Анализ перехода инфраструктуры от индустриальной формы
к сервисной
Отличительной особенностью современного периода является переход развитых стран от так называемой индустриальной экономики к сервисной2. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг превращается в движущуюся силу хозяйственного развития. Этот процесс требует изменения мировоззрения руководителей предприятий и корректировки стратегий менеджмента, маркетинга и логистики. В индустриальной экономике понятие стоимости отождествляется с материальной продукцией и приобретаемыми материалами, а в сервисной — с характером использования и степенью совершенства материально-сервисных систем. В индустриальной экономике эффективность является синонимом понятия «хорошо делать свое дело», тогда как в сервисной экономике речь идет об установлении интерактивных (диалоговых) и постоянно отслеживаемых отношений с потребителями, направленном на максимизацию степени их удовлетворенности. В экономике услуг фактор взаимодействия превосходит по своему значению технологические факторы в качестве переменной, определяющей эффективность. Каковы же основные отличия сервисной экономики от индустриальной? Во-первых, в сервисной экономике предприятия нацелены в первую очередь на повышение эффекта полезности, более полное удовлетворение специфических запросов клиентов. В индустриальной же — производители стремятся максимизировать выпуск товарной продукции. Во-вторых, в сервисной экономике понятие полезности отождествляется с характером использования и с тем, насколько совершенны системы, включающие как материальный продукт, так и соответствующие услуги, а в индустриальной — с материальной продукцией. В-третьих, в сервисной экономике под понятием «качество» понимается способность производителя установить и постоянно отслеживать отношения с потребителем в целях максимизации степени удовлетворения его потребностей. В индустриальной экономике под качеством понимают умение предприятия «хорошо делать свое дело». В-четвертых, в сервисной экономике меняется стиль менеджмента, отличительными особенностями его становятся гибкость, быстрота принятия решений, сетевая организация, свобода маневра и открытость. В индустриальной экономике менеджмент носит в значительной мере «механический» характер, что определяется в решающей мере иерархичностью структур и их чрезмерной упорядоченностью. В современных условиях усилия государства должны быть сосредоточены на создании условий для расширения внутреннего и внешнего спроса на продукцию отечественных производителей. Многие фирмы, заявляющие о своей ориентации на потребителя, терпят неудачу из-за неспособности провести необходимые организационные изменения. Бюрократизация является главным врагом стратегии ориентации на потребности клиента. Условием реального перехода к стратегии ориентации на потребителя является внедрение на предприятиях сетевых структур и формирование сетевой культуры в целом. Организация деятельности предприятий на базе сетевых структур позволяет обеспечить свободу действий персонала по реализации основной стратегии. В данном случае предпочтение отдается принципам саморегуляции, а не структурной жесткости. Следовательно, объективная связь, существующая между развитием инфраструктуры и функционированием отраслей материально-вещественного производства, обуславливает необходимость их согласованного развития с целью минимизации совокупных общественных затрат. Связь эта хорошо проиллюстрирована графиком, приведенным на рис.3.[7]
Рис.3. Связь развития инфраструктуры и результативности функционирования отраслей материального производства
На горизонтальной оси графика (рис. 3) представлены народнохозяйственные затраты в инфраструктуре, а на вертикальной оси — затраты в отрасли материально-вещественного производства. При этом, кривая а характеризует зависимость уровня затрат в отрасли материально-вещественного производства от уровня затрат в инфраструктуре. Кривые б и в служат той же цели, только при более высоком уровне затрат в отрасли материально-вещественного производства. Вид кривых можно легко объяснить. Возьмем на кривой а точку Аа. Как видно из рис.3, в этой точке народнохозяйственные затраты на инфраструктуру довольно значительны, а затраты отрасли материально-вещественного производства находятся на относительно низком уровне. График показывает, что дальнейшее наращивание затрат на инфраструктуру не может привести к сколько-нибудь существенному (значительному) уменьшению уровня затрат в отраслях материально-вещественного производства. Если же теперь, уменьшая обеспеченность народно-хозяйственной инфраструктуры, двигаться по кривой а вверх, то мы увидим, что затраты на функционирование отрасли материально-вещественного производства будут возрастать сначала медленно, затем все быстрее до тех пор, пока кривая будет почти вертикальной. В этом случае (в точке А) имеется минимум инфраструктурной насыщенности народного хозяйства, где функционирование предприятий собственно производственных отраслей вообще представляется невозможным. С точки зрения народного хозяйства, целесообразно увеличить объем промышленной продукции с минимальными затратами как в отрасли материально-вещественного производства, так и в инфраструктуре. На кривых совокупные народнохозяйственные затраты будут минимальны в точках А, Б, В, т. е. сумма координат в этих точках будет наименьшей. Не вызывает затруднений и описание процесса обоснования затрат в инфраструктуру применительно к локальным территориальным образованиям — городам, районам и пр.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |