Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы ф-фии в позитивизме и неопозитивизме. Постпозитивизм.



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Проблемы ф-фии в позитивизме и неопозитивизме. Постпозитивизм. 0.00 из 5.00 0 оценок




Представители позитивизма (махизма): Конт, Спенсер, Милль. Конт: философия Гегеля - умозрительная конструкция. Проблемы общего вопроса философии перестали существовать. Позитивизм: основатель Конт. Единственный источник истинного знания - конкретные науки. Отрицают познавательную ценность философского исследования. Отвергается умозрение как средство получения знаний. Главный принцип - феноменализм: научные теории и законы истолкованы как обобщение эмпирических фактов. Задачей науки является чистое описание фактов, а не объяснение их. Человеческий разум в своём движении проходит 3 этапа: 1) Этап вымысла (религия). 2) Этап метафизики - работа с абстрактными понятиями. 3) Этап истинного научного положительного знания. Позитивизм ликвидирует первые два этапа, метафизика - излишняя. Любая наука сама себе философия. Нужно прекратить разговоры о сущности => остаются только явления, которые даются нам в ощущениях - система объективного идеализма. Отрицание философии, различие, истинным является только научное познание. Конт попытался классифицировать частные науки: 1) Математика + теоретическая механика. 2) Теоретическая астрономия + небесная механика. 3) Физика. 4) Химия. 5) Биология. 6) Социология. (Классификация научного знания. Движение от простого к сложному). Следующий этап в становлении этого учения связан с Махом (Махизм). Мах: признав вещи комплексами ощущений, Мах тем самым противопоставил своё учение материализму. Отвергал понятие причинности, необходимости субстанции как не данные в опыте; в соответствии с махистским принципом экономии мышления описание мира должно включать только нейтральные элементы опыта, реальны лишь эти элементы (Мах отождествлял их с ощущениями), а не функциональные связи. Различие физического и психического сводилось к различию функционального отношения, в котором рассматривались элементы: физическое исследование состоит в анализе взаимосвязи элементов, психологическое - в анализе человеческого организма к элементам. Понятие Мах рассматривал как символы, обозначающие комплексы ощущений (вещи), а науку как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственно наблюдениями. Неопозитивизм - основное направление западной философии 20 века. Противопоставляли науку философии. Единственно возможное знание - научное знание. Традиционные философские вопросы - бессмысленная метафизика, так как они формируются с помощью терминов, которые являются псевдопонятиями, так как их определения не поддаются проверке. В отличие от позитивизма Конта задачу философии видели не в систематизации и обобщении спец. научного знания, а в деятельности по анализу языковых форм знания. В отличие от психологической формы позитивизма Маха, который считал осмысленным вопрос о существовании объективной реальности и отношении сознания к ней, неопозитивизм считает эту проблему метафизикой. Предмет философии для неопозитивизма - язык, прежде всего язык науки как способ выражения знания, и деятельность по анализу этого знания и возможность его выражения в языке. Метафизика - бессмысленное учение с точки зрения логических норм языка. Венский кружок: сведение философии к логическому анализу языка науки, принцип верификации, трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки. Критиковали классическую философию и научное знание. Постпозитивизм - этап в развитии философии (не школа и не течение). Начался с выхода книги Куна “Структура научных революций”. Характерная черта - многообразие методологических концепций и их взаимная критика. Общие черты постпозитивизма: 1) отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. 2) изменяет проблематику методологических исследований (главная проблема - понимание развития научного знания. Как возникает новая теория? Как она добивается признания? Попытки ответить на эти вопросы формируют представление о структуре научного знания (структура парадигмы у Куна, но они (представления) носят вторичный характер.) 3) характерен отказ от жёстких разграничений: не противопоставляют факты и теории, открытия и обоснования, эмпирические знание (надёжно обоснованное) и теоретическое (ненадёжное и необоснованное), а они взаимопроникновенны. Для установления фактов нужна определённая теория, то есть факты зависят от теории. Логически позитивисты отделяли процесс появления нового знания от его обоснования. Постпозитивисты: открытие и обоснование нового знания - единый процесс: возникновение и развитие новой теории является и её обоснованием. 4) позитивисты считали метафизику бессмысленной и хотели устранить её от науки. Постпозитивисты признавали осмысленность философских положений и неустранимость их из научного знания; стремились опереться на историю науки. Главный объект внимания - развитие знания; считали, что в истории науки неизбежны революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части ранее признанного и обоснованного знания. Говорили не о развитии, а об изменении научного знания. Важная проблема: вопрос о существовании в этом изменении накопленного знания и вопрос о доказательстве прогрессивного развития научного знания. Учёные - это те люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в науку (совокупность факторов, теорий, методов). Нормальная наука основывается на допущении, что научное сообщество знает каков окружающий мир. Когда возникает смена предписаний, такая ситуация рассматривается как научная революция (происходит отказ от определённой теории в пользу другой, не совместимой с прежней).

Достижения Кун называл парадигмами - это примеры фактической практики научных исследований, которые включают закон, теорию, их практическое применение и оборудование. За неимением парадигм, первоначальное накопление фактов являлось деятельностью, которая подвержена случайностям. Только парадигма может сделать работу по отбору экспериментов более эффективной. Учёные в русле нормальной науки не ставят себе целью создание новых теорий; их исследование направлено на разработку тех теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает. Три момента в научном исследовании фактов, которые невозможно резко отделить друг от друга: 1) Факты, которые особенно показательны для вскрытия сути вещей. 2) Ставят теорию и природу в соответствие. 3) Представляют собой эмпирическую работу для разработки парадигмальной теории в целях разрешения неясностей. Отказаться от парадигмы - значит прекратить те научные исследования, которые она определяет. Отказы появляются в те моменты, когда вспыхивают научные революции. Разработка нового способа предсказывания требует решения всевозможных головоломок - особой категории проблем, решение которых может служить для проверки таланта исследователя. Существование решения является критерием ценности головоломки. Среди главных мотивов, побуждающих человека к научному исследованию - желание добиться успеха, надежда найти закономерность. Нормальная наука - в высокой степени детерминированная правилами деятельность. Правила вытекают из парадигм, но парадигмы могут управлять исследованием даже в отсутствие правил. Парадигмы могут определять характер нормальной науки без вмешательства поддающихся обнаружению правил. Причины: трудность обнаружения правил, природа научного образования; парадигма определяет научное исследование, нормальная наука может развиваться без правил, пока принимаются без сомнений достигнутые решения проблем, правила постепенно приобретают принципиальное значение, когда утрачивается уверенность в парадигмах; за парадигмами признаётся приоритет первичности по отношению к общепринятым правилам. Нормальная наука не ставит целью нахождение нового факта, она создается в ходе игры по одному набору правил, но их восприятие требует другого набора правил. Открытия начинаются с аномалий, то есть с установления фактов, что природа нарушила научные ожидания, направляющие развитие нормальной науки. Процесс завершается при приспособлении теории к новым обстоятельствам и аномалии сами по себе становятся ожидаемыми. Характеристика открытий новых видов явлений: предвидение аномалии, её признание, последовательное изменение парадигмы. Новая теория предстаёт как реакция на кризис. Кризис - предпосылка возникновения новой теории. Но ученым нелегко отказаться от старых парадигм. Различия между следующими друг за другом парадигмами необходимы (различия не только по содержанию, но и по методам). Традиция нормальной науки, которая возникает после научной революции не только не совместима, но и несоразмерна с традицией, существовавшей до неё. В результате восприятия новой парадигмы приходится переопределить основы соответствующей науки. Парадигма определяет научное исследование и указывает направление для реализации плана. Обсуждение парадигм является революционным. После революции учёные видят мир в ином свете. После научных революций совокупности старых операций становятся нецелесообразными и заменяются другими, но эти изменения не бывают всеобщими и наука (после революции) включает совокупность операций, которые осуществляет теми же методами, что и в дореволюционный период. Хар-рна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению

судить о мире в целом.3 этапа в эволюции позитивизма:1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер2. Эмпириокри-тицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн, Б.Рассел.Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной филос” Основные идеи:1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология) 2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута.3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса. Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: “Сиситема логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст между состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ. - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2 уровня знания: 1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление.Метод соц науки должен стать точной копией методов физ. Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это всяфил , но без метафизики. (т.к. метаф - это попэтка судитьо мире вещей, кот непознаваемы). Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание определенности вида. Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак сознания., т.е. псих привычки человека. Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа закона сохранения.Он пытается применить идею эволюции при рассмотр теор познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн., а затем это новое усиливается и передается как априорное.Эмпириокритицизм  - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали осн законом познания - экономию мышления. Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составл ощущения.

Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию), различие их функционально: одни и те же эл-ты мира составл физ реальность, и в этом случае они связ цепью физ причинности. Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявл в том, что мы наз памятью. Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания псих и физического понимания того, что непостредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания. - субъективный идеализм.

Неопозитивизм. или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как “логический анализ языка.”Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты - что осн вопрос ф. снимается и разрешается учением о нейтр элементах, нп.- заявляют, что и осн вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются знания о мире. Сведению фил к лог анализу нп обязан Б Расселу, кот воспользовался при этом достиж матем логики. Попытавшиь дать строгие определ матем понятий он пришел к ыводу , что вся матем м.б сведена к логике. Далее Р придал более шир значение методу лог анализа и объявил, что “логика - это сущность фил”. Витгенштейн развил эту идею, указав, что фил состоит в лог анализе языка. Отождествляя всю фил с лог анализом яз, нп исключают из сферы фил почти вся ф. проблематику и тем самым практ ликвидируют фил. Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем ( не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для формального преобраз уже имеющегося знания) постпозитивизм 50-60г в рез-те критики и ревизии неопоз-ма (Поппер) основ-ся на что метафиз-е термины не явл альтернативой научным. Это привило к тому что м/д позитив наукой и ф-й не может быть жесткой демаркационной линии. Первич пунктом познания явл теория.

Марксистская ф-фия

Предпосылки: овеществление труда. Социально - экономические изменения. С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабочих, хотя разница между бедными и богатыми росла. С 1850 г. бедные перестали становиться ещё беднее, закончилось абсолютное обнищание рабочего класса. Развитие научного знания: если социальная форма изменяется и человек - продукт природы, то должна изменяться и природа. 1838 г. - клеточная теория строения живого. Наука становится систематизированной. В основе всего живого - клетка. Живой мир единый, а не расколот на животный и растительный. Принцип движения от простого к сложному Дарвин объяснил естественными причинами. Животный мир, движущийся от простого к сложному (также социальный мир). 1840 г. Джоуль - закон сохранения энергии (энергия не исчезает и не возникает). Философский смысл: энергия - количественная мера движения, которое обладает единством. Наследие Фейербаха и Гегеля (было переработано). Основа философии Маркса - положение рабочего класса. Философия Маркса принимает научные основы (сознание диалектического материализма). Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс пытается изменить его. Сущность МПИ заключена в признании ведущим, определяющим в жизни общества общественное бытие. Общественное бытие - философская категория для обозначения объективного реального существования социальной формы материи. Аргументы: 1) Люди мыслят и чувствуют одинаково, так как примерно одинаково их материальное положение. 2) Объективные законы, по которым функционирует общество, присущи обществу. Находясь вне сознания людей, законы находятся внутри общества (против Гегеля). Цели людей не совпадают с результатами, так как результаты имеют другие причины, не связанные с целями. 3) Индивиды, чтобы жить должны обладать определёнными предметами. Человек должен создавать более сложные материальные предметы, чем те, которые даёт природа, то есть человек должен трудиться. 4) Любое поколение людей пускают в ход те средства труда, которые были в прошлом. Человек неволен в выборе средств и орудий труда. Производительные силы первичны по отношению к производительным отношениям (так как новое должно быть сначала произведено, а потом уже вступать в производственные отношения). 5) Человек в процессе труда вступает в отношения с другими людьми, эти отношения носят объективный характер (складываются в процессе производства, обмена, распределения, потребления). 6) Тождество общественного бытия и общественного сознания (Богданов). Человек, как общественное существо вступает в определённые отношения с другими людьми сознательно (единственное отличие человека от животных). У Маркса общественное бытие не тождественно общественному сознанию => материальный характер общественных отношений, который складывается в жизни общества. Материальный труд является основой появления частной собственности. Без решения проблемы первичности невозможно решить ОВФ. Общественное сознание отражает общественное бытие (социальная форма материи). Природа отражает естествознание. Сущность общественного бытия - непрерывное порождение индивидами себя из самой природы путём преобразования, изменения сознания индивидов.



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Проблемы ф-фии в позитивизме и неопозитивизме. Постпозитивизм. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы ф-фии в позитивизме и неопозитивизме. Постпозитивизм.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)