Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь



2020-02-03 265 Обсуждений (0)
Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 33 с., 3 табл., 17 источников.

 

 

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, БАНК, НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК, НЕБАНКОВСКИЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ, БАНКОВСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Объект исследования – отношения, возникающие в обществе между субъектами хозяйствования и банковской сферой в целом и ее составными частями.

Предмет исследования – банковская система в целом и банки как ее составляющие части.

Цель работы: теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы, проанализировать перспективы дальнейшего развития системы и пути ее совершенствования.

Методы исследования: сравнительного анализа, табличный, синтеза.

Исследования и разработки: рассмотрены понятие и сущность банковской системы, проанализирована история развития банковской системы Республики Беларусь, определены проблемы и перспективы развития национальной банковской системы Республики Беларусь.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

________________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….4

1 Общая характеристика банковской системы..………………………….5

2 История развития банковской системы Республики Беларусь……....12

3 Проблемы и перспективы развития национальной банковской системы Республики Беларусь………………………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………..29

Список использованных источников……………………………………31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Актуальность выбора темы работы связана с проблемой белорусских банков по формированию ресурсной базы и эффективному их размещению в условиях снижения уровня инфляции и ужесточения требований органов, регулирующих банковскую сферу. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Именно необходимостью изучения такого важного компонента рыночной экономики и определяется актуальность данной темы.

Цель моей курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы, проанализировать перспективы дальнейшего развития системы и пути ее совершенствования.

Задачи, поставленные в курсовой работе:

· рассмотреть понятие и сущность банковской системы

· проанализировать историю развития банковской системы Республики Беларусь

· определить проблемы и перспективы развития национальной банковской системы Республики Беларусь

Предметом изучения является банковская система в целом и банки как ее составляющие части.

Объект изучения – отношения, возникающие в обществе между субъектами хозяйствования и банковской сферой в целом и ее составными частями.

В качестве источников были использованы учебники и периодическая литература, электронные ресурсы.

 

1 Общая характеристика банковской системы

 

 

Банковскаясистемасовокупность различных видов банков и банковских инсти­тутов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный историче­ский период; составная часть кредитной системы. Экономические и правовые ос­новы деятельности банковской системы Республики Беларусь опреде­лены Банковским кодексом Республики Беларусь [1, с.317].

Банковская система Республики Беларусь – составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Она является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки.

Финансово-кредитная система Республики Беларусь кроме банков включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.

Таким образом, можно сказать, что основная функция банковской системы – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям [2, с. 36.].

Она предполагает наличие горизонтальных и вертикальных связей между банками. По вертикали - это взаимодействие между Национальным банком как руководящим банком и низовыми звеньями, в качестве которых выступают коммерческие банки. Данное взаимодействие носит, как правило, административный характер. Коммерческие банки поднадзорны Национальному банку, их деятельность регулируется Центральным банком страны.

По горизонтали - это отношение между коммерческими банками как равноправными партнерами. Среди зарегистрированных коммерческих банков в РБ выделяют системообразующие коммерческие банки – т.е. крупные банки с подавляющей долей на рынке банковских услуг, участвующие в выполнении государственных программ и имеющие существенное значение для банковской системы [3].

Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Вообще банк представляет собой юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

· привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

· размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

· открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.

Банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные статьей 14 Банковского кодекса Республики Беларусь.

К ним относятся:

· привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

· размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

· открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц;

· открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;

· осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;

· валютно-обменные операции;

· купля-продажа драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

· привлечение и размещение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты);

· выдача банковских гарантий;

· доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;

· инкассация наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

· выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;

· выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;

· финансирование под уступку денежного требования (факторинг);

· предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);

· перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Правила и порядок осуществления банковских операций устанавливаются Национальным банком.

Особенности регулирования осуществления банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями предусматриваются специальным законодательством.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации помимо банковских операций, указанных в части первой настоящей статьи, вправе осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

· поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;

· доверительное управление драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;

· операции (сделки) с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;

· лизинговую деятельность;

· консультационные и информационные услуги;

· выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами;

· иную деятельность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законодательными актами Республики Беларусь, только на основании специального разрешения (лицензии).

Также при осуществлении банковской деятельности они обеспечивают защиту информационных ресурсов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не вправе осуществлять:

· производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд, а также случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

· страховую деятельность в качестве страховщиков [4].

В экономике государств развиваются различные типы банков, однако они могут быть объединены в группы, подвержены клас­сификации с целью более глу­бокого ана­лиза их деятельности, роли в экономике, перспектив развития.

Банки могут учреждаться на основе государственной, частной и смешанной форм собственности. Государственным банком является банк, созданный на ос­нове государ­ственной собственности и по решению республиканских и исполни­тельных органов (в Республике Беларусь – Национальный банк).

Муниципальные банки содействуют развитию местного хозяй­ства, обеспечи­вают его кредитно-финансовое обслуживание [1, с.319].

Учре­дителями их могут вы­ступать ме­стные органы власти и другие организации, которые заинтересованы в развитии местной инфра­структуры или чей бизнес в существенной степени зависит от этого.

Акционерным (закрытого или открытого типа) признается банк, формиро­вание капитала которого происходит путем выпуска акций, т. е. он создан на ос­нове смешан­ных форм собственности, и несет ответственность по обязательствам только своим имуще­ством. Банком, созданным в виде открытого акционерного общества, является тот, чьи акции распространяются путем от­крытой продажи или подписки, и их свобод­ное хождение на рынке ценных бумаг может быть ограничено только законодательно. Банком, соз­данным в виде закрытого акционерного обще­ства, является банк, хождение акций кото­рого на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его Уставом.

Иностранные банки могут быть со 100-процентным собственным капиталом, а также на долевой основе с отечественными соучре­дителями [5 ,с.267].

В Республике Беларусь иностранный капитал присутствует в двадцати пяти банках. В двадцати белорусских банках доля иностранного капитала превышает 50%. Восемь белорусских банков имеют 100-процентный иностранный капитал [6].

Опе­рации коммерческих банков — одна из самых старых областей предприни­мательства. Коммерческие банки выполняют разнообразные операции. В настоящее время их круг существенно расширился, все больше стирается грань между традици­онно банковскими и новыми.

В практике работы коммерческих банков выполняемые ими операции можно объеди­нить в следующие группы: а) активные операции; б) пассивные операции; в) банковские ус­луги; г) соб­ственные операции банков.

Первые две группы образуют наибольший удельный вес среди операций ком­мерче­ских банков и приносят наибольшую прибыль.

Активные операции, выполняемые коммерческими банками, в основном связаны с вы­дачей кредитов [5, с.267].

Универсальные банки осуществляют все или большинство видов операций, отно­сящихся к деятельности банковских учреждений.

Специализированные банки – банки, деятельность кото­рых ориенти­рована на предоставлении в основном одного-двух видов услуг для своих кли­ентов (трасто­вые банки, учетные банки и др.) или специализирована на обслужи­вании определенной отрасли хозяйства или специфичной категории клиентов (бирже­вые, клиринговые банки).

Депозитные банки специализируются на осу­ществлении кредитных операций по привлечению и разме­щению временно сво­бодных денежных средств.

Ссудно-сбе­регательные банки строят свою дея­тельность (прежде всего кре­дитную) за счет при­влечения мелких вкладов на оп­ределенный срок с различными режимами использо­вания.

Инвестиционные банки – кредитные институты, специализирующиеся на дол­го­срочном кредито­вании инвестиций. Они могут заниматься разме­щением выпусков но­вых ценных бумаг; торговлей существующими ценными бумагами; финансированием влияний и присоединений корпораций, долгосрочным кредитованием капитальных вло­же­ний. Ипотечные банки специализируются на предоставлении дол­госрочных кре­дитов под залог недвижимости – земли, строений.

В зависимости от организационной структуры действуют сле­дующие типы бан­ков: единый банк, банковская группа, банковские объединения различных ти­пов.

Еди­ный банк не имеет в своем составе иных юридических лиц (филиалов) и не связан участием в банковском холдинге.

Банковская группа –группа юриди­ческих лиц, в ко­торой одно лицо (головной банк) руководит другим (другими) юридически самостоя­тельным лицом (филиалом), явля­ющихся частью данного головного банка.

Филиал осуществляет свою деятельность от своего имени, хотя имущество принадлежит на правах собственности головному банку и передано филиалу в полное хозяйственное ведение. Головной банк вправе да­вать обязательные указания исполнительному органу филиала банка.

В целях координации и согласованных действий, повышения эффективно­сти ра­боты формируются различные банковские, меж­банковские и межхозяйст­венные объе­динения, основанные на системе взаимного участия в капитале либо на договорных отно­шениях. Создание объединений предотвра­щают от возможностей бан­кротства, укрепляет позиции на рынке, в конкурен­ции со стороны других финан­сово-кредитных учреждений, растет поли­тическое и экономическое влияние групп. Классифицируются межбанковские объедине­ния в зависимости от состава участников: на чисто банковские объединения; объе­динения смешанного типа с участием предпри­ятий, организаций, других финансо­вых инсти­тутов. Исходя из целей, банков­ские объединения подразделяются по ти­пам на коммерческие, деятельность которых ориенти­рована на извлечение и макси­мизацию прибыли и некоммерческие, основной целью которых является предостав­ление различ­ных видов услуг своим членам (ассоциации, союзы, лиги),

Банковские холдинг-компании – представляют собой либо банки, либо само­стоя­тельные корпорации, которые владеют долей акционерного капитала одного или несколь­ких банков, достаточ­ной для того, чтобы осуществлять полный кон­троль над ними. Бан­ковские холдинг-компании сосредотачивают в одних руках процесс управления целой группой банков или группой предпри­ятий, занятых биз­несом, связанным с банковскими операциями. Банковские холдинг-компании спо­собствуют банкам диверсифи­цировать свои операции за счет проникновения на новые рынки (как по территориям, так и по то­варам и услугам), что снижает риск банкротства посредством стабилизации доходов, уве­личивает прибыли за счет роста масштабов деятельности [1, с.320].

Централизованный кон­троль над целой группой банков, входящих в холдинг-компа­нии, приводит к снижению издержек. Цен­тральная организация может эффективнее управлять рекламой, аудитом и инвести­циями, чем, например, целая группа небольших банков.

Банковский консорциум (синдикат) – соглашение между несколькими на­цио­нальными банками (или банками разных стран) для проведения совместных крупных фи­нансовых, организацион­ных операций и реализации иных возможностей банков (например, размещение ценных бумаг, в том числе государственных; объе­ди­нение финансовых ре­сурсов для финансирования крупных проек­тов) на времен­ной основе.

Банковский картель –соглашение между банками (возможно и тайное) о раз­деле сфер деятельности, согласования процентной политики, выплаты дивиден­дов, усло­вий кредита и др. Картели в банковском деле предполагают сохранение самостоятельно­сти его участников.

Банки могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для коорди­нации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления со­вместных про­грамм.

Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также спе­циальные финансово-кредитные институты [7, c. 115].

Данные небанковские кредитно-финансовые организации представляют собой юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций:

· привлечения денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

· размещения привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

· открытия и ведения банковских счетов физических и (или) юридических лиц.

Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком.

· При создании, реорганизации небанковской кредитно-финансовой организации, осуществлении и прекращении ее деятельности применяются положения, предусмотренные для банков, если иное не установлено настоящим Кодексом и иным банковским законодательством [4].

К таким институтам относятся трасто­вые компании, страховые компа­нии, инвестиционные фонды, лом­барды, лизинговые фирмы, факторинговые компании и другие учрежде­ния [7, c.120].

Они осуществляют кредито­вание предприятий и граждан, выступают посредни­ками на рынке межбанковских кредитов, выпол­няют доверитель­ные операции.

 

 

Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь

После Октябрьской революции филиалы действовавших в Беларуси частных банков были национализированы, а земельные банки закрыты. 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принимает постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. Позже открылись местные отделения государственного банка в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства – в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР [8].

В 1923–1925 годах в республике начали действовать филиалы общесоюзных акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного кооперативного, а с 1936 года – Соргбанка. B эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 году открыт гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. В 1925 году создан Белкоммунбанк.

В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.

В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР [8].

В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка.

Одной из важнейших функций государственной банковской системы, в том числе и белорусской, на всех этапах ее развития была и остается работа по организации денежного обращения. В этом плане значительным событием явилось проведение денежной реформы в 1947 году.

Вскоре после завершения восстановительного периода потребовались и соответствующая перестройка кредитно-денежной системы, и дальнейшее расширение кредитных связей банка с народным хозяйством. Уже в 1959 году была проведена реорганизация банковской системы. Упразднены специализированные банки, а их функции переданы госбанку и Стройбанку СССР.

С 1959 года банковская система Беларуси была представлена учреждениями госбанка и Промстройбанка СССР.

Крупная реорганизация банковской системы была произведена и в 1987 году. Учреждены белорусские республиканские банки со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования [8].

Принципиально новый этап начался в развитии банковской системы страны с приобретением Беларусью самостоятельности. В декабре 1990 года приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие [8].

В Республике Беларусь с 1991 г. начала складываться двухуровневая банковская система, состоящая из:

1) Национального банка Республики Беларусь;

2) коммерческих банков.

Национальный банк Республики Беларусь был образован в 1991 г.

В ча­стности, Верховный Совет Белорусской ССР, руковод­ствуясь Декларацией о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Рес­публики, постановлением от 21 декабря 1990 г. объявил собственностью Бело­русской Советской Социалистиче­ской Республики Белорусский республикан­ский банк Госбанка СССР и республикан­ские специализированные банки и по­становил: «Создать на базе Белорусского респуб­ликан­ского банка Госбанка СССР и республиканских специализирован­ных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстрой­банка СССР Национальный банк Белорус­ской ССР. Завершить формирование Национального банка Белорусской ССР до 1 апреля 1991 года» [5, с.262].

Дальнейшее развитие банковской системы можно подразделить на следующие периоды.

Первый: 1991-1995 гг. В Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на: 2001—2010 гг., утвержденной Указом Президента 28 мая 2002 г. № 274, этот этап обозначен как период «глубокого экономического кризиса и формирования двухуровневой банковской системы» (пп. 1.1). Несмотря на ускоренные темпы образования банков второго уровня (с 1992 по 1995 г. было создано 40 банков), за это время совокупные активы (пассивы) банков относительно номинального ВВП снизились с 71,6 % до 20,3 %, валовые кредиты банков реальному сектору экономики - с 41,3 % до 11,1 %» уставный фонд банков — с 9,3 % до 1,1 %. В 1992 г. среднемесячный прирост розничных цен составил 27 % в 1993 г. - 32 %, в 1994 г. -7 %, в 1995 г. - 31% [9, с. 45].

В 1992 г. республика стала членом международного валютного фонда (МВФ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) и др. [10, с.8].

Одним из экономических факторов инфляции стал дефицит государственных финансов, покрываемый за счет кредитной эмиссии. При устойчивом снижении реальных объемов производства происходило многократное увеличение денежной массы. Рост денежной массы привел к росту цен и обесценению денежных средств, что, в свою очередь, стало причиной повышения процентных ставок по кредитам. Банковская система обрела свойство высокой рентабельности. Чтобы сдержать этот процесс, государственное регулирование деятельности коммерческих банков становилось все более активным.

Второй этап начался в 1996 г. как результат ряда политических преобразований. Данный этап обозначается как этап, в течение которого начали создаваться предпосылки макроэкономической и финансовой стабилизации и некоторого укрепления банковской системы [9, с. 45 - 47].

За период с 1996 по 2001 г. в Беларуси создано 28 банков. Однако на 1 октября 2001 г. в нормальном режиме функционировали только 25 банков и 510 их региональных структур. На территории Республики Беларусь действовали 8 представительств иностранных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций России, стран Балтии, Германии и Польши. Национальным банком не было зарегистрировано ни одной небанковской кредитно-финансовой организации.

В целом можно сказать, что этот период характеризуется уменьшением количества банков в результате объединения, присоединения мелких банков к более крупным, банкротства (наиболее заметный след в этом плане оставило банкротство банков «Дукат», «Магнат-банк», «БелБалтия»). По состоянию на 1 февраля 2002 г. в Беларуси функционировало 25 банков и 4 находились в стадии ликвидации («Ингэкс», «Чистьинвестбакк», «БелБалтия» и «БелКомБанк «).

На этом этапе введен в действие ряд актов, способствовавших улучшению ситуации в банковской системе.

2 мая 1996 г. был принят Указ Президента № 157 «О мерах по упорядочению банковской и иной финансовой деятельности», в соответствии с которым на территории Республики Беларусь запрещена деятельность субъектов хозяйствования, не являющихся банками, но осуществляющих банковские и иные финансовые операции, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц, без соответствующих лицензий или без согласия Национального банка. В случае нарушения запрета, полученные в результате такой деятельности средства изымаются в доход государства, на должностных лиц и граждан налагается штраф.

24 мая 1996 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 209 «О мерах по регулированию банковской деятельности в Республике Беларусь» [9, с. 47-48].

Также было закреплено право Национального банка вводить временное управление банком и принимать иные меры в целях стабилизации его финансового положения в случае устойчивой убыточности банка более трех месяцев подряд, неплатежеспособности или угрозы неплатежеспособности и банкротства банка. Позднее (в соответствии с изменениями и дополнениями в Указ № 209) Национальный банк получил право:

- требовать отстранения руководителя банка от занимаемой должности в случае неоднократного нарушения (два и более раза в течение года) банком установленных Национальным банком Республики Беларусь экономических нормативов и неисполнения нормативных правовых актов, повлекших неплатежеспособность банка либо создавших угрозу интересам вкладчиков и кредиторов банка;

- налагать штраф в размере от 50 до 200 минимальных заработных плат (с 2002 г. - базовых величин) на должностных лиц банка, виновных в досрочной выплате процентов по депозитам (вкладам) юридических и физических лиц, а также в начислении и (или) выплате повышенных процентов работникам банка;

- налагать на должностных лиц банка, уполномоченных принимать решения о выдаче кредитов, штраф в размере от 150 до 500 базовых величин за выдачу кредита заемщику, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам.

15 июня 1998 г. Национальным банком было принято Положение о порядке создания, лицензирования и прекращения деятельности банков на территории Республики Беларусь [9, с. 48-49].

В целом, можно сказать, что банковская система Беларуси работала в непростых макроэкономических условиях, требующих особого внимания по обеспечению стабильности банков.

Новый этап развития современной банковской системы был положен принятием Банковского кодекса Республики Беларусь. С его вступлением в силу перестали действовать Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О Национальном банке Республики Беларусь».

13 июня 2001 г. Указом Президента Республики Беларусь № 320 был утвержден Устав Национального банка Республики Беларусь, закрепивший основные положения деятельности центрального банка страны (Приложение № 1). 28 июня 2001 г. Национальным банком утверждены Инструкция о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и Правила создания и регулирования деятельности банков на территории свободных экономических зон Республики Беларусь. 28 мая 2002 г. принят Указ № 274 «Об одобрении Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы». Было признано, что, несмотря на некоторое улучшение структуры активов и пассивов банков, привлечение и размещение банками ресурсов характеризуется:

· недостаточной диверсификацией источников формирования ресурсов банков и, в частности, низким удельным весом средств населения, ценных бумаг, эмитируемых банками;

· несоответствием пассивов и активов по срокам;

· низким удельным весом в пассивах банков привлеченных средств с длинными сроками, что сдерживает возможность их использования для инвестирования;

· недостаточно рациональным распределением банковских услуг по территориальному принципу (если на 1 февраля 2002 г. в Беларуси насчитывалось 511 филиалов, то сейчас функционируют только 458);

· низкой корпоративной и государственной гарантией сохранности средств, размещаемых в банках [11, с.28-30].

Кроме того, в Концепции отмечено, что банковский сектор слабо защищен от многочисленных рисков, в том числе системных; конкуренция в банковском деле невысока; нормативные правовые акты, регулирующие банковскую деятельность, нуждаются в совершенствовании; в платежной системе имеются неиспользованные возможности в повышении эффективности функционирования расчетно-платежного механизма, увеличения доли безналичных расчетов в системе розничных платежей, совершенствовании мониторинга и управления платежами, правил и процедур управления ликвидностью и рисками.

Стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь были провозглашены:

- укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные и мировую банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;

- проведение эффективной единой государственной денежно-кредит-ной политики Республики Беларусь;

- повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики.

В Концепции также выделены основные направления совершенствования государственной политики в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций:

- интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями;

- проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны;

- уменьшение участия государства в фондах банков;

- совершенствование налогообложения банков;

- усиление надзора и контроля за деятельностью банков;

- формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков.

Современный этап развития и становления банковской системы начался с принятия Президентом Республики Беларусь Указа №27 от 15 января 2007 г. «Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы», в котором определены приоритеты и параметры макроэкономического развития страны, для реализации которых необходимо повысить функциональную значимость и роль банковского сектора в экономике, эффективность проводимой денежно-кредитной политики [11, с.28-30].

Анализ результатов работы банков по итогам 2007 г. свидетельствует о росте эффективности их деятельности. В частности, улучшились структурные показатели доходности, увеличилась рентабельность капитала. В то же время возросшие объемы прибыли, которые были получены банками, во многом объясняются наращиванием ими объема кредитных операций и принятием на себя соответствующих рисков.

На начало 2008 г. в Беларуси функционировало 27 банков, из них 23 банка – с участием иностранного капитала, в том числе 7 – со 100-процентным иностранным капиталом.

Ведущую роль в банковском секторе сохраняют банки с преобладающим участием государства в уставном фонде. На 1 января 2008 г. доля государства в совокупном уставном фонде банков составила 86,3%, доля нерезидентов – 9,8%. Вместе с тем доля иностранного капитала в уставном фонде банковского сектора без учета 4 банков с преобладающим участием государства в уставном фонде составила 62,7%, в том числе российского капитала – 20,8%.

Постепенное расширение присутствия стратегических иностранных инвесторов на банковском рынке Беларуси и рост диверсификации иностранного участия призваны содействовать обеспечению устойчивости банковского сектора и дальнейшему развитию экономики страны.

Вместе с тем следует отметить, что доминирование банковского сектора среди финансовых посредников влечет определенные негативные последствия для самих банков. Так, преобладание банковского финансового посредничества при отсутствии институциональных структур, аккумулирующих долгосрочные финансовые ресурсы, ведет к накоплению кредитного и других рисков в банках, формированию несбалансированности активов и пассивов банков по срокам. В определенной мере этим процессам способствует активное участие подконтрольных государству банков в финансировании средне- и долгосрочных государственных социально-экономических программ.

Кроме того, вследствие неразвитости финансового рынка банки могут применять огранич



2020-02-03 265 Обсуждений (0)
Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)