Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Процедура консолидации отчетности на условном примере



2020-02-03 244 Обсуждений (0)
Глава 4. Процедура консолидации отчетности на условном примере 0.00 из 5.00 0 оценок




Объем и порядок, включая сроки представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности), устанавливает головная организация. До составления сводной бухгалтерской отчетности выверяют и регулируют все взаиморасчеты и финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами[22].

Бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ объединяется путем построчного суммирования аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. При этом для формирования финансовой информации о группе как о едином целом необходимо[23]:

— исключить балансовую стоимость инвестиций материнской компании в каждую дочернюю компанию и соответствующие части капитала каждой дочерней компании, принадлежащие материнской компании;

— скорректировать прибыль группы исходя из суммы чистой прибыли сведенных дочерних обществ, причитающейся материнской компании, т.е. за минусом суммы чистой прибыли, приходящейся на долю, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно;

— отразить в сводном балансе группы отдельно от обязательств и капитала материнской компании долю в чистых активах сведенных дочерних компаний, не принадлежащую прямо или косвенно материнской компании;

— исключить любую задолженность по расчетам внутри группы; операции, совершенные внутри группы; нереализованную прибыль и нереализованные убытки от таких операций, за исключением случаев, когда затраты не могут быть возмещены.

Из сводного баланса исключаются статьи, отражающие финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации. В случае, когда сумма финансовых вложений головного общества не совпадает со стоимостью акций (пая), отраженной в балансе у дочернего общества, возникает положительная или отрицательная разница, которая отражается в сводном балансе отдельной статьей «Деловая репутация». Если номинальная стоимость акций дочернего общества ниже балансовой оценки финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья «Деловая репутация» показывается в группе статей «Нематериальные активы» сводного бухгалтерского баланса.

Если номинальная стоимость акций дочернего общества превышает балансовую оценку финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья «Деловая репутация» показывается между разделами III «Капитал и резервы» и IV «Долгосрочные обязательства» сводного бухгалтерского баланса.

Если головная организация владеет менее 100% голосующих акций дочернего общества, то в сводном бухгалтерском балансе отражается показатель доли меньшинства. Он характеризует источник средств группы и отражает величину капитала дочернего общества, не принадлежащего головной организации. Доля меньшинства в сводном бухгалтерском балансе определяется исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве. За величину капитала дочернего общества на отчетную дату принимается итог раздела IV «Капитал и резервы» сводного бухгалтерского баланса за минусом статей «Фонд социальной сферы» и «Целевые финансирование и поступления».

Из сводной отчетности исключаются показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами.

Из сводной отчетности исключаются дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу.

Из сводного отчета о прибылях и убытках исключается выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации, и затраты, приходящиеся на эту реализацию.

Исключаются также любые иные доходы, расходы, прибыли и убытки, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации.

Рассмотрим порядок составления такой отчетности группами взаимосвязанных организаций (холдингами, корпорациями, концернами, ассоциациями и др.) на условном практическом примере[24].

Перед началом составления сводной отчетности головное предприятие должно получить от всех предприятий группы данные:

— о финансовых вложениях предприятий группы в уставный капитал других организаций;

— о номинальной стоимости акций (долей капитала) предприятий группы;

— о полученном предприятиями группы эмиссионном доходе;

— об остатках кредиторской и дебиторской задолженности предприятий группы друг другу;

— о кредитах и ссудах, выданных предприятиями группы друг другу;

— о начисленных и выплаченных дивидендах предприятиям группы;

— о внутригрупповых доходах и прибыли;

— о приобретенных у предприятий группы основных средствах;

— о приобретенных у предприятий группы и еще не списанных материалах, товарах, готовой продукции.

Для составления сводного отчета используем следующие данные (Приложение 1). Баланс головной организации представлен в приложении 2, отчет о прибылях и убытках головной организации — в приложении 3, баланс дочернего общества — в приложении 4, отчет о прибылях и убытках дочернего общества — в приложении 5, промежуточный сводный баланс группы—в приложение 6.

На первом этапе составления сводного баланса необходимо построчно суммировать данные бухгалтерских балансов головной организации и дочернего общества, получив промежуточный сводный баланс.

Поскольку головная организация «Траст» владеет акциями акционерного общества «Маяк» (75% обыкновенных акций) и с момента регистрации и начала деятельности последнего не обладает 100% в капитале дочернего общества, на следующем этапе необходимо исчислить долю меньшинства в уставном капитале дочернего общества. В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражает величину капитала дочернего общества, не принадлежащего головной организации. Доля меньшинства определяется исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату (90 000 тыс. руб.) и доли участия головной организации в его общей величине (75%). Таким образом, доля меньшинства в нашем случае составит следующие величины.

В уставном капитале: 0,25 х 40 000 =10 000 (тыс. руб.).

В добавочном капитале:  0,25 х 40 000 = 10 000 (тыс. руб.).

В резервном капитале:  0,25 х 5000 = 1250 (тыс. руб.).

В нераспределенной прибыли: 0,25 х 5000 - 1250 (тыс. руб.).

Итого 22 500 (тыс. руб.).

В сводном бухгалтерском балансе доля меньшинства отражается одноименной отдельной статьей за итогом раздела III «Капитал и резервы».

Далее из соответствующих строк промежуточного баланса исключается сумма финансовых вложений головной организации в дочернее общество, отраженная у головной организации по счету 58 (стр. 141 бухгалтерского баланса) (30 000 тыс. руб.), и сумма стоимости соответствующей доли в уставном капитале, отраженная у дочернего общества по счету 80 (стр. 410 баланса) (30 000 тыс. руб.). После проведения операции по строке 140 сводного баланса, будет поставлен прочерк (30 000 тыс. руб. - 30 000 тыс. руб.), а по строке 410 — сумма 80 000 тыс. руб. (120 000 тыс. руб. - 30 000 тыс. руб. - 10 000 тыс. руб.) (доля меньшинства).

Из сводного баланса исключаются:

— показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами. В нашем примере из строки 240 актива сводного баланса исключаются: дебиторская задолженность дочернего общества головной организации — 10 000 тыс. руб. и дебиторская задолженность дочернему обществу — 2000 тыс. руб. Из строки 620 пассива сводного баланса исключаются: кредиторская задолженность головной организации дочернему обществу — 2000 тыс. руб. и кредиторская задолженность дочернего общества головной организации 10 000 тыс. руб. В случае, если в составе группы имеется несколько дочерних обществ, из сводного баланса исключаются также показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между дочерними обществами;

— показатели, отражающие выданный головной организацией дочернему обществу краткосрочный кредит. Сумма выданного кредита (5000 тыс. руб.) исключается из строки 250 актива и соответственно из строки 610 пассива сводного баланса;

— из строки 470 — дивиденды (500 тыс. руб.), полученные головной организацией от дочернего общества, вместе с тем в эту же строку включаются дивиденды (500 тыс. руб), выплаченные дочерним обществом головной организации;

— из строки 4 70 — прибыль от реализации материалов дочернего общества головной организации, приходящаяся на не списанные на производство материалы, отраженные в балансе головной организации, равная 2000 тыс. руб. Данная прибыль называется нереализованной и исключается из строки 470 сводного баланса в доле, принадлежащей группе: 2000 тыс. руб. х 0,75 = = 1500 тыс. руб. Далее рассчитывается нереализованная прибыль в запасах, приходящаяся на долю меньшинства: 2000 тыс. руб. х 0,25 = 500 тыс. руб. Доля меньшинства уменьшается на соответствующую часть нереализованной прибыли в запасах: 22 500 тыс. руб. - 500 тыс. руб. = 22 000 тыс. руб. Откорректированная сумма отражается по отдельной статье пассива сводного баланса «Доля меньшинства».

Сводный баланс группы «Траст» приведен в приложение 7.

Составление сводного отчета о прибылях и убытках[25]. Первым этапом составления сводного отчета о прибылях и убытках является построчное суммирование данных отчетов о прибылях и убытках головной организации и ее дочернего общества, в результате чего получаем так называемый промежуточный сводный отчет о прибылях и убытках (Приложение 8).

Поскольку головная организация не обладает 100% в капитале дочернего общества, на следующем этапе необходимо исчислить долю меньшинства в прибыли дочернего общества. В сводном отчете о прибылях и убытках показатель доли меньшинства отражает величину финансового результата деятельности дочернего общества, не принадлежащую головной организации. Доля меньшинства для составления сводного отчета о прибылях и убытках определяется исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период и не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве. В рассматриваемом примере показатель доли меньшинства в прибыли дочернего общества равен 1250 тыс. руб. [5000 - (5000 х 75%)]. В сводном отчете о прибылях и убытках и сводном балансе доля меньшинства показывается по отдельной статье «Доля меньшинства», а показатель нераспределенной прибыли уменьшается на эту же сумму. Здесь необходимо заметить, что Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности содержат положение об отражении «доходов и расходов, формирующих финансовый результат деятельности группы, — за минусом доли меньшинства», однако если отражать в сводном отчете о прибылях и убытках доходы и расходы в соответствии с этим положением, данный отчет не будет увязываться и отвечать методике составления сводного баланса, поэтому, по мнению авторов, отражать таким образом доходы и расходы группы необходимо лишь в случае пропорционального сведения отчетности. В случае, если дочернее общество получило за отчетный период убыток, в сводном отчете о прибылях и убытках выделяется показатель доли меньшинства в убытках дочернего общества. В случае, если показатель доли меньшинства в убытках дочернего общества больше показателя доли меньшинства в капитале этого общества, то на сумму исчисленной разницы между этими показателями подлежит уменьшению величина резервного капитала, а при его недостаточности — добавочного и затем уставного капитала дочернего общества, включаемых в сводную бухгалтерскую отчетность.

Далее из соответствующих строк промежуточного сводного отчета о прибылях и убытках исключаются:

— из строки 080 сводного отчета о прибылях и убытках — дивиденды, полученные головной организацией от дочернего общества (500 тыс. руб.), одновременно эта же сумма исключается из строки 150 отчета;

— из сводного отчета о прибылях и убытках — выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной

организацией и дочерним обществом. Для этого из строки 010 исключаем 8000 тыс. руб.;

— из сводного отчета о прибылях и убытках — стоимость продукции, реализованной дочерним обществом головному в части продукции, списанной дочерним обществом на себестоимость реализованной им продукции в текущем периоде. В рассматриваемом примере стоимость списанных в истекшем периоде дочерним обществом материалов, проданных головной организации, равна 6000 тыс. руб. Данная сумма подлежит исключению из строки 020 сводного отчета. Кроме этого, в балансе головной организации отражены материалы на сумму 8000 тыс. руб., приобретенные им у головного общества и не списанные на себестоимость реализованной продукции в текущем периоде. Сумма выручки от реализации, приходящаяся на данные материалы, была исключена из сводного отчета (в составе 8000 тыс. руб.).

Нереализованная прибыль от продажи материалов головной организации на сумму 8000 тыс. руб., отраженная в отчете о прибылях и убытках дочернего общества, составила 2000 тыс. руб. Часть нереализованной прибыли, относящаяся к доле меньшинства (500 тыс. руб.), исключена из сводного баланса. Следовательно, на сумму нереализованной прибыли меньшинства (500 тыс. руб.) должна быть уменьшена себестоимость проданных материалов, отраженная в сводном отчете о прибылях и убытках головной организации по строке 020. После выполнения всех перечисленных операций пересчитываем показатели, отраженные по строкам 029,050,140,160, 190 сводного отчета о прибылях и убытках[26].

Сводный отчет о прибылях и убытках группы «Траст» приведен в приложении 9.


Заключение

В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые финансово-хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных основ и методологии бухгалтерского учета и отчетности. До недавнего времени составление консолидированной отчетности в Российской Федерации регулировалось приказом Минфина в России «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» от 28 июля 1995 г. № 81 и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997 г. № 24. Оба документа давали лишь начальную информацию о консолидации отчетности. В первом речь шла об отношениях между головной (материнской) компанией и зависимым (дочерним) предприятием. Во втором предусматривалось составление консолидированной отчетности центральной (головной) компанией, учрежденной всеми участниками договора о создании ФПГ и уполномоченной на ведение дел ФПГ. Кроме указанных документов Минфином России был принят приказ «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30 декабря 1996 г. № 112, отменивший приказ от 28 июля 1995 г. № 81. В приказе Минфина России № 112 конкретизируются положения приказа № 81, дается более точное определение сводной отчетности и определяются случаи, в которых она составляется. Введение в действие этого документа важный этап в развитии консолидированной отчетности в России. Однако в документе необоснованно уравнены различные по своему содержанию понятия сводной и консолидированной отчетности. Использование этих понятий в качестве синонимов некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально. В настоящее время сводная годовая бухгалтерская отчетность составляется по унитарным предприятиям и по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли). Составление сводной годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской отчетности организаций и унитарных предприятий. Кроме того, сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами и при наличии дочерних и зависимых обществ. Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель – показать, прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидированных отчетов элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы. Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.




2020-02-03 244 Обсуждений (0)
Глава 4. Процедура консолидации отчетности на условном примере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Процедура консолидации отчетности на условном примере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)