Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности экономической политики в США



2020-02-03 441 Обсуждений (0)
Особенности экономической политики в США 0.00 из 5.00 0 оценок




 

США, безусловно, занимают лидирующие позиции в мировой экономике. Это лидерство опирается на размеры хозяйства страны и уровень его развития, на мощный научно-технический потенциал, зрелость и динамизм развития рыночных институтов и механизмов, эффективность государственного регулирования экономики. США принадлежит крупнейшая доля в мировом ВВП, которая по паритету покупательной способности валют превышает 21,3%. По этому показателю к США приближается только Европейский союз (25 стран Европы, около 20% мирового ВВП). По показателю ВВП на душу населения США занимают второе место в мире (после Люксембурга) - $38,5 тысяч.

ВВП США в 2007 году вырос на 4,9%. Рост ВВП связан, в основном, с ростом потребительских расходов на услуги, ростом экспорта и увеличения расходов федерального правительства. Реальные потребительские расходы в США выросли за 2007 года на 4,4% в годовом исчислении, по сравнению с 2,8% в 2006 году. Реальные корпоративные капитальные инвестиции уменьшились на 0,4% в годовом исчислении. Индекс деловой активности в промышленности США в декабре 2007 года вырос сразу на 1,9 пункта - до 51,4 пункта. Государственные долг США в прошлом году превысил 9 трлн долларов или около 70% ВВП. Инфляция выросла на 2.2% по сравнению с 2.9% в 2006 году.

Известно, что США - и крупнейший международный инвестор, и кредитор. Стоимость американских активов за рубежом превышает $6,5 трлн. Одновременно США являются крупнейшей страной-реципиентом иностранного капитала - стоимость иностранных активов превышает $ 8,5 трлн.

Самым заметным событием года стал ипотечный кризис в США и его последствия, распространившиеся по всему миру. "В США были ослаблены условия выдачи кредитов. Это внесло риски во всю систему кредитования. В этих условиях банки секьюритизировали эти плохие долги, и если раньше отношения складывались напрямую между кредитором в виде банка и заемщиком, то теперь появились новые инструменты, которые были проданы хедж фондам и через них разошлись по всему миру. Поэтому в настоящее время сложилась ситуация, когда непонятно, кто именно вложился в плохие долги, кто накопил весь их массив. Что и породило ситуацию неопределенности на рынке", - описывал ситуацию Евгений Гавриленков, главный экономист ИК "Тройка Диалог". "Кризис доверия", "кризис ликвидности", "списание долгов мировыми финансовыми структурами", "снижение учетной ставки" – эти характеристики плотно вошли в обиход за последние полгода. Однако, фондовый рынок выстоял (по мнению большинства аналитиков, благодаря поддержке высокой цены на нефть), а специальные меры Центробанка позволили банковской системе справиться с ликвидностью. Во время последнего выступления глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке (17 января 2008 года) заявил, что в 2008 году рецессии (уменьшения ВВП) не будет. В то же время, по его словам, риск экономического спада сохраняется, в связи с чем власти страны рассмотрят меры по его предотвращению. Чтобы исправить положение, американский центральный банкир призвал в срочном порядке предоставить бизнесу и гражданам налоговые льготы на общую сумму до $150 млрд и продолжить снижение процентных ставок в США (в том, что учетная ставка вновь будет снижена по крайней мере на 0,5% на ближайшем заседании ФРС уже никто почти не сомневается, что эффект от данной меры весьма не продолжительный). И хотя сам факт начала рецессии не признается, становится ясно, что ситуация в американской экономике весьма тяжелая.
      Внимание в 2007 году также привлек и снизившийся курс доллара, оказав, главным образом, лишь психологический эффект. Начав падение после понижения ключевой и учетной ставок Федеральной резервной системы США, 9 сентября доллар опустился до 15-летнего минимума по отношению к корзине валют. Однако, большого беспокойства по этому поводу никто не испытывает: "серьезных проблем для банковского сектора вследствие сниженного курса не наблюдается. И не смотря на то, что доходность нефтегазовых компаний, также как и всех остальных экспортоориентированных, снизилась, экономика страны довольно легко это переносит. Так что, если в США в следующем году не будет дефолта, то и к его концу курс может быть на уровне 23-24 руб. за $1, - сообщил в конце прошлого года Рушан Зарипов, аналитик фондового центра "Линвест". 19 января 2008 года курс доллара составил 24,5 рубля.

Из всех выше перечисленных проблем вытекают особенности американской экономической политики. Характерные черты американской экономической модели:

· всемерное поощрение американским государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха для каждого человека, независимо от его происхождения и социального статуса;

· относительно низкий уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет (менее 17-18% через федеральный и около 30% через консолидированный бюджет, то есть гораздо меньше, чем в большинстве других развитых стран);

· относительно низкий удельный вес государства в произведенном ВВП (около 12%). Государственная собственность представлена лишь в атомной энергетике, в производственной инфраструктуре (мосты, дороги, трубопроводы), в образовании и здравоохранении;

· более ограниченное, чем во многих других развитых странах, но весьма эффективное государственное вмешательство в экономику.

        Названные характеристики - основа американской либеральной экономической модели. Но в последние десятилетия большое значение приобретают новые черты экономической модели, связанные с развитием научно-технической революции. В частности, одна из важнейших особенностей современного экономического развития США - ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям экономики и населения. Это достигается за счет использования и в материальном производстве, и в сфере услуг новейших технологий, основанных на микропроцессорах, микроэлектронике, программируемой автоматизации и биоинженерии.

Еще одна принципиальная черта, характеризующая состояние американской экономики, - повышение уровня ее наукоемкости. Он определяется, с одной стороны, общим увеличением затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), совершенствованием их структуры и кадрового обеспечения, а с другой - становлением и выделением группы отраслей экономики, производственные результаты которых чрезвычайно сильно зависят от затрат на НИОКР. Общий объем расходов на НИОКР в США превысил в 2007 г. $ 280 млрд (около 2,7% ВВП) - это рекордный за всю историю страны уровень. При этом затраты на гражданские НИОКР составили 2,2% ВВП. На долю США приходится около 46% всех расходов на НИОКР в развитых странах мира.

Наряду с внедрением информационных технологий и влиянием научно-технического прогресса в целом, важнейшим фактором изменений механизма цикла стало и государственное регулирование экономики, в частности, стабилизирующая роль фискальной и денежно-кредитной политики. Манипулирование размерами налоговых поступлений в бюджет, а также регуляторы денежно-кредитной политики - учетная ставка Федеральной резервной системы, нормы обязательного резервирования коммерческих банков, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами - позволяют в нужный момент заметно снижать "перегрев" экономики или, напротив, стимулировать ее рост. В целом вся совокупность действий государства в экономической и социальной сфере позволяет рассматривать его как важный системообразующий элемент экономической модели.

Характерная черта государственного регулирования экономики начала ХХI в. - все большая ориентация бюджета на решение социально-экономических задач. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование превысила в 2007 году 60%. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и общей достаточно низкой долей перераспределения национального дохода через федеральный и консолидированный бюджет объясняется достижением некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации.

Таким образом, несмотря на имеющиеся серьезные социально-экономические проблемы, экономика США в начале ХХI века продемонстрировала способность преодолевать возникающие кризисы различной природы, что свидетельствует о ее гибкости и высокой адаптивности к меняющимся условиям. Во многом это объясняется весьма высокой эффективностью социально-экономической модели, ориентированной на выработку и реализацию национальных приоритетов развития страны.

Об эффективности сложившейся социально-экономической модели свидетельствуют высокий уровень экономического и научно-технического развития страны, лидирующие позиции США в мировой экономике, способность хозяйственного механизма и общественных институтов в целом успешно справляться с возникающими кризисными явлениями и вызовами.

 

 

 

Заключение

 

Отвечая поставленным в данной работе целям и задачам, мы рассмотрели необходимость государственного регулирования экономики на современном этапе развития общественно-экономических отношений. Безусловно, государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Экономическая политика государства связана с раскрыти­ем его функций. К основным функциям государства относятся – правовая, протекционисткая, стабилизационная, хозяйственная, перераспредилительная, социальная. Функции государства осуществляются следующими формами: государственное прогнозирование и программирование эко­номики, бюджетное регулирование, государственное потребление, государственный заказ, селективная финансовая поддержка, денежно-кредитное регулирование, приватизация и национализация собственности.  Любая форма экономической политики реализуется при помощи различных методов. По характеру действия методы делятся на административные и экономические, по способу применения – на прямые и косвенные. В экономической политике выделяют следующие направления: финансовое регулирование, регулирование ценообразование, регулирование накопления капитала и его инвестирования, регулирование трудовых отношений, социальное регулирование, антициклическое регулирование.

Сейчас Россия находится на переломе, как бы в середине пути своего экономического развития. По показателям индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) Россия отстаёт от всех развитых. России отвели 67-е место (из 177).  Экономическая политика России ставит перед собой следующие основные задачи:

- повышение уровня и качества жизни населения;

- создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста;

- формирование благоприятного инвестиционного климата;

- обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

  - повышение эффективности государственного управления.

  Основными особенностями экономической политики в США является всемерное поощрение американским государством предпринимательской активности, относительно низкий уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет, относительно низкий удельный вес государства в произведенном ВВП, более ограниченное, чем во многих других развитых странах, но весьма эффективное государственное вмешательство в экономику, развитием научно-технической революции, повышение уровня ее наукоемкости.

Лидирующие позиции США в мировой экономике объясняется весьма высокой эффективностью социально-экономической модели, ориентированной на выработку и реализацию национальных приоритетов развития страны.

Итак, активное вмешательство в экономику - нормальное явле­ние в жизни любого государства. По мере роста общественного разде­ления труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматри­ваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство спо­собны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат в конечном счете потребностям людей.

И государство, и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественно­го развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономиче­ской деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и не­достатки рыночного и государственного механизмов регулирования эко­номики.

Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики.

В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны – не разрушить эту систему излишним воздействием. 

В целом трудно оценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

Список использованных источников

 

 

1. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – М., 2000, с. 333;В.

2. Экономическая теория: учебник / под ред. И.П. Николаевой. – М.:  Проспект, 2001. – 448 с.;

3. Махмалов Ф.И. Основы взаимодействия: учебник для вузов – 2-е издание, с. 369;

4. Белоусов Р. – Экономика России в обозримом будущем, Экономист, 2007, №7, с. 3-11;

5. Ионов М. - Роль государства в экономике – Экономист, 2007, №5, с. 56;

6. Куликов В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения, Экономист, 2007, №11, с. 3-12;

7. Львов Д. – О стратегии развития России, Экономист, 2007, №2, с. 3-10;

8. Беленский, Н. Кулакова, Н. Самойлова – Об оптимизации Российского экономического пространства, Вопросы экономики, 2007, №6, с. 133;

9. Цветков В, Джумов А. – Государственная собственность и эффективность экономики, Экономист, 2007, №4, с. 27-36;

10. Варга, «Роль государства в рыночном хозяйстве», М, 2001, с. 58;

11.  Бункина М.К. Макроэкономика (основы экономической политики): учебное пособие для вузов.- М. АО ДИС, 1999, с.169;

12.  Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства: учебное пособие для вузов.- М.,2004, с.389;

13.  Экономика: учебник / под редакцией А.С. Булатова. 4-е издание.-М: Экономист, 2006, с. 258;

14.  Талибцев В.П. Государство и экономика / В.П. Тамбовцев. -М.: Магистр, 2002, с. 157;

15.  

16.  Государственное регулирование экономики / под редакцией Т.Г. Морозовой, с. 152;

17.  А. Либман – Современная экономическая теория: основные  тенденции, Финансы, 2007,  №3, с. 36;

18.  В. Маевский, Э. Ахатова – Об инструментов экономической политики, Финансы, 2007, № 10, с. 27;

19.  В. Мау – Экономическая политика 2007 года: на путях к инвестиционному росту, Финансы, 2007, №2, с. 4;

20.  С. Цирель – Влияние государственного вмешательства в экономику и неравенства на экономический рост, Финансы, 2007, №5, с.100;

21.  Катилко В, Невелов В. – Необходимость изучения национальной экономики России, Вопросы экономики, 2007, №2, с. 87-88;

22.  Тарасевич Л. – Общий курс экономической теории, Вопросы экономики, 2007, №11, с. 91-93;

23.  Устойчивость экономики страны – результаты работы финансов, Финансы, 2007, №10, с. 9.

 



2020-02-03 441 Обсуждений (0)
Особенности экономической политики в США 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности экономической политики в США

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)