Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системы Республики Беларусь



2020-02-03 181 Обсуждений (0)
Системы Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Банковская система Республики Беларусь пережила 2009 год без значительных потерь, прежде всего благодаря существенной оперативной поддержке регулятора и низкой зависимости от внешних рынков. Кредитование экономики не прекращалось в 2009 году, что в определенной степени поддерживало экономическую активность в стране. Стоит отметить, что для экономики страны характерным остается высокий уровень государственного регулирования, что может в будущем оказать существенное давление на эффективность функционирования и платежеспособность базовых отраслей экономики. Учитывая тот факт, что основными кредиторами экономики Республики Беларусь остаются государственные банки, качество их кредитного портфеля в значительной степени зависит от наличия достаточного объема оборотного капитала предприятий при том, что значительная часть белорусских компаний до сих пор работает «на склад». Так, по результатам двух месяцев 2010 года соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства находится на уровне 76%.

При этом, как самими банками, так и государством (в лице Правительства и НБРБ) был предпринят ряд шагов, направленных на повышение финансовой стабильности и кредитной активности финансового сектора. Так, на протяжении 2009 года действовала гарантия возврата вкладов со стороны государства (Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 № 22 «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)», Закон Республики Беларусь от 14.07.2009 № 41-3 «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц»), что позволило сохранить позитивную динамику клиентских ресурсов. При этом, учитывая негативные последствия либеральной валютной политики в соседних государствах (в том числе, странах Прибалтики и Украине), с июля 2009 года был введен временный (до 01.01.2011 года) запрет на кредитование граждан в иностранной валюте, что позволит в дальнейшем снизить влияние кредитного и валютного рисков на банковскую систему страны. НБРБ также была снижена фиксированная часть обязательных резервов (что позволит банкам повысить уровень использования привлеченных ресурсов), а также ставки рефинансирования (до 13,5% в декабре 2009 года и 10,5% – с 15 сентября 2010 года), направлены рекомендации банкам об ограничении ставок по кредитам заемщикам на уровне 3% сверх ставки рефинансирования [8].

Последнее, совместно с рекомендациями банковским учреждениям по ограничению максимального уровня процентных ставок по кредитам, позволит снизить стоимость банковских кредитов для заемщиков (предприятий и населения). Несмотря на незначительный объем проблемной задолженности, в 2009 году банковская система страны нарастила объем нормативного капитала, что позволило повысить финансовую независимость ряда банковских учреждений и создает дополнительные кредитные возможности для банковского сектора. При этом в последнем квартале предыдущего года значительно увеличился удельный вес ликвидных активов в совокупных активах банковской системы, что дает возможность нивелировать давление на платежеспособность банковских учреждений в случае дальнейшего ухудшения качества активов, подверженных кредитному риску [13].

В І полугодии 2010 года банковская система Республики Беларусь демонстрировала стабильный рост – наблюдалось увеличение кредитных портфелей и ликвидных активов, что было подкреплено соответствующим ростом ресурсной базы. Доминирующими игроками на финансовом рынке страны оставались государственные банки и банки с иностранным капиталом, влияние последних несколько усилилось после продажи в конце прошлого года «БПС-Банка» российскому «Сбербанку». Характерным для финансового рынка страны остается значительный объем государственной поддержки, в том числе, компенсация части процентных ставок для заемщиков и оперативная поддержка ликвидности банков регулятором.

Качество активной и пассивной базы Банковской системы Республики Беларусь остается приемлемым. На протяжении анализируемого периода наблюдался устойчивый рост депозитов населения при относительно низкой зависимости банков от внешнего фондирования. Значительный объем ресурсов центральных органов управления объясняется использованием банковской системы как транзитного механизма при реализации различных государственных программ. Вместе с тем, возможное создание в стране специального финансового агентства (СФА), что является одним из условий сотрудничества страны с МВФ, может уменьшить роль банковского сектора в государственных стимулирующих мерах (за счет перевода соответствующих активов и пассивов на баланс агентства). Возможное повышение цен на энергоносители для предприятий может отрицательно отразиться на уровне свободных ресурсов компаний и, соответственно, на динамике их остатков в банковской системе страны [13].

В активах банковской системы стабильно высоким остается удельный вес ликвидных активов, объем которых существенно увеличился за счет размещения временно свободных средств в различные инструменты НБРБ. Качество доходных активов остается приемлемым (объем просроченных и пролонгированных кредитов не превышает 1%, уровень негативно-классифицированных кредитов – 5%), что в значительной степени обусловлено поддержанием платежеспособности заемщиков государством (в т.ч. с помощью банковского сектора). Вместе с тем, для белорусских банков характерен риск, связанный с зависимостью платежеспособности субъектов хозяйственной деятельности (предприятий, включая государственные) от денежно-кредитной и дотационной (компенсационной) политики, проводимой в государстве. Ввиду того, что основными кредиторами экономики остаются государственные банки и банки с иностранным капиталом, агентство ожидает, что в случае ухудшения платежеспособности отдельных крупных заемщиков, государством и материнскими учреждениями будет оказана необходимая поддержка финансовому сектору [13].

Деятельность банковского сектора в анализируемый период была прибыльной. Работая в условиях относительно стабильной ситуации в стране, белорусские банки обеспечивают приемлемый уровень отдачи на вложенные ресурсы. Вместе с тем, определяющее влияние на структуру и качество доходной базы на протяжении ближайшего года будет оказывать ситуация в экономике и степень использования НБРБ административных мер для ограничения доходности банковского сектора. Риск ухудшения качества доходных активов остается существенным, о чем свидетельствует увеличение удельного веса негативно-классифицированной задолженности при незначительном уровне её резервирования.

 

Таблица 3.1. – Основные индикаторы состояния банковской системы Республики Беларусь

Показатели 01.01.09 01.10.09 01.01.10 01.04.10 01.07.10
К-во действ-х банков, ед-ц 31 31 31 32 31
Доля иностранного кап-ла, % 20,21 21,77 31,98 32,58 32,71
Нормативн. кап-л, млрд. руб. 11 314,10 12 224,20 13 408,60 13 852,60 14 270,60
Активы, подверженные кредитному риску, млрд. руб. 51 894,30 65 499,70 71 089,20 74 270,90 79 646,40
Уровень негативно-классифицир. задолженности, % 1,70 3,20 4,20 4,96 4,90
Уд. вес задолженности перед нерезидентами в обязательствах, % 12,46 12,92 14,26 14,22 14,95
Чистый фин. рез-т, млрд. руб. 729,8 764,4 1 084,20 431,40 807,60
Офиц. курс бел. рубля по отн. к дол. США, руб. за 1 дол. 2200 2761 2859 2978 3020
Активы к ВВП, % 40,09 51,54 54,05 55,51 56,82

Примечание – Источник [13]

 

Банковская система Республики Беларусь является умеренно капитализированной. Объем балансового капитала белорусских банков в І полугодии 2010 года увеличился на 0,81 трлн. рублей – до 14,15 трлн. рублей; нормативный капитал за этот период увеличился на 0,86 трлн. рублей – до 14,27 трлн. рублей.

Показатели достаточности нормативного капитала остаются высокими (19,76% по состоянию на 01.07.2010 г.), что обусловлено как структурой и размером нормативного капитала системы, так и высоким удельным весом ликвидных активов. По состоянию на 01.07.2010 г. нормативный капитал банковского сектора в 3,7 раза превышает проблемную задолженность по кредитам (на начало 2010 года – в 4,4 раза).

В І полугодии 2010года прирост обязательств банковской системы Республики Беларусь составил 16%, что, прежде всего, было обусловлено привлечением средств за счет эмиссии долговых ценных бумаг крупнейшими банками страны, стабильной положительной динамикой клиентских ресурсов, а также дополнительным финансированием со стороны Центробанка и нерезидентов. Около 70% пассивов банковской системы номинировано в национальной валюте, поэтому умеренная девальвация рубля не оказала существенного влияния на динамику пассивной базы. Структура обязательств банковской системы Республики Беларусь приведена в таблице ниже.

 

Таблица 3.2. – Обязательства банковской системы Республики Беларусь, млрд. рублей

Пок-ль, млрд. рублей 01.01.2009 01.10.2009 01.01.2010 01.04.2010 01.07.2010
Средства НБРБ 3 238 7 896 8 437 9 183 12 418
Кредиты и другие средства банков 9 682 10 929 13 111 12 519 14 168
Средства клиентов 39 468 42 926 46 214 45 865 49 135
Ценные бумаги, выпущенные банками 944 1 917 2 132 4 218 5 928
Прочие обязательства 803 1 139 1 011 801 897
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 54 135 64 808 70 904 72 586 82 545

Примечание – Источник [13]

 

Что касается чистых активов банковской системы, в І полугодии 2010года они увеличились на 15%, что было обусловлено, прежде всего, кредитованием предприятий и населения, ростом инвестиционных вложений, а также накоплением значительного объема средств (включая специальные резервы) на счетах в НБРБ. Активы, подверженные кредитному риску, за указанный период увеличились на 12%.

Отдельные белорусские банки продолжают участвовать в финансировании экономики страны в рамках различных государственных программ. Возмещение государством заемщикам части процентов за пользование кредитами уменьшает долговую нагрузку последних при обслуживании банковских долгов. Так предельный размер средств, предусмотренный Бюджетом на возмещение юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами в 2010 году составляет 690 млрд. рублей. Это положительно влияет на уровень обслуживания банковских кредитов и поддерживает спрос на банковское финансирование в стране. Вместе с тем, использование дотационных программ может быть ограничено в будущем в рамках сотрудничества с международными финансовыми организациями (в т.ч. МВФ), что негативно повлияет на платежеспособность тех заемщиков, ликвидность которых поддерживалась за счет ресурсов из целевых дотационных фондов. В случае сворачивания государственной поддержки различных отраслей экономики (которая на текущий момент осуществляется через государственные банки), не исключены изменения в структуре активов банков и ухудшение уровня обслуживания долга рядом заемщиков [14].

По сравнению с предыдущим полугодием общий объем новых банковских займов клиентам в І полугодии текущего года увеличился на 10% и составил 49,8 трлн. рублей. Основной объем новых кредитов был предоставлен негосударственным компаниям. Объем новых кредитов госкомпаниям за шесть месяцев 2010 года составил 12,2 трлн.рублей, населению – 5,6 трлн. рублей (предоставление гражданам валютных кредитов ограничено на законодательном уровне с прошлого года) [14].

Кредитный портфель банковского сектора Республики Беларусь на начало ІІ полугодия 2010 года составляет 76% активов банковской системы, а его прирост с начала года составил 12%. Прирост портфеля наблюдался как в сегменте кредитования граждан (соответствующая задолженность с начала года увеличилась на 15% или 2,4 трлн.рублей), негосударственных нефинансовых компаний (прирост составил 14% или 4,67 трлн. рублей), а также госкомпаний. Вместе с тем, кредитование последних носило ограниченный характер – соответствующий портфель с начала года увеличился на 7% (на 1,17 трлн.рублей), а удельный вес кредитов госкомпаний в общем кредитном портфеле не превышает 25%. В целом структура кредитного портфеля банковского сектора значительных изменений не претерпела, а его качество остается приемлемым. В целом по банковской системе страны уровень проблемной задолженности не существенный, в т.ч по строительной отрасли – 1,7%, промышленности – 1,5%. Удельный вес проблемной задолженности в других отраслях не превышает 1% [14].

Работая в относительно стабильном правовом поле и экономических условиях, белорусские банки обеспечивают умеренную отдачу на вложенные ресурсы. Чистая прибыль банковской системы Республики Беларусь за І полугодие 2010 года составила 0,81 трлн. рублей, что на 64% больше, чем за предыдущее полугодие. За анализируемый период убыточной была деятельность 4 из 31 банка, а общий объем их убытков был несущественным и не оказывал значительного влияния на консолидированный финансовый результат банковской системы [14].

Что касается проблем в банковской системе Республики Беларусь, Национальный банк в докладе «Финансовая стабильность в Республике Беларусь в 2009 году» подвел итоги развития отечественной экономики и финансовой системы.

В 2009 году на преодоление кризиса белорусские власти бросили огромные ресурсы. На фоне падения внешнего спроса правительство решилось на беспрецедентную накачку экономики внешними и внутренними кредитами.

Несмотря на это, несбалансированность внешнеторговых операций сохранилась, что во многом стало результатом продолжающегося опережающего роста внутренних расходов по сравнению с ростом производства и недостаточной эффективности экономики.

Частные инвесторы в страну не шли, поэтому весь груз получения внешних кредитов пришелся на органы госуправления и денежно-кредитного регулирования. Эти ресурсы направлялись на финансирование инвестиционных проектов преимущественно госпредприятий. В результате объем долгов резко увеличился.

Поскольку внешний спрос стагнировал, предприятия сокращали объемы продаж, прибыли и рентабельность.

Рекапитализация крупнейших банков в конце 2008 года оказала только краткосрочный положительный эффект на состояние банковского сектора, а общий уровень его подверженности рискам неуклонно возрастал. И даже после оказанной государством в декабре 2009 года поддержки по восстановлению рублевой ликвидности общий уровень подверженности банковского сектора рискам на 1 января 2010 года оказался сопоставимым с его значениями в начале декабря 2008 года [15].

Внешняя несбалансированность не только сохранилась, но даже увеличилась до уровня, представляющего угрозу макроэкономической и финансовой стабильности. Уязвимость экономики усилилась. Риски стали еще более реальными, а возможность пережить безболезненно внешние шоки снизилась. При этом Национальный банк оценил намеченные и проводимые структурные реформы как недостаточные.

Вопреки оптимистическим прогнозам МВФ середины 2009 года сальдо внешней торговли по его итогам составило минус $7 млрд. (14,3% ВВП), что на 11,8% больше, чем в 2008 году. Дефицит текущего счета платежного баланса составил $6,4 млрд., или 13,1% ВВП. Это на 21,7% больше, чем в 2008 году.

Нарастание внешнеторгового дефицита, наблюдающееся с 2006 года, достигло уровня, создающего значительные риски для финансирования несбалансированности внешней торговли и, как следствие, для обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля [15].

Сам Национальный банк признает наличие высоких рисков девальвации белорусского рубля. В 2009 году дефицит счета текущих операций был профинансирован за счет притока капитала и финансовых ресурсов в объеме 8,3 млрд. долларов, что в 1,9 раза больше, чем в 2008 году. При этом исключительное финансирование составило 51,9% чистого притока капитала, или 4,3 млрд. долларов. Эти деньги были вброшены для обеспечения покрытия разрыва финансирования, сложившегося в результате ухудшения платежного баланса и сокращения международных резервных активов.

Безудержное заимствование привело к увеличению совокупного внешнего долга на 45,4% — до 22 млрд. долларов (45% ВВП). Долг органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования составил 39,9% общего объема задолженности [16].

В документе признается, что в финансовом секторе Беларуси в 2009 году не произошло существенных институциональных изменений. Его совокупные активы составили 55,75% ВВП (в 2008 году — 41,41%), из них 96,8% пришлось на долю банков.

Правительство не сумело заблокировать негативное влияние кризиса на финансовую систему. В 2009 году проблемные активы прирастали гораздо быстрее активов, подверженных кредитному риску. «Объем проблемной задолженности банков в 2009 году увеличился в 3,5 раза, или на 2,14 трлн. белорусских рублей, что более чем в 9,5 раза превысило ее прирост в 2008 году». После изменения методики расчета реального объема проблемных активов этот показатель сразу увеличился на 1,54 трлн. белорусских рублей.

К началу 2010 года объем проблемных активов банковского сектора достиг 3,01 трлн. белорусских рублей [16].

По сути, Нацбанк признает ошибочность государственной политики в банковской сфере. В 2010 году для обеспечения финансовой стабильности в Беларусь должно было поступить около 10 млрд. долларов. Даже в более благополучном 2009 году правительство и Нацбанк не сумели обеспечить такой объем внешних валютных поступлений.

Таким образом, мы с большой долей вероятности станем свидетелями как минимум одного из следующих сценариев: истощения золотовалютных резервов, девальвации белорусского рубля, стремительного роста цен и тарифов, оттока денег из банков. Вариант, когда все эти события произойдут параллельно, тоже исключить нельзя.

 

Таблица 3.3 – Основные показатели международных операций Республики Беларусь, 2007-2009 гг., млн. дол.

показатель

2007

2008

2009

Сальдо внеш. торговли товарами и услугами

-2811,6

-4667,5

-5548,3

в процентах к ВВП

-6,2

-7,7

-11,3

Сальдо счета текущих операций

-3032,2

-5262,4

-6401,9

в процентах к ВВП

-6,7

-8,7

-13,1

Чистое иностранное заимствование

2463,0

5151,7

5717,4

Окончание таблицы 3.3

Показатель

2007

2008

2009

в процентах к ВВП

5,4

8,5

11,7

в т. ч. чистый приток прямых инвестиций

1770,0

2149,2

1833,1

в процентах к ВВП

3,9

3,5

3,7



2020-02-03 181 Обсуждений (0)
Системы Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Системы Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)