Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие фондового рынка



2020-02-03 222 Обсуждений (0)
Развитие фондового рынка 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из результатов изменений в финансовой системе Кореи должно стать повышение роли эмиссии ценных бумаг как источника финансирования корейских компаний и в целом рост значения фондового рынка. До кризиса Корея, как, впрочем, и большинство стран мира, относилась по структуре финансирования к "основанным на банках" (bank-based). После кризиса наметился переход к модели, основанной на фондовом рынке (market-based).

Фондовый рынок Кореи образуют Корейская фондовая биржа и КОСДАК (KOSDAQ) - аналог американской НАСДАК. Отношение капитализации к ВВП, составлявшее 28% в 1996г., в 2001г. превысило 50% (что, однако, в два- три раза ниже, чем в наиболее развитых странах ОЭСР). Капитализация КФБ 213 млрд., КОСДАК - 43 млрд. (конец 2001г.). В индексе MSCI по развивающимся рынкам Корея в 2001г. занимала первое место с удельным

весом 17,8%. Отношение задолженности по корпоративным облигациям к ВВП выросло

с 19% в 1996г. до 27% в 2001г. Оборот торговли корпоративными облигациями утроился за 1997-2001 гг. Для привлечения в отрасль новых участников минимальный уровень капитала для брокера-дилера был резко снижен и составляет в настоящее время 3 млрд.вон. Для консультанта величина капитала снижена с 1 до 0,5 млрд.вон. В сентябре 1998г. правительство разрешило создавать закрытые инвестиционные фонды.[4.]

Для повышения ликвидности рынка государственных облигаций в марте 1999г. на КФБ был создан междилерский рынок государственных ценных бумаг - оптовый рынок, на  котором совершаются сделки между специально уполномоченными дилерами.

Согласно новым листинговым требованиям, не менее 25% членов совета директоров корейских должны быть внешними (т.е. не могут занимать посты в 16 руководстве компании), а в компаниях с активами более 2 трлн.вон внешние директора должны  оставлять более 50%. Листинговая компания, не отвечающая данным требованиям, исключается из  листинга. С апреля 1999г. для полной сегрегации собственных и клиентских средств компании по ценным бумагам обязаны помещать клиентские депозиты в Корейскую фондовую  корпорацию. Основными покупателями ценных бумаг выступают финансовые учреждения. Население приобретает ценные бумаги в основном через них. Доля учреждений во владении акциями и облигациями за 20 лет удвоилась при сокращении доли населения. 60% финансовых активов населения - наличные (национальная и иностранная валюта) и вклады в банках. Структура финансовых активов такая же, как в Японии. Что касается акций, то ситуация напоминает европейские страны и Японию: на долю населения приходится 22% акций. Тем не менее, очевидны признаки того, что происходит повышение акционерной культуры. Количество индивидуальных инвесторов после кризиса увеличилось с 1,3 до 2,9 млн. Им принадлежит пятая часть акций (по стоимости), но на них приходится 70% оборота.1 60% всех сделок приходится на сделки через Интернет (80% в КОСДАК и50% на  КФБ). По этому показателю Корея в конце 2001г. занимала одно из первых, если не первое место в мире. Ликвидность рынка (отношение оборота к капитализации) 230% в 2000г.2 Активная торговля обусловлена очень низкими издержками. По некоторым расчетам они в Корее в 4 раза ниже, чем в других странах с формирующимися рынками3.

36% оборота (по стоимости) акций на КФБ приходится на 10 эмитентов, 5 из которых входят в три крупнейших чеболя: Samsung Electronics, Hyundai Electronics Industries, Korea Telecom, SK Telecom, Korea Electric Power, Hanvit Bank, Dacom, Samsung Securities, Koоkmin Bank, LG Electronics. На 10 крупнейших эмитентов (Samsung Electronics, SK Telecom, Korea Telecom, Korea Electric Power Corporation, Pohang Iron & Steel (POSCO) и др.) приходится 61% всей капитализации КФБ (2000г.)

Примерно 35 акций корейских эмитентов торгуются на зарубежных рынках в форме АДР и ГДР.

Тем не менее, несмотря на достигнутые положительные сдвиги, уровень развития финансового сектора отстает от уровня развития реального сектора экономики. Если  названия целого ряда компаний обрабатывающей промышленности широко известны во всем мире, ни  дин из корейских банков,

ни одна страховая компания или компания по ценным бумагам не может считаться игроком мирового класса. Даже после всех слияний самый крупный корейский банк - Kookmin Bank - находится только на 70-м месте в мире по величине активов.

Занимая, соответственно, 10 и 13 место в мире по объему экспорта и величине ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, 28 - по индексу общей экономической конкурентоспособности (определяемым швейцарским Institute of Management Development), страна находится (2000- 2001 гг.) на 34-35 позиции по уровню конкурентоспособности финансовой индустрии.

В условиях, когда во многих странах в целях повышения конкурентоспособности  происходит объединение организаторов торговли на рынках ценных бумаг, Корея имеет три торговые площадки: помимо упоминавшихся КФБ и КОСДАК, еще и Корейскую фьючерсную биржу (в Пусане). Одним из путей повышения эффективности в данной области является объединение всех корейских рынков.

Реформы корпоративного сектора включали улучшение системы корпоративного управления, усиление конкуренции, в частности за счет доступа иностранного капитала, повышение эффективности производства. В феврале 1998г. в Коммерческий кодекс и Закон о ценных бумагах и биржах были внесены поправки, усилившие права миноритарных акционеров (сокращение величины пакета, дающего право на предъявление иска к директору или аудитору, требовать отставки директоров и аудиторов - с 1% до 0,5%; уменьшение величины пакета, дающего право на знакомство с бухгалтерскими документами - с 3% до 1%; акционеры, имеющие более 1% акций, с апреля 1998г. получили право вносить предложения в повестку общего собрания акционеров. [9. c. 81]

Начиная с 2000г. в дополнение к годовым и полугодовым отчетам корпорации должны предоставлять и квартальные отчеты не позднее 45 дней после окончания квартала. Для корпораций, предоставляющих неверные сведения, с апреля 1999г. предусмотрен штраф в размере 500 млн.вон. В сентябре 1998г. были отменены ограничения на участие в голосовании институциональных инвесторов, а в конце года введена ограниченная форма кумулятивного голосования. Приняты нормы, запрещающие сделки по искусственным ценам внутри чеболей. В Закон о честной торговой практике внесены поправки, предписывающие постепенный отказ от предоставления гарантий по поставкам товаров внутри чеболей. Усилено законодательство о банкротстве, чтобы ускорить закрытие неплатежеспособных фирм.

Улучшилась система раскрытия информации. 8000 корейских компаний, включая все листинговые, предоставляют финансовую отчетность, заверенную независимым аудитором. Увеличилась активность акционеров, хотя она по- прежнему ниже, чем в других развитых странах. В декабре 1999г. были внесены поправки в Коммерческий кодекс и Закон о ценных бумагах, согласно которым в крупных компаниях внешние директора должны составлять не менее 50% общей их численности (с постепенным вводом этих поправок в действие)1. Аудиторы, пропустившие важные факты при проверке корпорации, могут нести уголовную ответственность и быть подвергнуты штрафам. Все чеболь разделены на три группы. В первую, которой уделялось особое внимание, вошли 5 ведущих: Hyundai, Samsung, Daewoo, SK, LG2.

Для ликвидации избыточных мощностей в сентябре 1998г. достигнуто соглашение между 5 чеболь об объединении или об обмене 17 компаниями (авиастроение, автомобилестроение, производство полупроводников, судовых двигателей, нефтехимия, сталепрокат) в рамках одного чеболя (или просто сокращения их числа). Часть компаний была продана иностранным инвесторам. 30 ведущих чеболей к июню 1999г. вывели из своего состава тем или иным способом 484 фирмы. Hyundai сократил количество своих филиалов с 62 до 35, Samsung довел их число до 45, LG продал 5 из 48 своих компаний.

К 2000г. 4 чеболя (за исключением Daewoo) достигли заметных результатов. Долг/собственный капитал снизился до уровня примерно 200%. 94 филиала (из 194) были рационализированы посредством слияний, продаж или обмена. Тем не менее, положение еще далеко от идеального. У Daewoo дела шли значительно хуже. Долг продолжал увеличиваться после кризиса, достигнув 87 млрд.вон (при совокупных активах, равных 61 трлн.). В результате в июле 1999г. чеболь обанкротился. На этот раз произошел обмен акций на долги и собственниками Daewoo оказались его кредиторы. Несмотря на огромные размеры чеболя, (ранее он занимал второе-третье место в Корее и на него приходилось 10% экспорта) кризиса финансовой системы удалось избежать. Только инвестиционно-доверительные компании, имевшие в своих портфелях значительную часть долговых бумаг Daewoo, потерпели серьезные убытки.

В отличие от корейских гигантов, у компаний, не входящих в чеболь, положение оказалось во многом лучше. С 1998г. в Корее наблюдался бум малых и средних венчурных компаний. В 2000г. на них пришлось 30 млрд.долл. экспорта и они создали за 1998-2000 гг. 350 тыс. новых рабочих мест. Один из положительных результатов реформ - изменение отношения к малым фирмам, которые более не рассматриваются как компании второго сорта по сравнению c гигантами. Для усиления конкуренции внутри страны были полностью сняты ограничения на прямые и портфельные иностранные инвестиции.

Либерализация в данной области началась еще в 1992г., когда иностранцам было разрешено приобретать акции корейских компаний, но не более 10% капитала. В течение 1992-1997 гг. разрешенная доля постепенно повышалась до 55%. В мае 1999г. все ограничения были полностью упразднены1. Если еще в 1980г. доля иностранцев в акционерном капитале составляла 0%, в 1996г. 13%, то в 2000г. - 25%. А по акциям, имеющим листинг КФБ - 37%. Во многих крупных корейских компаниях большая часть акций находится у иностранцев (57% Samsung Electronics, 56% POSCO, 50% Hyundai Motors). Однако в основном это портфельные инвесторы, поэтому контроль остается в руках корейского капитала. Renault купил Samsung Motors, Daimler-Crysler принадлежит 15% акций Hyundai Motors. [11. c. 40]

 

Бюджетная политика

До кризиса корейское правительство проводило очень консервативную политику в области государственных финансов. С 1993г. расходы бюджета были равны доходам. Падение производства в 1998г. заставило отказаться от принципа сбалансированного бюджета.

Первоначальный бюджет 1998г., принятый в ноябре 1997г., предусматривал положительное сальдо (он исходил из роста ВВП в 6%). Дальнейшие события заставили правительство значительно увеличить расходы на помощь безработным, создание общественных работ, прямые вливания в банковские учреждения, в результате чего дефицит составил 4,2% ВВП. Следует подчеркнуть, что одновременно с реструктуризацией предприятий и либерализацией экономики, корейское правительство с целью смягчить их негативные социальные последствия осуществило целый ряд реформ в этой области. Социальные выплаты увеличились с 0,6% ВВП в 1997г. до 1,6% в 1999г. Социальным страхованием раньше было охвачено 33%, сейчас - 70%. Были продлены сроки получения пособий по безработице и размеры пособий.

Происходит отказ от системы пожизненного найма. В феврале 1998г. были узаконены увольнения и в настоящее время несколько легче уволить работника. Тем не менее, процедура увольнения для постоянных работников более сложная, чем в ОЭСР, и сокращение постоянных работников случаются редко. Единственное исключение, когда профсоюзы согласились на увольнение большого числа занятых - в случае с финансовыми учреждениями. Когда в августе 1998г. компания Hyundai попыталась провести значительное сокращение на автомобильном заводе в Ульсане, профсоюзы объявили забастовку и в итоге сокращено было в несколько раз меньше рабочих мест, чем планировалось.

Система социального страхования (страхования по безработице) была значительно расширена и реформирована. Впервые она была введена в 1995г. и охватывала только постоянных работников на предприятиях с числом занятых более 30 человек. Затем она была распространена на предприятия с числом занятых более 10. С октября 1998г. она распространяется на всех занятых. Увеличен срок выплаты пособия и его размер. Количество получателей пособий возросло с 50 тыс. человек в 1997г. до 300 тыс. в 2000г. Размеры платежей за тот же период возросли с 79 млрд.вон до 470 млрд.вон.

Доля трудящихся, объединенных в тред-юнионы, сократилась с 14 до 12% (в ОЭСР средний показатель - 40%). Рабочая неделя должна быть сокращена с 44 до 40 часов.1 Одновременно с сокращением постоянных работников, значительно расширилось число занятых на временных работах. В 2001г. их доля составляла 50% - самая высокая среди стран ОЭСР. После кризиса доля занятых в обрабатывающей промышленности сократилась с 23 до 19,5%, доля занятых в сфере услуг увеличилась с 66 до 70% и в этом отношении Корея мало отличается от других стран ОЭСР.

Национальная пенсионная система была впервые введена в Корее в 1988г. для всех предприятий и организаций с числом занятых свыше 10 человек. В апреле 1999г. она была распространена на всех занятых. Если количество охваченных ею занятых в 1997г. составляло 7,84 млн. человек, то к 2001г. оно возросло до 16,68 млн. В январе 2001г. количество лиц, получающих пенсии, составляло 620 тыс. человек.

С июля 2000г. изменена система выплаты пособий по случаю потери трудоспособности на производстве (распространена на все категории занятых). Среди всех стран, переживших в 1997-98 гг. финансовый кризис, опыт Кореи по его преодолению оказался наиболее успешным. Результатом реформ, проводившихся в 1998-2000 гг., стало повышение эффективности корейских компаний и оздоровление финансового сектора. Тем не менее, среднесрочные и особенно долгосрочные перспективы развития страны вызывают озабоченность как у экономистов, так и у руководства Кореи.

Так, хотя официальные цифры государственного долга относительно невелики (примерно 30% ВВП против 70% в среднем по странам ОЭСР), но они не учитывают долги, гарантированные правительством, например долги KDIC, KAMCO, центрального банка. С их учетом государственный долг составит 80-100% ВВП. Пик погашения облигаций государственных агентств приходится на 2003-2006 гг. Расходы по обслуживанию долга могут составить в этот период примерно 25% расходов бюджета.

Несмотря на достигнутые успехи в изменении соотношения долга и собственного капитала, сохраняется проблема высокого уровня долга ведущих корпораций (за исключением Большой тройки - Samsung, LG, SK). По данным Банка Кореи в сентябре 2001г. они составляли 650 трлн. вон или 120% ВВП. Руководство Кореи осознает, что в долгосрочной перспективе развитие страны напрямую зависит от того, насколько успешно она сможет развивать собственную научную базу и наукоемкие производства. Фактор дешевой рабочей силы уже перестал действовать. Многие из тех товаров, на производстве которых специализируется Корея, и которые составляют значительную часть ее экспорта, в частности одежда, бытовая электроника, производятся с более низкими издержками в КНР. В этих условиях значительная часть корейской промышленности теряет свою конкурентоспособность. Надежда на то, что вместе с прямыми инвестициями в Корею придут новые наукоемкие технологии есть, но она довольно слабая. Магистральный путь - это выделение определенных отраслей и направлений, где у Кореи имеются наибольшие перспективы, и ускоренное развитие собственной научно-технической базы. Наибольшие перспективы, как считают корейские экономисты, имеют телекоммуникации и связь, химия и определенные направления биотехнологии. Надежды возлагаются на сотрудничество с учеными из России, численность которых в Корее за последние годы заметно возросла.

[10. c. 237]




2020-02-03 222 Обсуждений (0)
Развитие фондового рынка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие фондового рынка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)