V .Конкретный и абстрактный труд.
Чтобы более полно изложить смысл вышесказанного абзаца, я считаю, что следует более подробно остановиться на понятии «общественно необходимые затраты труда» (ОНЗТ). Итак, ОНЗТ это затраты труда, которые будут признаны покупателями как необходимые для общества, то есть признанные обществом посредством акта купли-продажи. Одни товаропроизводители производят товары в худших условиях и соответственно с большими затратами, другие при средних условиях, третьи при наилучших условиях и соответствующих ОНЗТ будут весьма близки к индивидуальным затратам труда тех производителей, которые поставляют наибольшую часть общей массы данного товара. Например, если из 100 костюмов, сшитых десятью портными, 70 или 80 сшиты при средних условиях, то ОНЗТ будут весьма близки к индивидуальным затратам товаропроизводителей, работающих в этих условиях. Величина стоимости зависит от производительности и интенсивности труда. Интенсивность труда - затраты труда в единицу рабочего времени. Как известно, с точки зрения получаемых результатов конкретного труда эти две категории совпадают между собой. Предположим, что на одном предприятии за рабочую смену (7 ч) в 2 раза увеличилась производительность труда, а на другом за смену той же продолжительности в 2 раза увеличилась интенсивность труда. Если до роста производительности и интенсивности труда на каждом из этих предприятий выпускалось по 10 изделий, то, несмотря на то, что на одном из них произошло увеличение производительности труда, а на другом интенсивности труда, оба они будут выпускать за смену по 20 изделий. Однако с точки зрения абстрактного труда рост интенсивности и производительности труда по-разному влияет на стоимость выпускаемых продуктов. При росте производительности труда увеличение количества выпускаемых изделий достигается изменением условий производства (новая техника), тогда как общие затраты труда остаются практически неизменными, а затраты на единицу продукции уменьшаются в 2 раза. При росте интенсивности труда увеличение выпуска продукции достигается не за счет совершенствования техники, а за счет более напряженного труда, в результате общее количество затраченного труда увеличивается, тогда как затраты его на единицу продукции остаются неизменными. Следовательно, рост производительности труда ведет к снижению стоимости выпускаемого блага, тогда как рост интенсивности труда не оказывает влияния на указанную стоимость. С другой стороны, на величину стоимости оказывает влияние и сложность труда. По мнению К. Маркса, сложный труд- это умноженный или возведенный в степень простой труд. Таким образом, меньшее количество товаров сложного труда должно обмениваться на большее количество товаров простого труда. Следовательно, можно сказать, что за единицу времени более сложный труд создает большую стоимость по сравнению с менее сложным или простым трудом. Поэтому более высокая квалификация позволяет создавать более качественные потребительные стоимости, которые по стоимости будут выражаться большими величинами, чем те же потребительные стоимости, но созданные менее квалифицированным трудом. Данная взаимосвязь между квалификацией конкретного труда и сложностью абстрактного труда прослеживается применительно не только к однородным видам труда, но и к любым видам деятельности. Например, можно сопоставить труд ювелира и плотника. Совершенно очевидно, что эти два обособившихся, дифференцированных вида конкретного труда направлены на создание разнородных потребительных стоимостей или благ. Каждая из этих двух специальностей имеют свои уровни квалификации, но в то же время одна из них (ювелирное дело), по сравнению с другой (плотницкое дело), несомненно, обладает высшим уровнем подготовки, или более высоким общим квалификационным уровнем. Следовательно, с точки зрения создания стоимости один час сложного труда ювелира может создать такую же стоимость, как и восьмичасовой менее сложный труд плотника. Также важным аспектом в формировании величины стоимости является и то, что стоимость нужно рассматривать и социальном смысле. Для более ясного понимания этого термина рассмотрим следующие ситуации. Допустим, потребность в костюмах составляет 100 шт., тогда как портные поставили на рынок только 50 шт. Продавая костюмы по цене, превышающей их стоимость в 2 раза, портные получают за каждый проданный костюм не 500, а 1000 руб. Общая их выручка, следовательно, составит 50 000 руб. (50 шт. * 1000 руб.). Фактически они получили сумму денег, как если бы произвели 100 костюмов, которые продали по цене, соответствующей стоимости затраченного на один костюм труда, равной 500 руб. Представим себе противоположную ситуацию на рынке сапог. Обществу необходимо 50 пар сапог, тогда как сапожники сшили их 100 пар. Допустим, что стоимость одной пары сапог, согласно оценке трудовых затрат, также равна 500 руб. Однако, в связи с тем, что сапожники предлагают в 2 раза большее количество сапог, они будут продаваться по цене в 2 раза ниже их стоимости, т.е. по 250 руб. В таком случае сапожники, продав свою продукцию по рыночной цене, получат доход, равный 25 000 руб. (100пар *250 руб.). В результате, несмотря на то, что в их продукции содержится стоимость, оцениваемая сточки зрения затрат труда в физиологическом смысле в 50000 руб., они получили в 2 раза меньший доход. Таким образом, можно сказать, что сапожники не получили возмещения половины затрат труда в физическом смысле на производство своей продукции, тогда как портные присвоили на половину большую величину дохода по сравнению с реальными затратами их труда в физиологическом смысле. Это свидетельствует о том, что в обществе сложилась такая ситуация, когда в обувную промышленность было направлено труда в два раза больше, чем требовалось для удовлетворения потребностей населения, что привело к нехватке труда в швейной промышленности. Однако совокупные затраты труда на костюмы и сапоги оказались равными совокупным потребностям общества. Через механизм рынка произошло перераспределение совокупных затрат труда в социальном смысле, что указывает на наличие стоимостной субстанции в том и другом виде цен. Из этих двух примеров видно, что величина стоимости товара также зависит и от общественных потребностей в нём и количества труда, направленного на производство продукции. VI .Заключение. Подводя итоги сказанному о стоимости и её свойствах, заметим, что товар представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости. 1. Товар обладает такими свойствами, как: полезность, ценность, потребительная стоимость и стоимость. 2. Потребительная стоимость выражается в конкретном труде, а стоимость в абстрактном. 3. Конкретный труд - труд, направленный на создание конкретных потребительных стоимостей. Абстрактный труд- это обезличенный или взятый вне своей конкретной формы труд, овеществленный в продукте. 4. Величина стоимости зависит от живого и овеществленного труда (конкретного и абстрактного), от производительности и интенсивности труда.
Литература. · Экономическая теория. Учебник. /Под общей ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. М., 2000. · Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Юрайт, 2001. · Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник. М., 2000. · Маркс К. Капитал. /Пер. с нем. · Камаев В. Д. Экономическая теория. Учебник. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. · Российский статистический ежегодник, 2001 · Соколова С.В. «Основы экономики», М. 2003, изд. «Академа» · «Курс экономической теории» Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А., Киров,1997, изд. «АСА» · Черданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства», М.2003, изд. «Академа»
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |