Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование дифференцированных подходов к обеспечению работы в экспозиции и коллекции музея разных групп исследователей и посетителей



2020-02-03 474 Обсуждений (0)
Формирование дифференцированных подходов к обеспечению работы в экспозиции и коллекции музея разных групп исследователей и посетителей 0.00 из 5.00 0 оценок




14.3.2.3.

Реферат к НОМу

 Комплект программ и сопроводительных методических материалов для разновозрастных групп школьников, учителей и родителей обеспечивающих образовательную и учебно-научную деятельность эколого-зоологического музея МПГУ.

Содержание

1. Формирование дифференцированных подходов к обеспечению работы в экспозиции и коллекции музея разных групп исследователей и посетителей

2. Разработка типовых экскурсий для разных групп посетителей

3. Разработка специализированных пособий по применению конкретной музейной коллекции в школьных курсах преподавания биологии и в системе внешкольного дополнительного биологического образования

 

Формирование дифференцированных подходов к обеспечению работы в экспозиции и коллекции музея разных групп исследователей и посетителей

Общие принципы организации посещения экспозиции разными группами посетителей в рамках современных концепций музейной педагогики

Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980-90-ые годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно- образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом, музейная педагогика по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу - с педагогикой и шире - с психологией.

Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно структурировать следующим образом:

1. Проблема изучения образовательной специфики музея.

2. Эффективность музейной коммуникации.

3. Изучение музейной аудитории.

4. Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей.

5. Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по научно- образовательной деятельности.

Основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:

1 Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

2 Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

3 Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

4 Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

5 Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.

В современных условиях культурно-образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал ( в том числе и научные исследования), общение.

1 Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация.

2 Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов - подлинников. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей.

3 Развитие творческих начал (в нашем случае – развитие научно-исследовательской деятельности в музее) - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Оно предполагает использование потенциала музея, не только для раскрытия творческих способностей личности, но и для достижения определенного научного результата.

Отсюда:

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности учебно-научного музея, являются:

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как активно познающего, использующего данный предмет.

Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

- позиция ученого, производителя элементов научной культуры, претендующих на статус музейных предметов;

- позиция воспринимающего ( слушателя, посетителя) музейные предметы;

- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность учебно-научного музея.

Задачи музейной педагогики:

1.   Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

2. Формирование совместной деятельности преподавателя и ученика (школьника, студента, аспиранта) на материале музейной практики;

3. Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

4. Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики

В условиях формирования дифференцированного подхода к посещению и работе в музее разных групп посетителей на первое место выступает формирование разнонаправленных экскурсий, рассчитанных на разные возрастные группы посетителей, а так же обеспечение доступности коллекций и организация научно-исследовательской работы на базе учебно-научного музея.

 



2020-02-03 474 Обсуждений (0)
Формирование дифференцированных подходов к обеспечению работы в экспозиции и коллекции музея разных групп исследователей и посетителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование дифференцированных подходов к обеспечению работы в экспозиции и коллекции музея разных групп исследователей и посетителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (474)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)