Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах



2020-02-03 272 Обсуждений (0)
Формы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах 0.00 из 5.00 0 оценок




Важным элементом государственного регулирования рыночной экономики являются методы и инструменты, применяемые для финансовой поддержки малого бизнеса в рамках национальной экономической системы.

В американской экономике сложилось две независимо сосуществующих формы финансовой поддержки малого предпринимательства: частное и государственное. Государственная поддержка осуществляется прямым финансированием через специально созданную в 1953 году Администрацию Малого Бизнеса США (SBA). Это федеральная структура с региональными и межрегиональными подразделениями по всей стране, существующими в форме филиалов или местных центров (SBDCs - Small Business Development Centers), финансируемыми из федерального бюджета. Эти подразделения оказывают предпринимателям услуги в любой сфере инфраструктуры малого бизнеса и на любом этапе его существования: от самозанятости до выхода на мировой рынок. В Администрации Малого Бизнеса ежегодно разрабатываются и реализуются программы развития малого бизнеса по разным направлениям. На сегодняшний день их около пятидесяти. Наиболее известные из них – «7a» и «504».

Программа «7a» предусматривает предоставление гарантии предпринимателю при обращении за кредитом в банк, если он не имеет требуемого банком обеспечения. Для суммы не более 750 тыс. долл. США гарантия предоставляется на 75% займа; не более 100 тыс. долл. США - на 80%. Сроки предоставления гарантий значительны: до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной, при этом процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.

Программа «504» предназначена оказывать содействие предпринимателям в расширении и модернизации своего бизнеса. Деятельность малого предприятия подвергается финансовому анализу, и при положительном решении предоставляется долгосрочный кредит для покупки элементов основного капитала. В рамках данной программы гарантия предоставляется под 40% займа, но ее сумма не должна превышать 1 млн. долл. США. Экспортные операции малого бизнеса кредитуются через Центры содействия экспорту, созданные Администрацией малого бизнеса совместно с Министерством торговли США.

Важными направлениями деятельности Администрации малого бизнеса являются информационная поддержка и обучение предпринимателей. Для реализации этого направления при SBA созданы группы SCORE (Counselors to America's Small Business), имеющие около 400 филиалов, в которых работают свыше 10 тыс. бывших и нынешних руководителей и владельцев малых предприятий. Особую группу в этом направлении образуют Центры женщин-предпринимателей (WBCs), специализирующиеся на подготовке женщин к управлению малым бизнесом (таких центров около 100). В группах SCORE и WBC проводятся различные курсы и тренинги. Их деятельность финансируется Федеральным Правительством и приносит опосредованную выгоду в виде прироста ВВП.

В Германии государство предоставляет финансовые ресурсы коммерческим кредитным организациям, кредитующим малые предприятия, с целью стимулирования микрофинансирования малого бизнеса. Для этого создана финансовая группа KfW Group, которая на 80% принадлежит Правительству Германии.  Эта группа выполняет функции и банка развития, и агентства по финансированию экспорта, и кредитной организации. Она предоставляет льготные кредиты более 3 млн. малых предприятий Германии.

Особенностью предоставления кредитов по немецким государственным программам являются разработанные единые и ясные для всех правила в совокупности с типовыми принципами банковского кредитования, т.е. кредиты могут получить только кредитоспособные предприниматели, а прочие факторы во внимание не принимаются. Заявки на получение кредитов подаются в коммерческие банки, которые заключают с финансовой группой KfW договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым обязуются возвратить предоставленные им средства. Затем государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним предприятиям. Коммерческий банк заключает с предприятием кредитный договор, в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о рефинансировании с государственным банком. Выплаты предпринимателей по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя от 50 до 100 % ответственности за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу.

Малому бизнесу в Германии предоставляются следующие льготные условия кредитования:

-              низкая процентная ставка по кредитам;

-              долгосрочные кредиты (до 10 лет);

-              освобождение от выплат по кредиту в первые два года;

-              возможность долгосрочного возвращения кредита;

-      возможность долевого финансирования: за счет государственных средств финансируется только определенная часть бизнес-проекта, а оставшаяся часть финансируется за счет собственных или других заемных средств.

Кроме финансовой помощи, немецкое государство также оказывает малому предпринимательству и активную информационную поддержку путем организации всесторонних консультаций для предпринимателей всех стадий развития бизнеса.

В Китае финансирование малых предприятий осуществляется в рамках различных программ и инструментов, разрабатываемых и применяемых центральными и местными финансовыми учреждениями, которые предоставляют постоянную финансовую поддержку малому предпринимательству.  При них созданы различные фонды поддержки малого бизнеса, роль которых в развитии малого предпринимательства непрерывно усиливается. В 1999 году Государственная комиссия по экономике и торговле издала «Руководство по созданию пилотных проектов по предоставлению гарантий по кредитам малому бизнесу» и начала активно создавать такие гарантийные схемы и предоставлять по этим схемам непрямое финансирование предпринимателям малого и среднего бизнеса.

В настоящее время схема предоставления государственных гарантий стала эффективным методом решения проблем финансирования малого бизнеса. Для стимулирования и развития кредитных и гарантирующих организаций Государственное Управление по налогам выпустило в 2001 г. Инструкцию об освобождении от налога на прибыль организаций, предоставляющих гарантии и повторные гарантии по кредитам малому бизнесу, создав тем самым режим льготного налогообложения для некоммерческих организаций, поддерживающих национальный бизнес. Такие организации могут быть освобождены от налога на прибыль сроком до трех лет в зависимости от их дохода по предоставленным гарантиям. В 2004 г. Национальная Комиссия по развитию и реформам и Государственное Управление по налогам совместно выпустили «Уведомление по вопросам освобождения от налога на прибыль учреждений, предоставляющих МП гарантии по кредитам» с целью расширения спектра и дальнейшего развития организаций, предоставляющих гарантии по кредитам. Еще одна государственная структура - Министерство финансов - выпустила в 2001 г. нормативный документ «Меры по управлению рисками организаций, предоставляющих гарантии по кредитам для малых предприятий». В нем определены правила деятельности гарантийных фондов: от их организационно-правовой формы, оборота, принципов работы до платы за использование гарантий и резервов по задолженностям и выплатам гарантий.

Китайское правительство развивает финансовые схемы поддержки инновационного предпринимательства. Предполагается:

-              поддерживать покупку акций новых компаний для привлечения инвестиций в предприятия, не являющиеся инновационными;

-              оказывать поддержку высокотехнологичным компаниям через фонды венчурного финансирования;

-              размещать списки высокотехнологичных компаний на специальных досках на биржах высоких технологий.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и из региональных бюджетов. Так, администрация южно-китайской провинции Гуандун с 2003 по 2008 г. инвестировала более 5 миллиардов юаней (602,41 миллиона долларов США) в технологическую реструктуризацию малых и средних предприятий. Ежегодный прирост инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал составил 24 %. В стране действует ряд международных программ, однако их вклад в финансирование малого предпринимательства незначителен по сравнению с объемом помощи, оказываемой правительством КНР.

Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер. /4/

Однако отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

- создание институциональных основ;

- управленческая научно-методическая поддержка;

- правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

- финансово-кредитная поддержка;

- налоговая политика;

- антимонопольная политика.

Рассмотрим лишь некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.

Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ. /4/

К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства./4/

Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.

Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.

Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.

Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами. 

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носить спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.

 

 




2020-02-03 272 Обсуждений (0)
Формы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)