Исследование уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста
Исследование проводилось в течение 3х недель, в нем принимали участие дети младшего школьного возраста, посещающие 1 класс специальной коррекционной школы № 60 г. VIII вида г. Новосибирска (Табл. 1). Средний возраст детей составил 7 лет 8 месяцев. Таблица 1 Список детей экспериментальной группы
Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком в отдельном, хорошо освещенном помещении. В работе участвовало двое взрослых: проводящий обследование и ассистент, который наблюдает за работой ребенка и фиксирует поведение, реакцию ребенка, результат обследования. Время проведения обследования составляло не более 10-15 минут в день с каждым ребенком. Методика № 1 "Методика цветных прогрессивных матриц Дж. Равена" Автор Дж. Равен, адаптирована Т. В. Розановой [20]. Цель: Оценить уровень наглядно-образного мышления, логичности мышления детей с недостатками интеллекта, умение анализировать структуру основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Материал: таблицы с заданием нарастающей сложности (цветной вариант "Матриц Равена", набор А, Ав, В – 3 серии по 12 таблиц). Каждая таблица состоит из 2-х частей: матрицы, содержащей "условие" задачи и 6 вариантов ее решения, "кусочков". Структурный анализ матриц показывает, что 28 матриц Дж. Равена сконструированы по принципу поиска закономерностей в заданиях на тождество и симметрию, а 8 из них (А11, А12; Ав12; В8-12) - направлены на выявление закономерности установления связи по аналогии. Инструкция: Ребенку предлагают найти "заплатку" для коврика. Ход обследования: Ребенку предлагается задача (А1), на которой производится инструктирование. Затем, по одной, предлагаются остальные. Если ребенок решает задачу неправильно, ему говорят об этом и просят подумать еще. Таким способом допускались три пробы решения, где помощь экспериментатора заключалась только в констатировании факта неправильного решения и в общей стимуляции мыслительной деятельности испытуемых – первый этап помощи. Если испытуемый по прежнему не справляется с решением задачи, экспериментатор в наглядной ситуации обращал внимание на существенные признаки – "условия" задачи. Это осуществлялось в словесно-жестовой форме с указанием наглядных компонентов задачи – второй этап помощи. Если испытуемый не мог решить задачу и в этом случае, ему давали решать ту же задачу в другом варианте – с передвижными вкладышами, вариантами предлагаемых решений. Тем самым задание облегчалось, т. к. должно было осуществляться не на уровне наглядно-образного мышления, а наглядно-действенного. Критерии оценки: 1 балл – за каждый правильный ответ после первого предъявления задачи; 0,5 балла – за правильное решение после одной ошибочной пробы; 0,25 балла – за решение после 2-х проб; 0 баллов – за решение задачи после оказания помощи. Показатель успешности (ПУ) решения матричных задач может быть выражен в относительных единицах:
ПУ = (X * 100%) / 35
где, X - общая сумма баллов, полученная по результатам 1, 2 и 3 попыток. Суммарное количество баллов, полученных при решении 35 заданий, является основным показателем, отражающим уровень психического развития ребенка, который интерпретируется путем сравнения с нормами для данного возраста. Кроме того, целесообразно учитывать количество баллов, полученных после стимулирующей помощи. Формальный анализ результатов исследования по матрицам предполагает лишь учет балльного показателя и определение на его основе уровня развития наглядно-образного мышления у ребенка (см. Табл. 2). Таблица 2
Для нормально развивающихся учащихся 1 – 2 классов в 90% отмечаются 4 и 3 уровни успешности. Методика №2 "Четвертый лишний" Цель : оценить уровень словесно-логического мышления детей, умение обобщать и выделять в предмете существенные признаки, необходимые для обобщения. Инструкция и ход обследования: Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее". - книга, портфель, чемодан, кошелек; - печка, керосинка, свеча, электроплитка; - трамвай, автобус, трактор, троллейбус; - лодка, тачка, мотоцикл, велосипед; - река, мост, озеро, море; - бабочка, линейка, карандаш, ластик; - добрый, ласковый, веселый, злой; - дедушка, учитель, папа, мама; - минута, секунда, час, вечер; - Василий, Федор, Иванов, Семен. Критерии оценки: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов. 10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения; 7-5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов; 4 и менее баллов - способность к обобщению развита слабо. Методика №3 "Сюжетные картинки" Цель : изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи. Материал: пять наборов сюжетно-связанных картинок. Инструкция и ход обследования: Перед ребенком выкладывают картинки в нарушенной последовательности, предлагают разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: "Положи картинки по порядку". Предложение составить рассказ по картинкам: "Художник составил рассказ про бабушку и кота, а ты расскажи, что здесь происходило". В случае отказа ведется беседа по картинкам. Фиксация деятельности испытуемого и определение одного из уровней. Критерии оценки: 2 балла - справился с задачей без дополнительных вопросов, дав правильный четкий ответ, полное связное описание событий в рассказе, установил последовательность событий изображенных на разрезных картинках; 1 балла - справился с задачей, дав правильный, но недостаточно четкий полный ответ, сделал одну поправку, экспериментатор не задавал дополнительных вопросов; 0,5 балла - справился с задачей с помощью наводящих вопросов, сделал две поправки и одну ошибку (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка); 0,25 балл - справился с задачей после применения приема припоминания, сделал не более трех ошибок (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка). Нет связного описания событий в рассказе (перечисление предметов, действий и качеств или описание каждой картинки в отдельности), ответы на поставленные вопросы; 0 баллов - справился с задачей после применения приема припоминания, давал сбивчивые односложные ответы на наводящие вопросы, сделал более трех ошибок (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка, и задавались наводящие вопросы). Нет связного описания событий в рассказе (перечисление предметов), понимание простой сюжетной картинки, не в состоянии установить последовательность событий. Максимальное количество баллов за все задания – 10 баллов. Показатель успешности (ПУ) выполнения методик №2 и 3 может быть выражен в относительных единицах:
ПУ = (X * 100%) / 10
где, X - общая сумма баллов, полученная при выполнении всех заданий. Следует отметить, что дети с нормальным психическим развитием в 90% случаев выполняют вышеперечисленные методики с максимальным количеством баллов.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |