Социализация личности и ее механизмы
Содержание Введение 1. Проблема социализация личности в психологии 1.1. Понятие личности 1.2. Социализация личности и ее механизмы 2. Особенности развития личности в подростковом возрасте 2.1. Подростковый возраст как особый этап развития самосознания личности 2.2. Особенности социализации личности в подростковом возрасте 3. Заключение 4. Литература Введение Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека. Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека. Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения. В результате психологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается. Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в юношеском возрасте. В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством (ранняя юность), другая - на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.). Для второй - участие в производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности. Теперь обратимся к психологам, непосредственно занимающимся проблемами психологии, и в частности проблемами юношеской психологии и роли оценки и самооценки, самопознания в самовоспитании старших школьников. Вот что пишет Н.Ф.Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть этих отношений. Веским характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить след за изучением анатомо-физиологических изменений вопрос о представлении, о себе в этом возрасте. Проблема социализация личности в психологии Понятие личности
В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как «человек», «индивид», «личность». Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, как продукт общества, а не как продукт природы, то для неё важнейшее значение имеет категория «личность». Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества [28]. Как отмечал К.Маркс, «сущность «особой личности» составляет не ее борода, не кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество». Характерными неотъемлемыми чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся. Только что появившийся на свет ребенок — человек, но еще не личность, хотя в нем уже заложена, запрограммирована реальная возможность последующего превращения в личность. Следовательно, не всякий человек — личность. Но с другой стороны, любой человек (а не только гениальные и великие, одаренные и яркие люди), являющийся носителем важнейших социальных качеств своего общества и выступающий как соответствующий субъект социальной жизни, должен рассматриваться как личность. Поэтому, строго говоря, понятие «человек» целесообразно использовать тогда, когда нужно выделить принадлежность лица к человеческому роду (hоmо sарiеns), обладание им всеобщими для всех людей чертами. Когда же надо подчеркнуть, что речь идет не о всем человечестве, не о всех людях, не о любом, а о конкретном человеке, тогда используется понятие «индивид». От этого необходимо отличать понятие «индивидуальность» как выражение своеобразия, неповторимости и даже уникальности конкретной личности. Наряду с этой, преобладающей точкой зрения на понятие личности имеет место и такая, согласно которой любой человек представляет собой личность и поэтому исключается деление людей на личности и неличности. В этом случае под личностью понимается совокупность тех особенностей, которыми, наряду с общим, обладает каждый конкретный человек, т.е., по сути дела, ее индивидуальность. [28] Социализация личности и ее механизмы Социализация – это аккумулирование индивидом на протяжения жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.[22] Разработка теории социализации личности связана с такими учеными, как Г. Тард, Т. Парсонс и др. Частности, Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отношение «учитель—ученик» провозгласил моделью социального поведения, социализации. Собственно, так оно и есть. Имитация составляет сущность обучения социальным ролям. Персонс в своих работах объяснял процесс социализации несколько иначе. Он считал, что индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со значимыми другими. Однако если пренебречь нюансами, то можно сделать вывод, что в основе теорий социализации лежит классическая формула бихевиоризма «S—К» и теория Л. С. Выготского об интериоризации внешнего опыта, его культурно-историческая концепция. В отечественной социальной психологии существует «широкое» и «узкое» понимание социализации. Такой подход к пониманию социализации предлагает Б. Д. Парыгин. В отличие от «узкого» понимания социализации, под которым подразумевается процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, под «широким» предполагается исторический процесс, филогенез. Наряду с понятием «социализация» есть другие, довольно близкие с ним по смыслу. К таким понятиям относятся «воспитание» и «адаптация». Г. М. Андреева полагает, что по существу между понятием «социализация» и «воспитание» нет различий . [2] При этом под воспитанием она понимает целенаправленное воздействие на личность всего общества. Но даже и такая трактовка воспитания не дает оснований ставить знак равенства между этими явлениями. Социализация в любом случае шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не всегда осознаваемый. Понятие «социализация» тесно связана с понятием «адаптация». Адаптацию можно рассматривать и как составную часть социализации и в качестве ее механизма. Слово «адаптация» означает приспособление. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую. Между ними существует взаимосвязь. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личности ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: позитивной, негативной, по механизму осуществления—добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевую ориентацию; в) самоутверждение. Итак, социально-психологическая адаптация—это конкретный процесс социализации. Сложилась традиция, согласно которой принято выделять структуру социализации: 1) содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособлении к негативному опыту); 2) широту социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Выделяют также и такие характеристики социализации, как ее механизм, социальные институты, факторы и стадии социализации. Как правило, прежде всего, рассматривают содержание социализации. Здесь важное значение имеет то, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации. При этом большую роль играет локус контроля. Существуют два крайних типа локуса (лат. 1осиs—место) контроля: интернальный и экстернальный (Д. Роттер). В первом случае человек убежден, что его достижения или успехи зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуальных способностей. Во втором случае человек считает, что его успехи или неудачи являются результатом действия внешних сил—помощи или давления окружения и т. п. Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внешним воздействиям, и тех, чье поведение определяется внутренней стратегией. Но на формирование картин мира могут влиять защитные механизмы, мифологизация. В результате человек может воспринимать социальное безобразие как нормальное явление и быть вполне адаптированным к нему и наоборот. Поэтому оценивать содержание социализации следует не с позиции приспособленности личности к конкретным условиям (в конце концов, можно к чему угодно привыкнуть), а с точки зрения мировых стандартов, мировой цивилизации, культуры, общечеловеческого качества, образа и стиля жизни. Содержание социализации—не прямой результат того, что человек видит и слышит. Человек может видеть—одно, слышать—другое, говорить—третье, думать—четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой—отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказалась: материальных условий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Поэтому человек может только внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм, придется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению. - Содержание социализации личности проявляется в шаблонах поведения, привычках, формировании, по мнению Т. Шибутани, общих значений, т. е. взглядов. Наиболее ярко содержание социализации проявляется в особенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоциональных оценках. При экспансии определенных культур эти различия стираются. Но видеть в такой унификации только одно благо неверно. Цивилизация выигрывает от культурных различий. Человечество должно освобождаться от варварского образа жизни, приобщаться к цивилизации, но не за счет утраты национальных культур. Современная тенденция—интеграция человечества в различных отношениях. Большую роль в этом играет процесс социализации личности, расширение ее содержания через приобщение к мировым социальным институтам. Истинный смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, ее возможностей, креактивной природы. Однако это возможно только в условиях настоящей демократии. В тоталитарном же государстве все обстоит совершенно иначе. С точки зрения Э. Фромма, в этих условиях наблюдаются такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция и конформизм. Мазохизм—это стремление к подчинению, отказ от «Я», слитие его с кем-нибудь или чем-нибудь, иначе говоря, это бегство от одиночества, свободы. Социализация в виде садизма осуществляется путем: 1) постановки других людей в зависимое положение от себя и приобретения над ними неограниченной власти; 2) эксплуатации других; 3) запугивания окружающих. Деструкция как способ социализации заключается в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Разрушить мир — это последняя, отчаянная попытка, по Фромму, не дать миру разрушить человека. Конформизм (от лат. сопfогmis—подобный) в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я» и превращение человека в робота, автомат, подмену подлинной личности псевдоличностью. В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «одномерный» человек или «массовый» человек, человек «организации», «извне — ориентированная личность», «автоматически ориентированная личность», «автоматически конформная личность». Автором данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку свойственно: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, манипулируемость, консерватизм, искаженное видение мира; сугубо потребительская ориентация, унификация «Я». Кто всесторонне и глубоко анализировал проблему, связанную с содержанием социализации, тот знает, что сегодня ни на уровне функционирования системы массовой коммуникации в масштабах страны, ни на уровне действий педагогического корпуса во всех звеньях системы образования, ни в просветительской деятельности различных общественных организаций и социальных институтов, не просматриваются, и в целом и в частности, глубоко продуманные, последовательно целенаправленные и хорошо скоординированные попытки реализации убеждения, что главный итог социализации: усвоение того, человек—это высшая ценность. Столь же определенно можно утверждать, что во всех общественно-государственных институтах, призванных формировать объективную картину мира, нет четкой программы, осуществление которой вооружало бы людей действительно системой научных знаний о человеке. Из этого факта следует, что если в структуре отношений личности окажется сформированным гуманистическое по своему характеру доминирующее отношение, то ему будут подчинены и все другие отношения этой личности. Естественно, реализовать эту цель в теперешней социальной ситуации чрезвычайно трудно, но тем не менее, если мы хотим иметь общество с человеческим лицом, упорно работать над ее осуществлением необходимо, Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. Со времен Тарда по этому поводу нет практически разногласий среди социальных психологов, Считалось, что механизм социализации включает в себя такие формы, как: 1) имитацию, подражание; 2) идентификацию; 3) руководство [23] Однако механизм социализации гораздо богаче и разнообразнее. В этой связи следует заметить, что социализация личности осуществляется прежде всего в процессе различных видов общения: массового, группового, межличностного, делового, неформального, влияния средств массовой информации, в целом, культуры [15]. Особую роль в структуре механизма социализации выполняет конформизм. Особенности этого явления были подробно изучены С. Ашем, К. Осгудом и Ф. Крачфильфом, а в отечественной социальной психологии И. С. Коном, А. П. Сопиковым, а также учениками А. В. Петровского и др. Для обеспечения нужных результатов социализация созданы эффективные приемы массового манипулирования или, иначе говоря, «модификации» поведения людей. К их числу относятся способы массового внушения, гипноза, дезинформации, умолчания, запуска слухов, «промывки» мозгов, «оболванивания», осуществляемые в целях обеспечения лояльности, формирования нормотипической личности, удобной правящему меньшинству. В условиях тоталитаризации социализация обеспечивается, помимо гласной психологической обработки, и с помощью глобальной слежки за людьми» психологического воздействия внушения или страха за отклонение от принятых стандартов, остракизма за инакомыслие, психического насилия, включая психотронное оружие. При этом следует иметь в виду, что социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации. В связи с этим традиционную точку зрения на механизм социализации следует дополнить. Обращение к теории социального обмена позволяет это сделать. В процессе обменных сделок, определения выгоды складывается вектор, направленность социализации личности, в конечном счете ее самоопределение. Важным параметром социализации являются институты социализации, от которых зависит ее содержание. К числу институтов социализации относят политические, экономические, общественные институты, в том числе—семью, детские дошкольные учреждения, школу, неформальные группы, официальные организации. Эффективность социализации зависит от нравственного, культурного, экономического состояния социальных институтов: семьи, школы и др. В споре о значении институтов для социализации личности обычно предпочтенье отдают семье. Действительно, по сравнению с влиянием других социальных институтов, семья занимает особое место в социализации личности. Ее ничем нельзя заменить. Судьба детей, воспитывающихся вне семьи, говорит об этом. Как правило, эти люди страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности. Сила влияния социальных институтов зависит от их авторитетности (референтности) для личности. Трудности процесса социализации во многом определяются кризисом системы образования. Отсутствие материальной базы, учебников, духовный вакуум, нищенское положение учителей приводят к невежеству, бескультурью, бездуховности учеников и подрывают основы полноценной социализации, порождают комплексы и страхи. Драматичный характер приобретает процесс социализации в период ломки социальных институтов, аномии (француз. аnоmiе—отсутствие законов), вызывающих когнитивный диссонанс. Помимо понятия социальных институтов социализации, следует выделять факторы, ее определяющие. Смешивать их не следует, несмотря на то, что в литературе они употребляются как синонимы. К числу факторов, создающих трудности в области социализации, можно отнести состояние экономики, т. е. качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных ситуаций (вооруженных конфликтов, природных стихийных бедствий, крупных аварий) и т. п. Подробно об этом говорится в следующем параграфе. Но так бывает не всегда. Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация—процесс длительный, протяженный во времени и пространстве, даже постоянный. Социализация детей отличается от социализации взрослых, и тем более — пожилых. При этом она имеет индивидуальный аспект и связана с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития, человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни. Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Социологический—акцентирует внимание на процессе усвоения человеком репертуаров социальных ролей, завоевания положения в той или иной общности, ценностей, норм, культуры. Примером данного подхода является точка зрения профессора Г. М. Андреевой, которая расчленила социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный подход односторонен или, точнее, однолинеен. Психоаналитический — противоположен социологическому подходу. С позиции данного подхода стадии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека. 3.Фрейд—основатель психоанализа выделил три компонента человеческой психики — «Ид» («Оно»), «ЭГО» («Я») и «СуперЭГО» («Сверх-Я»). Содержание «Оно» составляет либидо, т. е. позитивные любовные, сексуальные импульсы, и танатос, т; е. деструктивные, разрушительные импульсы. «Я»—сознательное начало. Наконец, «Сверх-Я» возникает на основе «Я и воплощает в себе интериоризованные индивидом «родительские образы» моральные запреты. Это, так сказать, моральная цензура. Социализацию можно рассматривать как типичный, так и единичный процесс. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий. Социализация как «типичный» процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных групп или возрастных—одинаковых религий, культуры, одних и тех же положений. Не зря Л. Н. Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Социализация безработного типична для безработных, но отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. То же самое можно сказать о бродягах, бездомных, хронически больных, инвалидах. Здесь уместно вспомнить рассказ А. Чехова «Толстый и тонкий». Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов, связанная с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов. Социализация как «единичный» процесс возникает за счет его индивидуальной окраски: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, т. е. стремления к развитию своих способностей, осознания своего жизненного пути как уникального и др. Человек может внешне демонстрировать свою социализированность. В связи с этим встает вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса. Критериями социализированности личности являются: 1) содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира человека; 2) адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образжизни; 3) социальная идентичность (групповая и общечеловеческая). Однако главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности. Главная цель социализации личности не в ее унификации, превращении в послушный «винтик» и «болтик», а в удовлетворении потребности в самореализации (А. Маслоу) и в развитии способности для успешного осуществления этой цели. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я». [21]
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |