Формирование дифференцированных подходов к обеспечению работы в экспозиции и коллекции музея разных групп исследователей и посетителей
14.3.2.3. Реферат к НОМу Комплект программ и сопроводительных методических материалов для разновозрастных групп школьников, учителей и родителей обеспечивающих образовательную и учебно-научную деятельность эколого-зоологического музея МПГУ. Содержание 1. Формирование дифференцированных подходов к обеспечению работы в экспозиции и коллекции музея разных групп исследователей и посетителей 2. Разработка типовых экскурсий для разных групп посетителей 3. Разработка специализированных пособий по применению конкретной музейной коллекции в школьных курсах преподавания биологии и в системе внешкольного дополнительного биологического образования
Формирование дифференцированных подходов к обеспечению работы в экспозиции и коллекции музея разных групп исследователей и посетителей Общие принципы организации посещения экспозиции разными группами посетителей в рамках современных концепций музейной педагогики Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980-90-ые годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно- образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом, музейная педагогика по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу - с педагогикой и шире - с психологией. Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно структурировать следующим образом: 1. Проблема изучения образовательной специфики музея. 2. Эффективность музейной коммуникации. 3. Изучение музейной аудитории. 4. Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей. 5. Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по научно- образовательной деятельности. Основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться: 1 Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями. 2 Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции. 3 Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности. 4 Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно. 5 Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров. В современных условиях культурно-образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал ( в том числе и научные исследования), общение. 1 Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. 2 Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов - подлинников. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей. 3 Развитие творческих начал (в нашем случае – развитие научно-исследовательской деятельности в музее) - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Оно предполагает использование потенциала музея, не только для раскрытия творческих способностей личности, но и для достижения определенного научного результата. Отсюда: Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности учебно-научного музея, являются: Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как активно познающего, использующего данный предмет. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции: - позиция ученого, производителя элементов научной культуры, претендующих на статус музейных предметов; - позиция воспринимающего ( слушателя, посетителя) музейные предметы; - позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность учебно-научного музея. Задачи музейной педагогики: 1. Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; 2. Формирование совместной деятельности преподавателя и ученика (школьника, студента, аспиранта) на материале музейной практики; 3. Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; 4. Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики В условиях формирования дифференцированного подхода к посещению и работе в музее разных групп посетителей на первое место выступает формирование разнонаправленных экскурсий, рассчитанных на разные возрастные группы посетителей, а так же обеспечение доступности коллекций и организация научно-исследовательской работы на базе учебно-научного музея.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (474)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |