долговых обязательств для покрытия бюджетного дефицита за счет внешних и внутренних источников финансирования. Военные расходывключают расходы на национальную оборону и относятся к важнейшим государственным расходам, создающим национальную и государственную безопасность. К ним относят расходы на содержание армии, научно-исследовательские разработки в области обороны, создание и закупку военной техники и другие расходы, прямо или косвенно обеспечивающие военную мощь государства. Расходы на внешнеэкономическую деятельностьпредусматривают осуществление мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству: содержание дипломатических представительств, консульств, участие в международных общественных организациях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях. К внешнеэкономическим расходам также можно отнести государственную поддержку экспортеров и расходы по финансированию внешнеторговых мероприятий. Расходы на создание государственных запасов и резервовсоздаются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных и военных бедствий, являются обязательной статьей расходов государственного бюджета. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Это определяется бюджетной классификацией расходов бюджетов. Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Капитальные расходы обеспечивают покрытие инновационных и инвестиционных расходов: произведение капитального ремонта, закупку оборудования, техническим перевооружением и др. Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций,субсидий и субвенций.[15, с.71] Динамика изменения доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь представлена в таблице 1. Таблица 1-Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)
Примечание – Источник:[11, с.498] Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий. Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. В доходы республиканского бюджета включаются: ü регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска; ü доходы от внешнеэкономической деятельности; ü поступления от разбронирования государственных запасов и резервов; ü доходы государственных целевых бюджетных фондов; ü трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами; ü другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Из республиканского бюджета финансируются: ü капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности; ü природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами; ü мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; ü общегосударственные программы по социальной защите населения; ü другие общегосударственные целевые программы; ü затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью; ü государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения; ü затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов; ü расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности; ü национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы; ü погашение кредитов банков, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов по ним; ü погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций; ü образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов; ü выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету г. Минска. ü другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.[15, с.63] Распределение доходов и расходов консолидированного Республики Беларусь бюджета по уровням бюджетной системы рассмотрено в приложении А.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |