Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социализация личности и ее механизмы



2020-02-03 196 Обсуждений (0)
Социализация личности и ее механизмы 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

    1. Проблема социализация личности в психологии

    1.1. Понятие личности

    1.2. Социализация личности и ее механизмы

    2. Особенности развития личности в подростковом возрасте

    2.1. Подростковый возраст как особый этап развития самосознания                 личности

    2.2. Особенности социализации личности в подростковом возрасте

    3. Заключение

  4. Литература

Введение

Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологи­ческой жизни человека.

Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.

Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

В результате психологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.

Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в юношеском возрасте.

В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством (ранняя юность), другая - на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.). Для второй - участие в производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

Теперь обратимся к психологам, непосредственно занимающимся проблемами психологии, и в частности проблемами юношеской психологии и роли оценки и самооценки, самопознания в самовоспитании старших школьников.

Вот что пишет Н.Ф.Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть этих отношений.

Веским характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить след за изучением анатомо-физиологических изменений вопрос о представлении, о себе в этом возрасте.

Проблема социализация личности в психологии

Понятие личности

 

В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как «человек», «индивид», «личность». Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, как продукт общества, а не как продукт природы, то для неё важнейшее значение имеет категория «личность». Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества [28]. Как отмечал К.Маркс, «сущность «особой личности» составляет не ее борода, не кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качест­во». Характерными неотъемлемыми чертами личности яв­ляются самосознание, ценностные ориентации, социаль­ные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки.

Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становят­ся. Только что появившийся на свет ребенок — человек, но еще не личность, хотя в нем уже заложена, запрограмми­рована реальная возможность последующего превращения в личность. Следовательно, не всякий человек — личность. Но с другой стороны, любой человек (а не только гениаль­ные и великие, одаренные и яркие люди), являющийся но­сителем важнейших социальных качеств своего общества и выступающий как соответствующий субъект социальной жизни, должен рассматриваться как личность. Поэтому, строго говоря, понятие «человек» целесообразно исполь­зовать тогда, когда нужно выделить принадлежность лица к человеческому роду (hоmо sарiеns), обладание им всеоб­щими для всех людей чертами. Когда же надо подчеркнуть, что речь идет не о всем человечестве, не о всех людях, не о любом, а о конкретном человеке, тогда используется поня­тие «индивид». От этого необходимо отличать понятие «индивидуальность» как выражение своеобразия, непо­вторимости и даже уникальности конкретной личности.

Наряду с этой, преобладающей точкой зрения на поня­тие личности имеет место и такая, согласно которой лю­бой человек представляет собой личность и поэтому ис­ключается деление людей на личности и неличности. В этом случае под личностью понимается совокупность тех особенностей, которыми, наряду с общим, обладает каж­дый конкретный человек, т.е., по сути дела, ее индивиду­альность. [28]

Социализация личности и ее механизмы

Социализация – это аккумулирование индивидом на протяжения жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.[22]

Разработка теории социализации личности связана с такими учеными, как Г. Тард, Т. Парсонс и др. Частности, Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отношение «учитель—ученик» провозгласил моделью социального поведения, социализации. Собственно, так оно и есть. Имитация составляет сущность обучения социальным ролям. Персонс в своих работах объяснял процесс социализации несколько иначе. Он считал, что индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со значимыми другими. Однако если пренебречь нюансами, то можно сделать вывод, что в основе теорий социализации лежит классическая формула бихевиоризма «S—К» и теория Л. С. Выготско­го об интериоризации внешнего опыта, его культурно-историческая концепция.

В отечественной социальной психологии существует «широкое» и «узкое» понимание социализации. Такой подход к пониманию социализации предлагает Б. Д. Парыгин. В отличие от «узкого» понимания социализации, под которым подразумевается процесс вхождения в со­циальную среду, приспособления к ней, под «широким» предполагается исторический процесс, филогенез.

Наряду с понятием «социализация» есть другие, до­вольно близкие с ним по смыслу. К таким понятиям относятся «воспитание» и «адаптация».

Г. М. Андреева полагает, что по существу между понятием «социализация» и «воспитание» нет разли­чий . [2] При этом под воспитанием она понимает целена­правленное воздействие на личность всего общества. Но даже и такая трактовка воспитания не дает оснований ставить знак равенства между этими явлениями. Со­циализация в любом случае шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не всегда осознаваемый. Понятие «социализация» тесно связана с понятием «адаптация».

Адаптацию можно рассматривать и как составную часть социализации и в качестве ее механизма. Слово «адаптация» означает приспособление. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую. Между ними существует взаимосвязь. Социально-психологическая адаптация представляет со­бой овладение личности ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социаль­но-психологическая адаптация бывает разной: позитив­ной, негативной, по механизму осуществления—добро­вольной и принудительной. Процесс социально-психоло­гической адаптации распадается на несколько стадий:

а) ознакомление; б) ролевую ориентацию; в) самоут­верждение.

Итак, социально-психологическая адаптация—это конкретный процесс социализации.

Сложилась традиция, согласно которой принято вы­делять структуру социализации: 1) содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособлении к негативному опыту); 2) широту социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Выделяют также и такие ха­рактеристики социализации, как ее механизм, социаль­ные институты, факторы и стадии социализации.

Как правило, прежде всего, рассматривают содержа­ние социализации. Здесь важное значение имеет то, что предлагается личности в качестве социального и куль­турного «меню», какие картины мира, установки, сте­реотипы, ценности формируются у индивида в процес­се социализации.

При этом большую роль играет локус контроля. Су­ществуют два крайних типа локуса (лат. 1осиs—ме­сто) контроля: интернальный и экстернальный (Д. Роттер). В первом случае человек убежден, что его дости­жения или успехи зависят от личных качеств: компе­тентности, целеустремленности, интеллектуальных спо­собностей. Во втором случае человек считает, что его успехи или неудачи являются результатом действия внешних сил—помощи или давления окружения и т. п. Локус контроля является особой личностной характери­стикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внешним воздействиям, и тех, чье поведение определяется внутренней стратеги­ей. Но на формирование картин мира могут влиять за­щитные механизмы, мифологизация. В результате чело­век может воспринимать социальное безобразие как нормальное явление и быть вполне адаптированным к нему и наоборот. Поэтому оценивать содержание со­циализации следует не с позиции приспособленности личности к конкретным условиям (в конце концов, мож­но к чему угодно привыкнуть), а с точки зрения миро­вых стандартов, мировой цивилизации, культуры, обще­человеческого качества, образа и стиля жизни.

Содержание социализации—не прямой результат того, что человек видит и слышит. Человек может ви­деть—одно, слышать—другое, говорить—третье, ду­мать—четвертое. Содержание социализации определя­ется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой—отноше­нием индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказалась: материальных условий или, скажем, соображений, связан­ных с карьерой. Поэтому человек может только внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к по­литическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклоне­ние от правил игры, предписываемых норм, придется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению.

- Содержание социализации личности проявляется в шаблонах поведения, привычках, формировании, по мнению Т. Шибутани, общих значений, т. е. взглядов.

Наиболее ярко содержание социализации проявляет­ся в особенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоциональных оценках. При экспансии опреде­ленных культур эти различия стираются. Но видеть в такой унификации только одно благо неверно. Цивили­зация выигрывает от культурных различий. Человече­ство должно освобождаться от варварского образа жиз­ни, приобщаться к цивилизации, но не за счет утраты национальных культур. Современная тенденция—инте­грация человечества в различных отношениях. Большую роль в этом играет процесс социализации личности, рас­ширение ее содержания через приобщение к мировым социальным институтам.

Истинный смысл социализации заключается в ак­туализации «Я», раскрытии потенциалов личности, ее возможностей, креактивной природы.

Однако это возможно только в условиях настоящей демократии. В тоталитарном же государстве все обсто­ит совершенно иначе.

С точки зрения Э. Фромма, в этих условиях наблю­даются такие способы социализации, как мазохизм, са­дизм, деструкция и конформизм. Мазохизм—это стрем­ление к подчинению, отказ от «Я», слитие его с кем-ни­будь или чем-нибудь, иначе говоря, это бегство от оди­ночества, свободы.

Социализация в виде садизма осуществляется пу­тем: 1) постановки других людей в зависимое положе­ние от себя и приобретения над ними неограниченной власти; 2) эксплуатации других; 3) запугивания окру­жающих.

Деструкция как способ социализации заключается в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Разрушить мир — это последняя, отчаянная попытка, по Фромму, не дать миру разрушить человека.

Конформизм (от лат. сопfогmis—подобный) в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я» и превращение человека в робота, автомат, подмену подлинной личности псевдоличностью.

В результате жесткой социализации в условиях то­талитарного общества формируется «одномерный» че­ловек или «массовый» человек, человек «организации», «извне — ориентированная личность», «автоматически ориентированная личность», «автоматически конформная личность». Автором данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку свойственно: некритичес­кое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивиду­альности, манипулируемость, консерватизм, искаженное видение мира; сугубо потребительская ориентация, уни­фикация «Я». Кто всесторонне и глубоко анализировал проблему, связанную с содержанием социализации, тот знает, что сегодня ни на уровне функционирования си­стемы массовой коммуникации в масштабах страны, ни на уровне действий педагогического корпуса во всех звеньях системы образования, ни в просветительской деятельности различных общественных организаций и социальных институтов, не просматриваются, и в целом и в частности, глубоко продуманные, последовательно целенаправленные и хорошо скоординированные попыт­ки реализации убеждения, что главный итог социализа­ции: усвоение того, человек—это высшая ценность.

Столь же определенно можно утверждать, что во всех общественно-государственных институтах, призван­ных формировать объективную картину мира, нет чет­кой программы, осуществление которой вооружало бы людей действительно системой научных знаний о чело­веке. Из этого факта следует, что если в структуре от­ношений личности окажется сформированным гумани­стическое по своему характеру доминирующее отноше­ние, то ему будут подчинены и все другие отношения этой личности.

Естественно, реализовать эту цель в теперешней со­циальной ситуации чрезвычайно трудно, но тем не ме­нее, если мы хотим иметь общество с человеческим ли­цом, упорно работать над ее осуществлением необхо­димо,

Личность усваивает социальный опыт посредством

определенных механизмов. Со времен Тарда по этому поводу нет практически разногласий среди социальных психологов, Считалось, что механизм социализации включает в себя такие формы, как: 1) имитацию, под­ражание; 2) идентификацию; 3) руководство [23] Однако механизм социализации гораздо богаче и разнообраз­нее. В этой связи следует заметить, что социализация личности осуществляется прежде всего в процессе раз­личных видов общения: массового, группового, межлич­ностного, делового, неформального, влияния средств массовой информации, в целом, культуры [15]. Особую роль в структуре механизма социализации выполняет кон­формизм. Особенности этого явления были подробно изучены С. Ашем, К. Осгудом и Ф. Крачфильфом, а в отечественной социальной психологии И. С. Коном, А. П. Сопиковым, а также учениками А. В. Петровско­го и др.

Для обеспечения нужных результатов социализация созданы эффективные приемы массового манипулирова­ния или, иначе говоря, «модификации» поведения лю­дей. К их числу относятся способы массового внуше­ния, гипноза, дезинформации, умолчания, запуска слу­хов, «промывки» мозгов, «оболванивания», осуществля­емые в целях обеспечения лояльности, формирования нормотипической личности, удобной правящему мень­шинству. В условиях тоталитаризации социализация обеспечивается, помимо гласной психологической обра­ботки, и с помощью глобальной слежки за людьми» психологического воздействия внушения или страха за отклонение от принятых стандартов, остракизма за ина­комыслие, психического насилия, включая психотрон­ное оружие.

При этом следует иметь в виду, что социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации. В связи с этим тра­диционную точку зрения на механизм социализации сле­дует дополнить. Обращение к теории социального об­мена позволяет это сделать. В процессе обменных сде­лок, определения выгоды складывается вектор, направленность социализации личности, в конечном счете ее самоопределение.

Важным параметром социализации являются инсти­туты социализации, от которых зависит ее содержание. К числу институтов социализации относят политические, экономические, общественные институты, в том числе—семью, детские дошкольные учреждения, школу, нефор­мальные группы, официальные организации. Эффектив­ность социализации зависит от нравственного, культур­ного, экономического состояния социальных институтов:

семьи, школы и др.

В споре о значении институтов для социализации личности обычно предпочтенье отдают семье. Действи­тельно, по сравнению с влиянием других социальных институтов, семья занимает особое место в социализа­ции личности. Ее ничем нельзя заменить. Судьба детей, воспитывающихся вне семьи, говорит об этом. Как пра­вило, эти люди страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой иден­тичности.   

Сила влияния социальных институтов зависит от их авторитетности (референтности) для личности.

Трудности процесса социализации во многом опре­деляются кризисом системы образования. Отсутствие материальной базы, учебников, духовный вакуум, ни­щенское положение учителей приводят к невежеству, бескультурью, бездуховности учеников и подрывают ос­новы полноценной социализации, порождают комплек­сы и страхи.                 

Драматичный характер приобретает процесс социа­лизации в период ломки социальных институтов, аномии (француз. аnоmiе—отсутствие законов), вызывающих когнитивный диссонанс.

Помимо понятия социальных институтов социализации, следует выделять факторы, ее определяющие. Сме­шивать их не следует, несмотря на то, что в литературе они употребляются как синонимы. К числу факторов, создающих трудности в области социализации, можно отнести состояние экономики, т. е. качество жизни, эко­логическую обстановку, возникновение экстремальных ситуаций (вооруженных конфликтов, природных стихийных бедствий, крупных аварий) и т. п. Подробно об этом говорится в следующем параграфе. Но так быва­ет не всегда.

Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация—процесс дли­тельный, протяженный во времени и пространстве, да­же постоянный. Социализация детей отличается от со­циализации взрослых, и тем более — пожилых. При этом она имеет индивидуальный аспект и связана с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, позна­вательного и социального развития личности. Стади­альность социализации объясняется соотношением развития, человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Социологический—акцентирует внима­ние на процессе усвоения человеком репертуаров соци­альных ролей, завоевания положения в той или иной общности, ценностей, норм, культуры. Примером данно­го подхода является точка зрения профессора Г. М. Ан­дреевой, которая расчленила социализацию на три ста­дии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный подход од­носторонен или, точнее, однолинеен.                

Психоаналитический — противоположен социологиче­скому подходу. С позиции данного подхода стадии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов чело­века. 3.Фрейд—основатель психоанализа выделил три компонента человеческой психики — «Ид» («Оно»),

«ЭГО» («Я») и «СуперЭГО» («Сверх-Я»). Содержа­ние «Оно» составляет либидо, т. е. позитивные любов­ные, сексуальные импульсы, и танатос, т; е. деструктив­ные, разрушительные импульсы. «Я»—сознательное на­чало. Наконец, «Сверх-Я» возникает на основе «Я и воплощает в себе интериоризованные индивидом «родительские образы» моральные запреты. Это, так сказать, моральная цензура.

Социализацию можно рассматривать как типичный, так и единичный процесс. Типичность определяется со­циальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий.

Социализация как «типичный» процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных групп или возрастных—одинаковых рели­гий, культуры, одних и тех же положений. Не зря Л. Н. Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Социализация безработного типична для безработных, но отличается от социализации преуспе­вающего бизнесмена. То же самое можно сказать о бро­дягах, бездомных, хронически больных, инвалидах. Здесь уместно вспомнить рассказ А. Чехова «Толстый и тонкий». Совершенно по-особому, но все равно типич­но проходит социализация эмигрантов, связанная с вы­нужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов. Социализация как «единичный» процесс возникает за счет его инди­видуальной окраски: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, т. е. стремления к развитию своих способностей, осознания своего жиз­ненного пути как уникального и др.

Человек может внешне демонстрировать свою социализированность. В связи с этим встает вопрос о внеш­них и внутренних критериях этого процесса.

Критериями социализированности личности явля­ются: 1) содержание сформированных установок, сте­реотипов, ценностей, картин мира человека; 2) адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образжизни; 3) социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).

Однако главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности. Главная цель социализации личности не в ее унификации, превращении в послуш­ный «винтик» и «болтик», а в удовлетворении потреб­ности в самореализации (А. Маслоу) и в развитии спо­собности для успешного осуществления этой цели. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личност­ный рост и не на достижение единственной в своем ро­де индивидуальности, а на унификацию, стратифика­цию, нивелировку «Я». [21]

                

         



2020-02-03 196 Обсуждений (0)
Социализация личности и ее механизмы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социализация личности и ее механизмы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)