Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спрос на инфраструктуру: текущая ситуация и прогнозируемая динамика



2020-02-03 262 Обсуждений (0)
Спрос на инфраструктуру: текущая ситуация и прогнозируемая динамика 0.00 из 5.00 0 оценок




Определим потребности российской экономики в развитии инфраструктуры в среднесрочной перспективе, а также эффективности существующих инструментов финансирования строительства инфраструктуры.

Одним из парадоксов развития России в последние 15-20 лет было то, что несмотря на печальное состояние многих объектов инфраструктуры и многочисленные прогнозы ее полного коллапса, до недавнего времени неразвитая инфраструктура не выглядела серьезным ограничением для экономического роста. Ситуация начала меняться в последние 3-4 года. При этом проблемы оказались сосредоточены лишь в отдельных наиболее быстро растущих регионах, таких как Москва, где в предкризисные годы налицо были признаки энергетического кризиса.

Каков необходимый объем инвестиций в инфраструктуру в масштабе страны? И как ситуация будет развиваться дальше? Чтобы получить ответы на эти вопросы, была построена модель спроса на инфраструктуру со стороны экономики (необходимого объема инфраструктуры для данного уровня развития страны). Оценки были получены с использованием панели данных для 166 стран за период с 1992 по 2008 гг. В качестве главных факторов, влияющих на спрос со стороны экономических агентов, мы рассматривали ВВП на душу населения, степень урбанизации (доля городского населения), численность населения страны.

Было выбрано шесть основных компонентов инфраструктуры и для каждого из них построили модель регрессии, показывающую необходимый объем компонента в зависимости от уровня ВВП, численности населения, уровня урбанизации.[3] Показатели представлены на рис 4.

 

 

 


Рис.4. График спроса на инфраструктуру в РФ, 2005-2019 гг.

 

В качестве компонентов инфраструктуры были использованы: установленная электрическая мощность (млн кВт); объем авиаперевозок (млн жителей), в логарифмах; количество телефонных линий на 100 жителей; количество абонентов сотовой связи на 100 жителей; количество пользователей интернет на 100 жителей; протяженность асфальтированных дорог (км), в логарифмах.

Как видно из графика, после некоторого спада, вызванного кризисом, спрос на различные элементы инфраструктуры будет увеличиваться. Наибольшими темпами будет расти спрос на авиаперевозки, что объясняется высокой эластичностью по доходу спроса на воздушный транспорт и ростом доходов населения. Рост объемов авиаперевозок зависит в основном от количества рейсов и самолетов, издержки скорее будут нести авиаперевозчики, что не так затратно для государственного бюджета.

При определении инвестиционного спроса на различные виды российской инфраструктуры стоит учитывать высокую капиталоемкость электроэнергетической и транспортной инфраструктуры, а также ее низкое качество, для улучшения которого неизбежно потребуются значительные денежные вливания. Так, спрос на автомобильные дороги растет самыми медленными темпами, но потребность в инвестициях увеличивается с обострением потребности в реконструкции старых изношенных дорожных участков.

Поэтому я попыталась отдельно оценить спрос на инвестиции в дорожную инфраструктуру с учетом необходимости реконструкции. Предполагалось, что дорожная сеть России будет развиваться близко к мировым стандартам, а темпы роста спроса на дороги в количественном выражении были получены на основании наших расчетов.

Согласно расчетам ЦМИ Сбербанка, спрос на инвестиции в дорожное строительство в следующие пять лет составит 5 трлн рублей в среднем ежегодно. Таким образом, необходимые затраты на дорожное строительство, реконструкцию и поддержание существующих объектов дорожной инфраструктуры в последующие 10 лет должны составить около 50 трлн рублей, в то время как ежегодные расходы бюджета на инфраструктуру составляют более чем в десять раз меньше. При этом существует и еще одна проблема: нехватка финансирования из федерального бюджета усугубляется неэффективным расходованием денежных средств при реализации проектов. По оценкам, строительство дорог в России обходится ощутимо дороже, чем строительство аналогичных объектов в развитых странах (см. следующую главу). Так, стоимость строительства узких двухполосных дорог в России оказалась на 21% выше американских и шведских аналогов. Стоимость строительства четырехполосных дорог в России на 52% выше стоимости аналогичных дорог в США и Швеции. Очевидно, что сама попытка решить инфраструктурную проблему только за счет государственных средств закончится либо слишком медленным строительством объектов инфраструктуры, что будет тормозить экономический рост, либо раздуванием государственных расходов, которое чревато подрывом макроэкономической стабильности. Решение данной проблемы лежит в плоскости совершенствования институтов, которые должны позволить снизить расходы на строительство, а также в более активном использовании инструментов государственно-частного партнерства. При этом также необходимо создавать благоприятные условия для инвестиций частного сектора.

 

Выводы

1. Развитие промышленного потенциала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет подкреплено мерами по развитию инфраструктуры. Иначе любым крупномасштабным программам промышленной политики будет трудно реализоваться именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия.

2. В долгосрочной перспективе устойчивая база для формирования доходов государственного бюджета, может быть обеспечена не на основе сохранения сырьевой ориентации экономики, а при создании производств высокого технологического уровня, для чего необходимы инвестиции в науку.

3. Попытка решить инфраструктурную проблему только за счет государственных средств может подорвать макроэкономическую стабильность. Решение данной проблемы лежит в плоскости совершенствования институтов, которые должны позволить снизить расходы на строительство, а также в более активном использовании инструментов государственно-частного партнерства.

 

 

Заключение

Итак, в результате проведенного исследования, был изучен материал об инфраструктуре рыночной экономики, проанализировано ее место и роль в рыночной экономике на современном этапе, а также оценены тенденции дальнейшего развития и преобразования инфраструктуры в России.

Необходимо отметить, что работа содержит введение, три главы и заключение. В ведении были обоснованы актуальность и практическая значимость работы, а также поставлены основные задачи и цель работы.

В первой главе рассмотрены основные понятия инфраструктуры, рассмотрены основные ее составляющие, а также изучены ее главные функции. Во второй главе проанализированы основные классификации инфраструктуры, причины ее перехода от индустриальной формы к сервисной. А также проанализировано влияние мирового финансового кризиса, его последствия для инфраструктуры РФ.

В третьей главе приведены предложения по развитию инфраструктуры рынка с помощью фундаментальных разработок, оценены задачи развития общехозяйственной инфраструктуры, а также оценен спрос на инфраструктуру.

Следовательно,можно выделить главное - без инфраструктуры рынок не смог бы выполнять возложенные на него функции товарообмена; она является фундаментом рыночной системы любого государства, даже того, которое не приемлет рыночную модель экономики.

В результате работы была достигнута цель: изучены и проанализированы место и роль инфраструктуры в рыночной экономике.

Для этого были решены поставленные задачи :

1. Мы выяснили, сущность и функции инфраструктуры. Другими словами, инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями. Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.

Что касается ее назначения, то современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций, т.е. экономическая инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.

2. Были проанализированы особенности инфраструктуры как объективного элемента рыночной системы страны на современном этапе. Выявлено, что существует много теорий классификаций инфраструктуры, цель которых - определение места инфраструктуры в рыночной экономике. Отличительным признаком современной фазы изучения места инфраструктуры в экономике- развитие инфрасистем, связывающих все сферы хозяйства в единую технологиче­скую цепь. Существует и объективная связь меж­ду развитием инфраструктуры и функционированием отрас­лей материально-вещественного производства,что обуславли­вает необходимость их согласованного развития с целью минимизации совокупных общественных затрат.

Кроме того, проанализировав информацию последних лет, можно сделать вывод, что мировой финансовый кризис значительно повлиял на инфраструктуру страны, тем самым затормозил программу динамичной модернизации инфраструктуры РФ.

3. Определены тенденции совершенствования рыночной инфраструктуры.

Из проведенных исследований и оценок следует, что развитие промышленного потенциала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет подкреплено мерами по развитию инфраструктуры. Иначе любым крупномасштабным программам промышленной политики будет трудно реализоваться именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия.

   Более того, в долгосрочной перспективе устойчивая база для формирования доходов государственного бюджета, может быть обеспечена не на основе сохранения сырьевой ориентации экономики, а при создании производств высокого технологического уровня, для чего необходимы инвестиции в науку.

К тому же, решение инфраструктурной проблемы лежит в плоскости совершенствования институтов, которые должны позволить снизить расходы на строительство, а также в более активном использовании инструментов государственно-частного партнерства.                

Таким образом, можно сделать вывод, одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры, экономическая инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.



2020-02-03 262 Обсуждений (0)
Спрос на инфраструктуру: текущая ситуация и прогнозируемая динамика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Спрос на инфраструктуру: текущая ситуация и прогнозируемая динамика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)