Методы и приемы развития детского изобразительного творчества
Для успешного формирования художественно-творческих способностей детей следует использовать определённые методы и приёмы. Методы – это совокупность приемов и средств, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты: - самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; - видение новой функции предмета (объекта); - видение проблемы в стандартной ситуации; - видение структуры объекта; - способность к альтернативным решениям; - комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения. Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, воспитатель обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы (круглой, прямоугольной и др.) в рисунке, получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании на другие предметы сходной формы. Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. А вот формировать у детей способность к альтернативным решениям нужно и можно. Лернер предложил классификацию методов используемых в обучении детей рисованию: - информационно-рецептивный; - репродуктивный; - исследовательский; - эвристический. Информационно-рецептивный метод – направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания ребенком новой готовой информации. Информация должна воздействовать на все органы чувств. Репродуктивный метод – метод направленный на закрепление, упрочение и углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны. Эвристический, или частично-поисковый метод – направлен на поступательное обучение процедурам творческой деятельности. Педагог включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (педагог сообщает факты – дети делают выводы; педагог ставит проблему – дети предполагают, как можно ее решить, т.е., выдвигают гипотезу). Исследовательский метод направлен на самостоятельное решение ребенком целостных задач. Приемами обучения, он называет отдельные детали, составные части метода: в информационно-рецептивный - входят такие приёмы как наблюдение, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин, иллюстраций несущих детям информацию о предметах и явлениях. В репродуктивный метод входят упражнения направленные на закрепление полученных детьми знаний. В исследовательский и эвристический входят наборы творческих заданий, игровых упражнений. При работе с детьми на занятиях творчеством небходимо знать с каким материалом интересно работать, в основном используют такие материалы, техника работы с которыми не вызывает особого труда у детей дошкольного возраста. При подборе изобразительных материалов необходимо учитывать не только возраст детей но и цели обучения. Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры или задания, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. К практическим приёмам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Игровой приём предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится наблюдение, рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. Таким образом, для формирования художественно-творческих способностей необходимо использовать комплекс методов и приёмов: наглядные методы (наблюдение, рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок), словесные методы и приёмы (рассказ, беседа, пояснение, совет, напоминание, поощрение), игровые приёмы. Только такой подход позволит эффективно формировать художественно-творческие способности детей. Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.). А что случится, если делать по-другому? Кто от этого пострадает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности. Чтобы помочь воспитателю в поисках разнообразных решений, приведем примеры вариативного подхода к формулировке темы изображения, к организации занятий или их отдельных моментов. Вот, например, как по-разному можно подвести детей младшего дошкольного возраста к созданию изображений по замыслу. В одном случае воспитатель организует игровую ситуацию, собирает детей около себя и говорит, что сейчас они будут заниматься. В это время раздается стук в дверь. Воспитатель удивляется: «Кто бы это мог быть?». Идет к двери, затем возвращается и говорит, что ребенок из старшей группы принес малышам в подарок игрушки и предложил, если игрушки им понравятся, нарисовать а старшие дети повесят эти работы в своей группе. Воспитатель достает одну игрушку за другой (мяч, погремушка, неваляшка, колечко и др.). Игрушки могут быть различными по форме, количеству составляющих их частей и т.д. Все зависит от того, когда проводится занятие и что дети уже умеют. Необходимо также учитывать возможности и интересы каждого ребенка чтобы никому не было скучно из-за чрезмерной простоты задачи или не интересной темы. Поэтому можно использовать сложные по форме игрушки, (а не только те, которые, по мнению воспитателя, могут нарисовать вылепить дети). Всегда и во всем нужно обеспечивать детям возможности выбора; учитывать, что кто-то захочет и сможет выполнить более слой изображение. Дети рассматривают яркие, красивые игрушки, называют форму, цвет «Нравятся ли вам игрушки?» — спрашивает воспитатель. Получив утвердительный ответ, спрашивает снова: «Хотите их нарисовать?». Конечно же, дети отвечают согласием. Педагог предлагает каждому ребенку ту игрушку, которая ему нравится больше всего. На столах приготовлены бумага, краски — все необходимое (материалы для рисования могут быть другими, можно предоставить детям возможность выбора). В этом случае все должно находиться на отдельном столе, чтобы ребенок мог свободно подойти и взять то, что ему нужно. Это детям вполне по силам и приучает их самостоятельно готовить рабочее место, продумывать, что потребуется для работы. Работа с готовыми рисунками может быть продолжена. Так, малыши все вместе относят свои шедевры в старшую группу. Старших же ребят можно попросить придумать рассказ или сказку о той игрушке, изображение которой им больше всего понравилось. Можно записать их рассказы затем прочитать малышам. Занятие по замыслу может начаться и по-другому. Воспитатель устраивает в группе выставку детских рисунков, на которых изображены различные предметы, сюжеты. Собрав всех около стенда, доски или стены, где развешаны рисунки, педагог обращает внимание малышей на то, какие красивые картинки они научились рисовать. Каждый рисунок рассматривается; воспитатель спрашивает, что на нем нарисовано. Как правило, такая выставка вызывает у детей чувство радостного удивления, поэтому, когда педагог спрашивает, хотят ли нарисовать еще, они с радостью соглашаются. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу (листы разного цвета лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают толчок детскому воображению; все, как правило, рисуют то, что хотят, и с большим интересом. Закончив работу, ребенок отдает ее воспитателю или сам помещает свой рисунок на стенд, и рядом с прежней выставкой возникает новая. Затем дети рассматривают новые рисунки, воспитатель подчеркивает, что все рисунки разные. Необходимо развивать активность детей, предоставлять им большую самостоятельность.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8425)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |