Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия эффективного взаимодействия объекта и субъекта управления



2020-02-03 234 Обсуждений (0)
Условия эффективного взаимодействия объекта и субъекта управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическая сущность взаимодействия. В ходе общения его участники не только воспринимают и понимают друг друга, не только обмениваются ин­формацией, но и осуществляют взаимодействие, то есть планируют общую деятельность, обмениваются действиями, вырабаты­вают формы и нормы совместных действий. Таким образом, дей­ствие — главное содержание интерактивной стороны общения. Опи­сывая те или иные ситуации общения, мы чаще всего используем термины действий. Например, «мы пришли к единому мне­нию», «он на меня давил, но я не поддался», «мы топтались на месте» и т.д. Между тем речь идет об общении, а не о борьбе. То, что оно передается та­кими фразами, обычно не приукрашивание, а главный смысл, который увидели партнеры в обще­нии.

Итак, взаимодействие в общении— это система взаимно обусловленных действий партнеров по об­щению, направленных на взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок и др. с целью обеспечения результативности общения и выработки единой стратегии.

Характерные черты взаимодействия:

- взаимодействие — необходимый и обязательный элемент совместной деятельности, без него пробле­матично говорить и о результативной выраженности социальной активности человека;

- основу взаимодействия составляет многообра­зие межличностных контактов и действий: непосред­ственных и опосредованных, случайных и преднаме­ренных, частных и публичных, длительных и кратковременных, вербальных и невербальных;

- для взаимодействия характерна циклическая при­чинная зависимость действий партнеров, когда по­ведение каждого выступает одновременно и стиму­лом, и реакцией на поведение остальных, то есть между партнерами проявляется взаимная связь, вза­имное воздействие, взаимные изменения и др.[9]

Структурными компонентамипроцесса взаимодей­ствия в общении выступают субъекты взаимодей­ствия, взаимная связь (на основе формальных и не­формальных отношений), взаимные воздействия, взаимные изменения субъектов взаимодействия (на основе изменения точек зрения, взглядов, пред­ставлений, отношений, поведения, деятельности и др.).

В процессе взаимодействия каждый стремится ори­ентироваться на свои цели и цели партнера. В зависи­мости от степени учета во взаимодействии этих це­лей различают следующие стратегии поведения:

1) сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих це­лей;

2) противодействие, предполагающее ориентацию лишь на свои цели без учета целей партнера;

3) компромисс, предполагающий частное, проме­жуточное (зачастую, временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;

4) уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;

5) избегание (уклонение), предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого.

Подчеркнем, что среди изложенных стратегий нет плохих или хороших. Все зависит от конкретной си­туации общения, от целей, которые ставят перед со­бой партнеры, и ряда других факторов.

Дистанция в общении. До недавнего времени мы много говорили о том, как животные устанавливают свою сферу обитания и охраняют ее. Но оказалось, что и у человека есть свои охранные зоны и террито­рии. Если мы их будем знать, то сможем обогатить наши представления о своем поведении и поведении других; сможем прогнозировать реакцию нашего под­чиненного в процессе управленческого общения. На основе многочисленных исследований психологи при­шли к ряду важных выводов.

1) Физическое тело не только большинства жи­вотных, но и человека окружено определенной про­странственной зоной, которую они считают своей собственной личной территорией.

2) Размеры личной пространственной территории социально и национально обусловлены (у южных народов и в городских условиях эта территория мень­ше, у народностей средней и северной полосы и в сельской местности она больше).

3) Личная пространственная территория человека имеет ряд зон, в которых и осуществляется общение в зависимости от характера данного акта общения:

а) интимная зона (от 15 до 45 см от тела человека). Из всех зон эта самая главная. Разрешается в нее про­никать только тем, с кем человек находится в тесном эмоциональном контакте (супруги, дети, родители, близкие друзья и родственники и др.). В этой зоне имеется еще сверхинтимная подзона (до 15 см), в которую можно проникнуть только посредством фи­зического контакта;

б) личная зона (от 45 до 120 см). В пределах этой зоны осуществляется общение между приятелями и знакомыми в условиях каждого дня;

в) социальная зона (от 120 до 360 см). Это общение людей в строгом соответствии с их социальной ро­лью, когда в общении желают подчеркнуть соци­альный статус общающихся. По сути дела, в этой зоне беседуют скорее не личность с личностью, а долж­ность с должностью. В этой зоне мы также общаемся с незнакомыми людьми и с теми, кого мы не очень хорошо знаем;

г) публичная зона (более 360 см). Как правило, в этой зоне ведется общение с большой группой лю­дей, когда мы хотим к ней обратиться.

4) Человек с трудом терпит вторжение посторон­него в социальную и личную зону, а вторжение в интимную вызывает неуместные в данный момент физиологические реакции и способствует стрессу (сердце начинает биться чаще, происходит выброс адреналина в кровь, она приливает к мозгу и мыш­цам как сигнал физической готовности к бою, к от­пору).

5) Современная городская жизнь принесла с со­бой ряд исключений из этих правил. В условиях не­возможности обеспечения всем общающимся необ­ходимых зон люди договорились сознательно нарушать эти зоны на занятиях в учебных заведениях, в местах массовых скоплений людей (на стадионе, в кинокон­цертном зале, в общественном транспорте и др.). Это не значит, что в этих условиях человек не испытывает дискомфорта, но он научился внешне это не вы­ражать. Для того чтобы не усиливать этот дискомфорт, рекомендуется не смотреть в упор на соседа, не вы­ражать на лице сильных эмоций и оставаться беспри­страстным, не разговаривать даже со знакомыми, быть сдержанным в движениях.

Сделаем ряд практических выводов для ситуаций управленческого общения:

- во-первых, если вы хотите, чтобы подчиненные чувствовали себя при общении с вами комфортно, то держите дистанцию;

- во-вторых, при выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особеннос­ти собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.

Позиция в общении. Эффективность взаимодействия в процессе управленческого общения связана с теми позициями, которые занимают общающиеся. Удач­ной попыткой оказания помощи в выборе рациональ­ных позиций в общении является теория трансактного анализа,предложенного американским психиатром Э. Берном (трансакция — это единица общения, это действие (акция), направленное на другого человека).

Концепция Берна была создана в ответ на необхо­димость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. Наблюдая поведе­ние людей, он обратил внимание на тот факт, что один и тот же человек прямо на глазах может изме­ниться. При этом меняются одновременно выраже­ние лица, речевые обороты, жесты, поза и т.п.

Этот человек то ведет себя как взрослый, то рез­вится как ребенок, то копирует поведение своих ро­дителей. Берн пришел к идее сложного строения лич­ности, наличия в ее структуре трех состояний «Я» («родитель», «взрослый» и «ребенок»), обусловлива­ющих характер общения между людьми. Каждое из этих состояний, в свою очередь, обнаруживается в той или иной позиции в общении и предполагает оп­ределенные алгоритмы, модели поведения.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого вос­питания личность может деформироваться так, что одна из составляющих начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком как внутреннее напряжение.

Каждое из состояний «Я» выполняет определен­ные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Для оптимального функционирования личности, для эффективного взаимодействия с ок­ружающими, с точки зрения трансактного анализа, в личности должны быть гармонично представлены в зависимости от ситуации общения, все три состоя­ния «Я». Таким образом, все состояния «Я» хороши, правильны, необходимы и выполняют определенные функции. Вопрос заключается в том, когда и какое состояние «Я» активно, когда и для каких целей его использовать.

Каждый из общающихся занимает какую-то одну из трех позиций в общении. Трансакции исходят из определенного состояния «Я» одного партнера по об­щению и направлены к определенному состоянию «Я» другого партнера. Они являются открыто проявляю­щимся аспектом социальных связей индивида. Одни трансакции приводят к оптимальному взаимодей­ствию, другие, наоборот, к конфликту. Почему же это происходит? Во многом процесс взаимодействия в общении зависит от адекватности ситуации общения выбираемых состояний, позиций и трансакций.

Руководитель, говоря первую фразу, задает тон разговора тем, что невольно выбирает себе и собе­седнику определенное состояние «Я». Эти три «Я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый руководитель умело использует разные формы поведения. Главное, они должны быть уместны и адекватны конкретной ситуации общения. Самоконтроль и гибкость помога­ют руководителю вовремя вернуться во «взрослое» состояние.

 

 

Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка

  Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения Вес знают, что.. Ты не должен нико­гда...; Ты всегда должен... Я не понимаю, как это до­пускают … Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно Вероятно... Я сержусь на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонации Обвиняющие, Снисходительные критические, пресекающие Связанные с реальностью Очень эмоциональные
Состояние Надменное, очень правильное, сверхприличное Вниматель-ность, поиск информации Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Открытые глаза, максимум внимания Угнетенность, удивление
Позы Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди Наклонен вперед, к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним Спонтанная подвижность (сжимает кула­ки, ходит, дергает пуговицу)

 

Сделаем важный вывод для различных ситуаций управленческого общения: взаимодействие между людьми только тогда будет гармоничным и эффектив­ным, когда между ними будут установлены параллель­ные трансакции.Пока между руководителем и подчи­ненными не установлены такие трансакции, ему очень сложно будет добиться взаимопонимания.

Эффективность взаимодействия зависит от реализации ряда условий и правил. Говоря об услови­ях эффективного взаимодействия в управленческом об­щении, необходимо, прежде всего, раскрыть содер­жательные компоненты процесса взаимодействия. К основным из них необходимо отнести дистанцию и позицию в общении. Большое значение име­ют также время, место, ситуация, стиль и тон обще­ния и др.

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ С ПОДЧИНЕННЫМИ

УВАЖЕНИЕ. Работник начинает уважать руково­дителя в тот момент, когда почувствует уважение к себе, исходящее от руководителя. Проявляйте заботу о подчиненном как о личности, и он всегда поможет вам в трудной ситуации.

ДОВЕРИЕ. Работник ждет вашей поддержки и до­верия. Окажите их. Доверие возрастает, если ваши действия способствуют продвижению работников. Доверие исчезает, если поддерживаете рост неком­петентных людей.

ОБУЧЕНИЕ. Эффективность руководителя связа­на с тем, чему у него можно научиться. Поэтому нужно превосходить подчиненных, нужно уметь выступать в роли учителя. Руководитель не учит, у него учатся.

 

 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели тему – личность как объект и субъект управления. На сегодняшний день этот вопрос является актуальным, т.к. рубеж XIX и XX веков был ознаменован бурным развитием производства. Пристальное внимание к руководителям разного уровня на производстве — к менеджерам, уделяют не только производственники-практики, но и представители различных направле­ний науки о Человеке. Стимулиру­ющим фактором явилось выявле­ние следующей закономерности: производительность труда во многом объясняется теми конкретными формами и методами управления, ко­торые исповедуют различные руководители. Все это заставило психологов пристальнее взглянуть на место объекта и субъекта в системе управления.

Общепризнано, что в современных условиях рас­смотрение психологических проблем управления невозможно без соответствующего экономического контекста, то есть без использования знаний эконо­мической теории, эргономики, менеджмента, эти­ки, культуры и психологии делового общения и др.

Психологические аспекты взаимодействия руко­водителя с членами организации: проблемы создания и функционирования систе­мы коммуникации в процессе взаимодействия; проблемы управленческого общения; оптимизация взаимоотношений в звене «руко­водитель — подчиненный»; информированность как фактор повышения эф­фективного управления.

Для того чтобы изучать эти проблемы и давать обо­снованные научные рекомендации, психология уп­равления должна использовать достижения целого ряда наук. Это подразумевает активное применение знаний и данных различных отраслей психологичес­кой науки, среди которых общая, социальная, педа­гогическая, инженерная психологии и психология труда.

 

 

Список литературы

1. Карпов А.В. Психология менеджмента – М.: Гардарики, 2005. – 584с.

2. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе – М.: Дело, 2006. – 384с.

3. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник. СПб.: Издательство Союз, 2005.

4. Науменко Е.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: Академия 2005.

5. Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчинёнными. Дис. канд. псих. наук. – Иваново, 2005. – 432 с.

6. Почкбут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь 2006.

7. Урбанович А. А.    Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2006. — 640 с.— (Библиотека практической психологии).

8. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2006. – 608с.

9. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. — Киев, 2005.

 

 


[1] Науменко Е.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: Академия 2005.

 

[2] Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2006. – 608с.

 

[3] Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2006. – 608с.

 

[4] Карпов А.В. Психология менеджмента – М.: Гардарики, 2005. – 584с.

 

[5] Урбанович А. А.        Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2006. — 640 с.— (Библиотека практической психологии).

 

[6] Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе – М.: Дело, 2006. – 384с.

 

[7] Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчинёнными. Дис. канд. псих. наук. – Иваново, 2005. – 432 с.

[8] Почкбут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь 2006.

 

[9] Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. — Киев, 2005.

 

 



2020-02-03 234 Обсуждений (0)
Условия эффективного взаимодействия объекта и субъекта управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия эффективного взаимодействия объекта и субъекта управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)