Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы развития потребительского кредитования в России.



2020-02-03 210 Обсуждений (0)
Перспективы развития потребительского кредитования в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




  В последние годы потребительское кредитование в России развивалось поистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии и казалось бы, что ничто не сможет остановить этот рост, однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка заметно приостановился и некоторые аналитик даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную динамику развития.

В чем же причина же причина данной тенденции? Причин несколько, самой важной, пожалуй, является насыщение рынка, практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые. Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку

и системе потребительского кредитования в целом.

Однако не только граждане замедляют рост сегмента потребительского

кредитования, во многом это зависит и от самих банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых "безнадежных кредитов", которые, по мнению аналитиков, являются реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов (независимые коллекторские агентства слишком малы и не проходили испытание кризисом), рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.

Таким образом, можно сказать, что перспективы развития потребительского

кредитования в России довольно неоднозначны, с одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов.

В настоящее время идет разработка и подготовка к внесению на рассмотрение в Государственную Думу законопроекта «О потребительском кредитовании», имеющего основной своей целью систематизацию и обновление правового регулирования на данном сегменте рынка банковских услуг. В статье приводится финансово-правовой анализ основных положений закона.

В 2007 году были предприняты попытки введения законодательного регулирования вопросов, связанных с осуществлением потребительского кредитования. Однако представленный на рассмотрение в Государственную Думу в то время проект федерального закона не отражал существующей экономической реальности и не решал стоящих перед потребителями-заемщиками и банками-кредиторами проблем. В результате проект был отклонен Государственной Думой.

Рассматриваемый законопроект предлагает новые подходы к решению финансово-экономических и юридических проблем в данной области и существенно отличается от своего предшественника. Его положения требуют самостоятельного полноценного анализа.

В настоящее время степень развития потребительского кредитования во многих странах мира, а теперь и в России сложно переоценить. Рынок такого рода банковских услуг настолько обширен, что требует существенного правого регулирования. Имеющиеся нормативно-правовые акты не всегда полностью и точно отражают степень экономического развития данного сегмента деятельности кредитных организаций. Необходимость разработки подобного законопроекта обусловлена целым рядом факторов как экономического, так и сугубо правового свойства. В силу существенно возросших темпов развития рынка потребительского кредитования возникла насущная необходимость в разработке нового и в частичном совершенствовании действующего правового регулирования в данной сфере.

Вследствие этого были разработаны законопроекты, имеющие своей целью регламентацию кредитных отношений именно в потребительской сфере, — № 119988-5 «О потребительском кредитовании» и № 136888-5

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О потребительском кредитовании”».

В целом законопроект «О потребительском кредитовании» направлен на урегулирование таких крупных блоков вопросов, как:

1) предоставление информации, связанной со сделкой потребительского кредитования;

2) специальные требования к субъектному составу правоотношений по потребительскому кредитованию;

3) заключение и исполнение договора потребительского кредита;

4) дополнительные способы обеспечения исполнения договоров подобного рода;

5) меры государственного контроля и надзора при потребительском кредитовании.

В свою очередь, законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О потребительском кредитовании”» вносит соответствующие изменения в такие ключевые законы, как Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 10.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Трудовой кодекс Российской Федерации.

  Проведем финансово-правовой анализ основных положений проекта федерального закона «О потребительском кредитовании».

  Весь комплекс отношений в сфере потребительского кредитования в соответствии с представленным законопроектом условно составляют:

1) взаимные права и обязанности потребителя и кредитора, в зависимости от стадии отношений, возникающих в процессе потребительского кредитования;

2) содержание договора потребительского кредита;

3) формальную составляющую всех стадий заключения и исполнения договора потребительского кредитования.

  Общая схема подготовки к заключению договора потребительского кредита.

  В соответствии с положениями рассматриваемого законопроекта подготовительный этап при заключении договора потребительского кредита состоит из нескольких составляющих элементов.

В силу специфичности рассматриваемых правоотношений указанные составляющие элементы представлены структурно в виде следующей схемы (рис. 4).

Такая структура правоотношений кредитной организации, оказывающей финансовые услуги потребителям, представляется оптимальной и в достаточной степени сбалансированной. Она позволяет как достаточно эффективно защитить права потребителя на рынке, так и не подразумевает ущемления прав банка-кредитора. Последнее является крайне важным, так как довольно часто складывается ситуация, при которой высокая степень защиты прав потребителей достигается значительным сокращением прав кредиторов.

В зависимости от стадии развития правоотношений по потребительскому кредитованию стороны обладают специальным комплексом прав и обязанностей в отношении друг друга. Особого внимания в данном контексте требует процесс предоставления информации, необходимой сторонам для принятия решений по кредитному договору, а также для его правильного исполнения.

 

Рис. 4. Структура правоотношений при заключении договора потребительского кредита

Информация, предоставляемая заемщику-потребителю до заключения договора.

Основной массив сведений данного блока подлежит размещению в местах, где производится обслуживание потенциальных контрагентов с целью их предварительного информирования об общих условиях кредитования, на которых работает данный банк. Следует отметить, что такие сведения должны предоставляться потребителю исключительно бесплатно. Эта информация размещается для самостоятельного ознакомления потенциальными контрагентами без дополнительного обязательного обращения к сотрудникам банка.

Кредитные организации, которые осуществляют потребительское кредитование, обязаны составить и вывесить для всеобщего ознакомления правила, или общие условия, оказания подобного рода услуг.

В целом такой подход ничего не меняет в практике, сложившейся на сегодняшний день в сфере банковского обслуживания клиентов. В настоящее время предварительная информация об условиях предоставления кредитных услуг физическим лицам распространяется путем вывешивания в помещениях банков, что выполняется, как правило, в соответствии с внутренними инструкциями по осуществлению банковских операций.

Сохранение существующего порядка, безусловно, является большим достоинством законопроекта, так как соответствует сложившейся практике и не потребует от кредитных организаций дополнительных расходов или изменений внутренних банковских правил.

Информация, предоставляемая заемщику-потребителю при заключении договора.

Отдельной, как процедурно, так и содержательно, является стадия предоставления кредитором информации клиенту непосредственно при заключении договора потребительского кредитования. На этом этапе кредитор обязан предоставить потребителю информацию:

1) об обязательных условиях договора потребительского кредита, в частности:

— сроке кредитования;

— размере предоставляемых по договору потребительского кредита денежных средств или, в случае необходимости, лимит кредитования и порядок предоставления денежных средств в пределах установленного лимита;

— валюте кредита;

— годовой процентной ставке;

— полной стоимости кредита;

— совокупном размере денежных обязательств потребителя по сопутствующим договорам, заключаемым с кредитором и др.;

2) о размере платежей потребителя по сопутствующим договорам, заключаемым с кредитором;

3) о перечне платежей потребителя по сопутствующим договорам, заключаемым с иными лицами.

  Еще одной предусмотренной проектом обязанностью кредитора является предоставление по требованию потребителя плана, или графика, платежей потребителя по заключаемому договору потребительского кредита.

  Представленные порядок и состав информации являются отработанными и реализуются последние несколько лет в большинстве российских банков. Указанные положения не усложнят работу банков, а лишь нормативно закрепят существующую в настоящее время схему взаимодействия кредитных организаций с физическими лицами в сфере потребительского кредитования.

Обязанности потребителя на этапе подготовки к подписанию договора.

Необходимо отметить возможность наличия в правоотношениях еще одного дополнительного субъекта — кредитного брокера. По замыслу разработчиков законопроекта, кредитным брокером предполагается считать постоянно проживающее на территории Российской Федерации и зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо или российское юридическое лицо (коммерческая организация), которые действуют в интересах потребителя и(или) кредитора и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров займа и кредитных договоров между кредитором и потребителем, а также с исполнением указанных договоров.

Надо отметить, что представленная дефиниция института кредитного брокера является достаточно удачной, в первую очередь, в силу своей развернутости и детальности проработки. Охвачены практически все сферы, в которых может возникнуть необходимость в привлечении услуг кредитного посредника — брокера.

До момента заключения договора потребитель обязан лично или через кредитного брокера предоставить кредитору сведения, предусмотренные правилами потребительского кредитования. При этом необходимо помнить, что у каждого банка-кредитора должны быть утверждены и действовать собственные правила оказания подобного рода услуг.

Помимо заявления о предоставлении денежных средств заемщик-потребитель должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, дополнительные документы, с помощью которых банк — потенциальный кредитор сможет оценить его кредитоспособность, а также документы, подтверждающие его финансовое положение и кредитную историю (при их наличии).

Такая норма рассматриваемого законопроекта направлена как на защиту прав потребителя (от потребителя могут быть затребованы только документы, подтверждающие его кредитоспособность, что обусловлено существом договора), так и на сохранение прав и финансовой сферы кредитора (ему предоставляется законодательно закрепленная возможность проверки платежеспособности своего потенциального контрагента путем официального запроса у него подтверждающих сведений). При этом кредитор в праве хранить всю информацию, полученную от заемщика-потребителя, в течение срока установленного внутренними правилами кредитора.

Содержание договора потребительского кредита.

Договор потребительского кредита содержит правила (общие условия), которые разрабатываются и утверждаются кредитором самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом РФ, данным законопроектом или иными федеральными законами. Требования к таким правилам перечислены в анализируемом законопроекте. Среди них можно назвать, например, следующее: воля потребителя на заключение рассматриваемого договора должна быть выражена однозначно и не может допускать двоякого толкования. Так, в качестве конклюдентного действия может быть расценено молчание, однако исключительно в случае, когда потребителю предоставлен срок не менее 14 дней для прямого заявления и кредитор обязуется в начале такого срока особо обратить на него внимание потребителя.

Кроме того, является обязательной и в случае несоблюдения влечет ее недействительность письменная форма договора потребительского кредита.

Проектом закреплено также неотъемлемое право заемщика-потребителя на зачет по требованию, срок которого наступил, а также кредитора — на напоминание об исполнении заемщиком обязанности либо о назначении ему нового срока исполнения обязательства.

  Эти и другие требования к внутренним банковским правилам осуществления потребительского кредитования в полной мере соответствуют действующим практикам осуществления подобного рода операций. В данной ситуации ущемления прав банка-кредитора происходить не будет, что является несомненным преимуществом рассматриваемого законопроекта.

Помимо правил осуществления потребительского кредитования данный законопроект предусматривает обязательные условия такого кредитования.

Договоры, сопутствующие договору потребительского кредита.

Рассматриваемый законопроект наряду с договором потребительского кредита предусматривает регламентацию договоров на оказание сопутствующих услуг. Под сопутствующими услугами проект понимает услуги по ведению банковского счета, оценке, страхованию, информационные и консультационные услуги, иные услуги, оказание которых предусмотрено договором потребительского кредита, и условия, установленные в договоре потребительского кредита или в сопутствующих договорах.

  Само введение понятия сопутствующей услуги в действующее нормативно-правовое регулирование и тем более на уровне законодательного акта представляется крайне удачным и полезным нововведением. В настоящее время сопутствующие услуги безусловно присутствуют в банковской практике и занимают в ней далеко не последнее место. Однако отсутствие хотя бы фрагментарного регулирования данного института вызывает в претензионной области немало существенных проблем.

  Надо отметить, что фактически заключение договора об оказании сопутствующих услуг является для потребителя, желающего заключить договор потребительского кредита, необходимым условием, так как при несогласии потребителя на его заключение кредитная организация может отказать в заключении договора потребительского кредита. При этом такой порядок, предложенный в законопроекте, не будет считаться нарушением нормы статьи 16 Федерального закона «О защите прав потребителей». Соответственно при возникновении у потребителя желания расторгнуть договор об оказании сопутствующих услуг кредитор вправе потребовать расторжения договора потребительского кредита.

Кроме того, если в договоре потребительского кредита не содержится указания на изменение стоимости сопутствующих услуг, то кредитор вправе изменить их стоимость в одностороннем порядке. При этом последний обязан уведомить потребителя о таком изменении одновременно с перерасчетом полной стоимости кредита.

Указанные положения законопроекта бесспорно свидетельствуют о достаточной степени приемлемости названного законопроекта для банковской практики в случае его принятия.

Права заемщика при заключении договора потребительского кредита.

Очевидным является тот факт, что в момент обращения заемщика-потребителя к кредитной организации за кредитом он должен знать свое финансовое состояние и способность в дальнейшем исполнить свои обязанности по договору потребительского кредита и сопутствующим договорам.

Заемщик-потребитель имеет право вернуть всю сумму кредита раньше срока возврата потребительского кредита, указанного в договоре. В случае досрочного погашения кредита заемщик обязан сообщить кредитной организации об этом не менее чем за 30 дней до момента фактической передачи денег кредитной организации, если более короткий срок не предусмотрен договором потребительского кредита. При таких обстоятельствах заемщик-потребитель обязан выплатить кредитору проценты за фактический срок пользования кредитом. Заемщик-потребитель может досрочно погашать на указанных условиях кредит, срок которого не превышает 10 лет.

Также заемщик вправе отказаться от исполнения договора потребительского кредита без объяснения мотивов в течение 14 календарных дней. Отказ осуществляется в письменной форме. При этом он обязан выплатить неустойку, предусмотренную договором, которая не может превышать 0,5% от основной суммы займа.

  Если в момент заключения договора кредитор не сообщил потребителю о его праве на отказ от исполнения договора, потребитель вправе отказаться в течение 30 дней со дня заключения договора.

  Все перечисленные положения являются для существующей банковской практики отработанными и вполне приемлемыми. Они позволяют в достаточной степени не только сохранить действующий порядок предоставления указанных услуг, но получить нормативно-правовое закрепление юридической точности совершаемых в настоящее время действий. Такой подход в первую очередь предоставляет юридические гарантии судебной защиты прав, вытекающих из уже существующих фактических отношений. До настоящего момента судебная и иная правоприменительная практика не имела четкости и однозначности в определении такого рода отношений.

Права кредитора при заключении договора потребительского кредита.

Кредитная организация имеет право предоставлять немотивированный отказ в предоставлении кредита и вступлении с потенциальным заемщиком в договорные отношения.

Совершенно очевидно, что кредитор после предварительной проверки платежеспособности потенциального должника имеет право требовать досрочного возврата денежных средств, предоставленных по договору потребительского кредита, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором потребительского кредита. Причем, как правило, основную часть случаев, когда кредитная организация будет иметь право потребовать досрочного исполнения договора, представляется обоснованным закреплять именно в договоре, так как из существующей в настоящее время практики видно, что законодательство не предоставляет всего необходимого спектра возможностей для кредитных организаций в области досрочного прекращения договорных отношений.

  Для непосредственного информирования потребителя до заключения с ним договора кредитования, для предъявления ему в последующем требований по обязательствам, возникшим из договора потребительского кредита, а также взыскания соответствующей задолженности банками могут привлекаться коллекторские агентства.

  Согласно законопроекту, коллекторские агентства — это организации, осуществляющие в соответствии с законодательством деятельность по приобретению денежных требований, срок исполнения которых наступил, с целью их последующего предъявления должнику и взыскания долга и(или) осуществляющие по поручению кредитора деятельность по предъявлению должнику денежных требований, срок исполнения которых наступил, и взысканию долга.

  Таким образом, проект предлагает законодательно закрепить возможность цессирования долга от непосредственного кредитора любым третьим лицам.

На сегодняшнем этапе развития кредитных отношений на потребительском рынке правоприменительная практика позволяет сделать вывод о безусловной необходимости принятия подобного рода закона. В целом рассмотренный проект представляется вполне приемлемым с точки зрения финансово-экономических реалий и сложившейся банковской практики.

 

Заключение.

  Понятие потребительского кредита существовало еще в IV веке до нашей эры, но назначение кредита в то время отличалось от современного: кредиты брались из нужды, а не для получения дополнительной прибыли.

  Потребительский кредит (англ. consumer credit, purchase loan) – форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа.

  Субъектами потребительского кредита являются заемщики - физические лица, берущие взаймы, и кредиторы – коммерческие банки и специальные учреждения потребительского кредита, магазины , сберкассы.

  Роль потребительского кредита заключается в том, что он стимулирует эффективность труда, уменьшает текучесть кадров.

  Кредитные операции - самая доходная статья коммерческого банка, и в каждой кредитной сделке для банка существует кредитный риск – риск невозврата ссуженной стоимости и процентов по ней заемщиком. Поэтому для банка важна становится разработка комплекса мероприятий по снижению риска кредитных операций и управление кредитным риском.

  Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. И управление кредитным риском включает в себя учет этих факторов и разработка мероприятий по снижению риска.

  В последние годы потребительское кредитование в России развивалось поистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии и казалось бы, что ничто не сможет остановить этот рост, однако в недавнем времени ситуация начала меняться.

    В чем же причина же причина данной тенденции? Причин несколько, насыщение рынка, практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты. Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.

      Однако не только граждане замедляют рост сегмента потребительского кредитования, во многом это зависит и от самих банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых "безнадежных кредитов", которые, по мнению аналитиков, являются реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов (независимые коллекторские агентства слишком малы и не проходили испытание кризисом), рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.

      Существует большое количество проблем, тормозящих развитие потребительского кредитования. Существенной из них, на данный момент, состоит в том, что законодательно этот вид кредита плохо оформлен. Но радует одно, что скоро Министерство финансов России собирается внести на рассмотрение Госдумы РФ законопроект «О потребительском кредите». Его нормы по информированию клиента приобретут законный характер, банкам будет невыгодно вводить в заблуждение потребителя, а заемщик будет точно знать, что процент за полученный кредит не окажется в момент его погашения в два раза выше. Таким образом, будут ужесточаться требования к кредитным организациям при раскрытии информации об условиях кредитов и правах заемщиков.

Но самой глобально проблемой на данный момент времени является финансовый кризис, который затронул всю банковскую систему. Кризис нанес сильный удар по банкам, деньги в банковской системе стали таять. Нехватку денег в банковской сфере можно сравнить с нехваткой кислорода для человека, следствие – организм начинает задыхаться. В нашем случае это происходит с экономикой.

Финансовая нестабильность приводит к росту непогашаемых кредитов, так как не все могут выплачивать по новым процентным ставкам, потеря доходов делает проблематичными выплаты ранее взятых на себя обязательств. Кредиты стали дороже, и получить их смогут далеко не все, но слухи о том, что банки перестали выдавать деньги, явно преувеличены. Для заемщиков стало трудно получить кредиты, так как выросли процентные ставки, ужесточились требования к получению кредита.

    Более жестко банки обращают внимание на кредитную историю: отныне заемщик может быть определен в черный список, даже если просрочка по предыдущему займу составила хотя бы пару дней. Увеличен срок досрочного погашения кредита, теперь досрочно гасить кредит можно не ранее чем через полгода. Правительство поддерживает банки в период кризиса всеми доступными способами. Что касается кредитования физических лиц на сегодняшний день, то сейчас рост процентных ставок приостановился и замер, все зависит от того, какая ситуация сложится в ближайшее время.

 Ниже приведены наиболее интересные мнения, которые высказали эксперты по теме перспективы банковской системы в России и дальнейшего развития кризисной ситуации.
   Анатолий Илларионович Милюков, исполнительный вице-президент АРБ:
- Самая острая фаза позади, но проблемы остаются. Думаю, они будут постепенно решаться. И теперь лучше, чем раньше. Основание так полагать дает разрешение 10 банкам осуществлять межбанковское кредитование и механизм, согласно которому издержки и потери будет покрывать ЦБ. Однако остаются вопросы санации, погашения ранее выданных кредитов, вопросы, связанные с региональной банковской системой. Так же беспокоит тот "тромб", о котором говорит Президент Медведев, имея в виду, что ресурсы не направляются от банков к производству.
  Павел Трунин, к. э. н., заведующий Лабораторией кредитно-денежной политики ИЭПП:
- При таких резервах, которые сейчас имеет Россия, Центральный Банк может очень долго держать нужный для него курс национальной валюты, не допуская никакого обвала. Напомню, у нас третьи по величине золотовалютные резервы в мире. В 1998-ом году была совсем иная ситуация: не было денег в бюджете, не было достойного размера резервов. Конечно, в условиях турбулентности, которую мы видим, валютные колебания будут продолжаться, но об обвале речи не идет. Я бы не сказал, что американская экономика рушится, как то утверждают некоторые. В США не все так плохо, как может показаться. И более того, выйдут из кризиса они раньше, чем мы.
Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России, депутат Госдумы:
- В результате мирового финансового кризиса и антикризисной политики, в России формируется новая структура банковского сектора. По сути, с принятием в течение октября-ноября комплекса антикризисных мер и новых законов, правительство и Банк России создали в банковском секторе новую конфигурацию, явно не закрепленную в законодательстве о банках и банковской деятельности. Формируются три четко выраженных слоя (группы) кредитных организаций.
Моисей Фурщик, управляющий партнер компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг):
- Своего пика финансовый кризис достигнет весной, когда прояснится ситуация с плохими кредитами. Вообще, кризис будет ощущаться до конца 2010 года. В таких условиях стоит ожидать серьезной консолидации банковского сектора, а также усиления позиций государственных банков.
Финансовые организации будут более ответственно относиться к оценке рисков. А вот иностранные банки вряд ли смогут воспользоваться кризисом, чтобы упрочить свое положение. Почти полностью исчезнет экспресс-кредитование, однако ипотека довольно быстро восстановится.
  Владимир Сергиевский, аналитик ИК "Финам":
- Темпы сокращения банковской системы не снижаются. Особенно, учитывая общее положение на рынке. Мы полагаем, что в 2010 году эта тенденция сохранится. Насколько рынок сократится, зависит во многом от позиции Центрального Банка, от его желания и возможности спасать от банкротства даже мелкие кредитные организации и банки. Пока, как показывают факты, таковое желание и старания у финансового регулятора наличествуют.
  Станислав Белковский, политолог:
- Кризис пройдет свою нижнюю точку примерно на рубеже 2009-2010 гг. Это будет не его конец, но время, когда возникнут предпосылки для роста. Сами же кризисные явления продлятся еще два – три года.
 Официального дефолта в предстоящем году не будет, власть на это не пойдет. Однако к концу 2010-го года она столкнется с необходимостью строить в России новую экономику взамен старой, которая постепенно исчерпает свои возможности. Закончатся деньги, которые сейчас расходуются на корпорации вместо остро необходимой модернизации экономики, которые расходуются на поддержание курса рубля.

Сейчас далеко не ясно, готова ли будет Россия даже психологически к таким последствиям.

     Как мы видим, среди экспертов нет единодушия. В условиях экономического кризиса банки стремятся максимально снизить риски при невозврате денег недобросовестными заемщиками. Взыскание залогов – один из путей защиты банков от недобросовестных заемщиков. Да и залоги бывают разными: когда речь заходит об автомобилях или недвижимости – как жилой, так и коммерческой, ситуация с возможностью выдачи кредита на таких условиях для банка выглядит более чем надежной. Кроме того, возможность предоставлять ценности под залог для получения кредита по-прежнему остаются в банках и до кризиса предоставлявших заемщикам подобную услугу.

Конечно, очевидно, что современная практика кредитования физических лиц на потребительские цели далека от западной, если брать последнюю за эталон. Необходимо вести работу, как в плане объектов кредитования, так и дифференциации условий предоставления кредитов.

В заключение следует отметить, что объективное условие, необходимое для широкого распростране­ния потребительского кредитования, - это нормализация политического и экономического климата в стране, включая упорядочение и четкое соблюдение хозяйственного законодательства. Экономическая стабилизация важна с той точ­ки зрения, что она порождает взаимное доверие кредитора и заемщика (потребителя) в плане долгосрочной финансовой состоятельности друг друга. При сделках потребительского кредитования и для кредитора, и для заемщика важна предсказу­емость другой стороны. Иными словами, выдавая кредит на покупку автомобиля в рассрочку или вы­давая кредитную карточку, банк-кредитор ориенти­руется на уровень заработной платы (или иных до­ходов потребителя) и для него важно, чтобы этот уровень дохода, являющийся источником покрытия кредита, с большой степенью вероятности сохра­нился на весь — иногда весьма продолжитель­ный — срок кредитования. Точно так же потреби­тель должен быть уверен в долгосрочной финансо­вой стабильности банка-кредитора как фактора вы­полнения им своих обязательств (особенно актуаль­но это, например, при покупке дома в рассрочку, частично финансируемой за счет единовременного взноса покупателем собственных накоплений).

В свете вышесказанного понятно, почему потреби­тельское кредитование при всей его простоте и чрез­вычайной актуальности для российской экономики только начало развиваться, в то время как западные страны давно пережили пик серьезного развития этого вида кредитования. Сейчас, когда четко обозначились тенденции общей экономической и политической стабилизации и некоторого оживления, появляются необходимые предпосылки для более широкого применения технологии потребительского кредитования при продаже товаров и услуг населению.

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ от 03.02.1996.

3. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о банках и банковской деятельности» № 82-ФЗ от 19.06.2001.

4. Федеральный закон РФ «О залоге» № 2872-1 от 29.05.1992.

5. Федеральный закон РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ от 16.07.1998.

1. Инструкция Банка России “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам” от 30.06.1997 года № 62а, с учетом изменений и дополнений.

2.  Положение Банка России “О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)” от 31.08.1998 года № 54-П с учетом дополнений и изменений.

3. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Дененжное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 2002.

4. Афанасьева П., Богатырев В. Основы банковской деятельности. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2003.

5. Ачкасов А.И. Активные операции коммерческих банков М.: Консалтбанкир, 2001.

6. Банки и банковское дело. Под редакцией И.Т. Балабанова. СПб.: Питер, 2002.

7. Банковское дело. Под редакцией Ю.А. Бабичевой. – М.: "Экономика", 2002.

8. Банковское дело. Под редакцией профессора В.И. Колесникова, профессора Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 2002.

9. Банковское дело. Под редакцией Лаврушина О.И. М.: Финансы и статистика, 2002.

10.  Введение в банковское дело. Под ред. Рубина Ю.Б. М.: -1997.

11. Долан Эдвин Дж., Кэмпбелл Колин Д., Кэмпбслл Розмари Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М.—Л., 2001.

12. Жарковская Е., Арендс И. Банковское дело. Курс лекций. М.: Омега-Л, 2002.

13. Камаев А.Г. Макроэкономика М.: Владос, 1998

14. Кидуэлл Д., Петерсон Р., Блэкуэлл Д. Финансовые институты, рынки и деньги. СПб.: Питер, 2002.

15. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. М.: Финансы и статистика, 1999.

16. Максютов Основы банковского дела. М.: Бератор-пресс, 2003.

17. Общая теория денег и кредита. Под редакцией Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2001.

18. Ольшаный А.И. Банковское кредитование. М.: РФЛ, 1997.

19. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ДИС, 1997.



2020-02-03 210 Обсуждений (0)
Перспективы развития потребительского кредитования в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы развития потребительского кредитования в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)