Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика ознакомления дошкольников с архитектурой



2020-02-03 604 Обсуждений (0)
Методика ознакомления дошкольников с архитектурой 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение……………………………………………………………………………

3
1 Архитектура как вид изобразительного творчества………………………… 4
1.1 Методика ознакомления дошкольников с архитектурой …………………... 4
1.2 Виды занятий по ознакомлению с архитектурой...………………………….. 10
2 Методы и приемы развития детского изобразительного творчества………. 13

Список использованных источников ……………………………………………….

18

Введение

Изобразительное искусство, в том числе и архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность особенно на формирование художественного вкуса, художественного восприятия. Эти качества имеют непреходящее значение: видящей и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать.

Сегодня, как никогда прежде, ощущается потребность в изучении духовного наследия своего народа, прежде всего ближайшего окружения, малой родины.

Формирование чувства «малой родины» осуществляется в процессе использования в работе с детьми регионального компонента.

В данной работе рассматривается методика ознакомления дошкольников с произведениями архитектуры и предлагаются примеры занятий по ознакомлению детей с архитектурой.

Вторым вопросом данной работы является развитие детского изобразительного творчества. В работе рассмотрены методы и приемы развития детского изобразительного творчества.

 


Архитектура как вид изобразительного творчества

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

 

Архитектура, или зодчество — это, система зданий, сооружений, и ис­кусство создавать их по законам кра­соты.

Чтобы помочь дошкольникам овла­деть азбукой архитектуры, должен быть соблюден целый ряд условий. И первое, главное, состоит в следующем: педагог сам должен хорошо знать и понимать этот вид искусства.

Используя свой запас знаний и представлений, воспитатель может по­знакомить детей с памятниками раз­ных архитектурных стилей, выбранны­ми по своему усмотрению.

Перечислим стили:

Деревянное зодчество.

Вгородах Древней Руси большинст­во жилых построек и укреплений строилось из бревен.

Прочные, удобные и красивые по­стройки меняли свой стиль в зависи­мости от того, для когоони создава­лись.

Царская резиденция в Коломенском состояла из множества строений, свя­занных между собой переходами и галереями, Дворец насчитывал 270 комнат с 3 тысячами окон и оконцев. По воспоминаниям очевидцев, он по­ходил на небольшой городок с чешуйчатыми башенками и крышами. К сожалению, Царское Село в Коломен­ском было полностью уничтожено по­жарами.

Сохранившиеся шедевры деревянно­го зодчества: Кижи (Карелия), Хох­ловка (Пермская область).

Красивые деревянные дома в Древ­ней Руси называли хоромами; жили­ща, возведенные из камня или кирпи­ча,— палатами, а высокие здания в виде башни или жилое помещение в верхней части дома — теремами.

В романской архитектуре (X—XII вв.)массивные, суровые и неприступ­ные, построенные из камня церкви, монастыри, замки воздвигались на возвышенных местах и господствовали над местностью.

В готике (XII—XV вв.)соборы воз­водились в центре города и могли вместить его взрослое население. В стенах прорезались огромные окна, в том числе и круглые («розы»), с многоцветными витражами. Устремле­ние собора ввысь подчеркивалось ги­гантскими ажурными башнями, высо­кими стрельчатыми арками.

Собор Нотр-Дам (Париж);

Вестминстерское аббатство

Для эпохи Возрождения (XIV- XVI вв.)характерны изящные и легкие формы, согласованность и пропорцио­нальность.

Дворец Дожей (Венеция), Воспита­тельный дом (Флоренция).

Барокко (конец XVI — середина XVIII вв.)тяготело к торжественности и пышности.Петропавловская крепость (Санкт-Петербург), арх. Д. Трезини; Никольский морской собор (Санкт-Петербург), арх. С. Чевакинский; Зимний дворец (Санкт-Петербург), арх. В. Растрелли.

Классицизм (XVII - начало XIX в.) - стиль строгих линий, уравновешен­ной композиции и четких пропорций. Дом союзов (Москва), арх. М.Казаков; здание Сената в Кремле (Москва), арх. М.Казаков; Казанский собор (Санкт-Петербург) арх. А. Воронихин; Александрийский театр,здание Се­ната и Синода, Михайловский дворец (Санкт-Петербург), арх. Росси; здание Биржи, Ансамбль Стрелки Васильевского острова (Санкт-Петер­бург), арх. Тома де Томон.

Представители стиля модерн исполь­зовали возможности новых конструк­ций, строительных и отделочных ма­териалов.Эйфелева башня (Париж), арх. Эйфель.

Конструктивизм — это современные многоэтажные дома, предназначенные для проживания большого количества людей.

Второе условие: знакомство с шедев­рами зодчества лучше проводить не один раз в неделю в специально отведенное время, а регулярно, в про­цессе свободной самостоятельной дея­тельности детей и желательно при индивидуальном общении.

Для того чтобы заинтересовать детей, обязательным компонентом предмет­но-развивающей среды группы долж­ны стать альбомы, открытки с изобра­жением памятников архитектуры.

Воспитатель в непринужденной форме привлекает детей к рассматри­ванию иллюстративного материала и просит показать наиболее понравив­шиеся здания или постройки. Свой выбор дети обычно объясняют одним словом: «Красиво!» Поэтому третье условие: демонстрация педагогом собственного восприятия красоты архи­тектурного шедевра. Например, рас­сказ о Зимнем дворце.

«Дворец огромен. Все его фасады — разные. Со стороны Невы здания вытянуты вдоль набережной. В цент­ре — трехпролетный подъезд с колон­ками. Каждый простенок между окна­ми украшен поставленными друг на а сдвоенными колоннами. Если смотреть на фасад, то стройный ряд белых двухъярусных колонн кажется бесконечным.

Фасад дворца, который обращен к Дворцовой площади, — главный. Цен­тральная его часть выступает. Тройная аркада ворот являлась главным въез­дам. Отсюда кареты попадали в большой двор к главному подъезду. Многочисленные колонны не несут никакой тяжести. Они служат только для украшения: поставлены друг на друга или собраны в пучки. Нарядный вид дворцу придают белые наличники окон, обрамленные лепными узорами и украшениями, разными на каждом этаже. Сочетания трех цветов — зеле­ного (стены), белого (колонны и на­личники окон) и золотисто-серого (лепные украшения) подчеркивают парадную и величественную красоту зданий. На кровле вдоль карниза рас­ставлены скульптуры и вазы. Украше­ний много, но все очень гармонично, без излишеств».

Четвертое условие:и педагог, и ре­бенок при рассматривании иллюстра­ций обводят называемый элемент пальцем (не указкой!). Такой способ усиливает восприятие, так как архи­тектура — искусство пространственное и ее познание возможно только в движении. (Например, воспитатель го­ворит, а ребенок показывает: «Вдоль дворца по набережной идешь... идешь, идешь... Здание такое длинное, конца его не видно...»)

Пятое условие:беседа с ребенком в форме совместного поиска ответов на вопросы, поставленные педагогом. Например, в разговоре об архитектур­ных шедеврах обязательно упомина­ются их создатели. Можно предло­жить подумать, правильно ли, говоря о постройке здания, соотносить ре­зультат труда многих с одним именем.

Воспитатель. Архитектор задумывает и создает чертеж... Так что же такое чертеж архитектора? (Задумка.) Он выбирает материал. Если здание будет строиться в лесной местности, какой материал выберет архитектор? (Дере­во.)А если леса нет, но есть мрамор, гранит? (Камень.) А может быть, это будет материал, который научились делать люди,— железобетон и стекло? Или кирпичи? Из чего делают кирпи­чи? (Из глины.) Значит, если много глины, то для строительства будут использованы кирпичи.

Архитектор знает, какие потребуют­ся инструменты для постройки. Почему? (Потому что он выбрал материал.) Значит, архитектор пригласит тех ра­бочих, которые умеют обращаться с этим материалом. Кого он позовет? (Или плотников, или каменщиков, или бетонщиков.) Людей каких профессий еще пригласит архитектор? (Резчиков по камню, художников, крановщиков, шоферов, штукатуров и др.)

Архитектор не может выполнить то, что задумал, один. Но он наблюдает за работой других, чтобы все получи­лось правильно и красиво. И тогда люди будут любоваться зданием и говорить, например: «Это построил архитектор Росси». Так почему же мы называем имя архитектора, хотя в строительстве принимали участие люди разных профессий? (Потому, что задумал это здание архитектор.)

У детей часто возникает вопрос: «Почему постройки так не похожи друг на друга?»

Воспитатель вместе с детьми рас­сматривает Теремной дворец и Дворец съездов и предлагает подумать: в каком из зданий они предпочли бы жить и почему?

Выслушав ответы детей, подводит их к пониманию того, что внешний вид и назначение построек, выбор матери­алов и техника исполнения зависят от исторической эпохи.

«Нарядный, с золотой крышей и светло-голубыми изразцовыми карни­зами, похожий на теремок, дворец более удобен для проживания. Так и хочется посидеть у маленького уютно­го окошка, наличники которого укра­шены каменной резьбой. Или на зо­лотом крылечке, главном входе во дворец. Его столбики перехвачены по­ясками, в пролетах арок висят декора­тивные гирьки. А один из проходов крыльца украшает золотая решетка — произведение русских кузнецов. В давние времена построен дворец, Москва не раз горела, но каменное здание сохранилось.

Теремной дворец предназначался для повседневной жизни царской семьи, в нем не поместится большое количество людей.

А Дворец съездов вместит многочисленных участников собраний, спек­таклей, балов. Здание выстроено срав­нительно недавно из стекла и бетона. Из больших окон посетители могут любоваться внутренним убранством Кремля».

Шестое условие: в разговоре с деть­ми не следует увлекаться называнием стилей. Гораздо важнее при рассмат­ривании иллюстраций обращать вни­мание на признаки, которые опреде­ляют данный стиль. Например, срав­нить Зимний дворец (арх. Растрелли) и Михайловский дворец (Русский музей) (арх. Росси).

Красота Зимнего дворцапышная, праздничная, нарядная, но во всем чувствуется какая-то легкость. Многочисленные колонны только ук­рашают.

Основной замысел архитектора при постройке Михайловского дворца - воспеть победу России над Наполеоном, так как здание стро­илось для брата царя Михаила, пят­надцатилетним подростком участво­вавшим в Отечественной войне 1812 года. Нет ничего лишнего, линии строгие, четкие. Между колоннами — вход во дворец.

Украшениями служат рельефы, по­священные славе отважных русских воинов. Строение отгорожено от пло­щади красивой решеткой: копья с позолоченными остриями и чугунные столбы с изображением военных тро­феев. Дворец «охраняют» мраморные львы. Красота дворца горделивая, торжественная.

«Погружению» детей в мир архитек­туры будут способствовать занятия конструированием.

При рассматривании Михайловского дворца педагог размышляет: «Если уб­рать колонны, что будет? Упадет фронтон? Значит, колонны нужны не только для украшения? Интересно, а в других постройках можно убрать колонны?»

Заинтересовавшись, ребенок может найти иллюстрацию другого здания, например Зимнего дворца, и с помо­щью воспитателя подойти к пониманию, что некоторые элементы строительства могут использоваться в раз­ных целях.

Спустя какое-то время педагог пока­зывает открытки с изображением дру­гих памятников архитектуры, постро­енных в стиле барокко и классицизма, и предлагает найти и показать сходст­во и различие зданий.

Например, ребенок рассматривает Смольный институт (арх. Г. Кварнеги) и отмечает большое количество ко­лонн, которые служат для украшения, а затем сравнивает его с выдержан­ным в строгом стиле Казанским собо­ром (арх. А. Воронихин). Когда путем совместных усилий стилевые особен­ности будут выделены, педагог делает вывод: «Стиль с большим количеством архитектурных излишеств называется барокко, а в зданиях классицизма — четкие линии, строгие пропорции, каждая деталь для чего-то предназна­чена».

В Целях закрепления полученных знаний можно предложить построить дом с колоннами.

Воспитатель. Архитектор Растрелли использовал колонны для украшения, а у Росси они держат крышу. А как задумаешь ты?

Спустя какое-то время анализирует­ся результат деятельности ребенка:

«Ты построил красивый дом. А если колонны убрать, что произойдет с домом? (Он разрушится.)Значит, кра­сота у тебя служит не для прочности, как в барокко? А можешь ты постро­ить такой дом, чтобы колонны ис­пользовались не только для красоты, но и для прочности, как в классициз­ме?»

Не следует требовать от детей зна­ния терминологии. Важно помнить: главная цель ознакомления с архитек­турой — научить детей восхищаться красотой зданий и выражать свое от­ношение к увиденному.

 



2020-02-03 604 Обсуждений (0)
Методика ознакомления дошкольников с архитектурой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (604)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)