Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура эпохи Средневековья



2020-02-03 194 Обсуждений (0)
Культура эпохи Средневековья 0.00 из 5.00 0 оценок




ПИСЬМЕННОСЬ

Русь отнюдь не была столь неграмотной. Знание письма, счёта требовалось

Во многих отраслях хозяйственной и иной деятельности. Берестяные грамоты

Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи,

Повести и т.д.), надписи на ремесленных изделиях (монеты, печати, колокола,

Предметы вооружения, ювелирного дела, художественного литья и др.) говорят

О том, что грамотные люди никогда не переводились на Руси, причём не только

В среде монахов, но и ремесленников, купцов. Имелись они и среди бояр и

Дворян. Состоятельные люди вели письменный учёт в своих хозяйствах; от XVI

Века сохранились различного рода учётные книги, документы духовных обителей

– монастырей, копии с документов более ранних времён. В распоряжении

Учёных, несмотря на все потери Батыевой эпохи и боле поздних ордынских

Ратей, имеется всё же немало рукописного материала за XIV-XV века. Это

Документы (духовные грамоты, договоры великих, в том числе московских, и

Дельных князей, хозяйственные акты русской митрополии, епископских кафедр,

Монастырей), жития святых, летописи и многое другое. Появляются руководства

По грамматике, арифметике, лечению травами (азбуковники, травники и др.).

Накапливались практические наблюдения, знания по строительной технике

(необходимы были при возведении зданий), динамике (расчеты дальности полёта

Камней, ядер из стенобитных и прочих приспособлений; из пушек, которые

Появились в конце XIV века), прикладной физике (чеканка монеты, литьё

Пушек, сборка и починка часовых механизмов), прикладной химии (изготовление

Красок, чернил), арифметике и геометрии (описание земель, торговые дела и

Пр.). 3. ФОЛЬКЛОР. ЛИТЕРАТУРА

После монголо-татарского нашествия тема борьбы с ненавистной Ордой

Становится ведущей в устном народном творчестве. Старые персонажи в новых

Редакциях былин, новых былинах спасают Киев от ордынских туменов (былина об

Илье Муромце и Калине-царе), избивают ордынских придворных (былина о

Женитьбе князя Владимира), побеждают ордынцев в состязаниях (былина о

Добрыне и Василии Каземировиче). Герои былин отказываются везти в Орду

Дань, как приказывает князь Владимир. Илья Муромец, выходец из народа,

Выражает в былинах его интересы, прежде всего русского крестьянства.

В текстах конца XV-XVI веков Добрыня Никитич не только не везёт дань

Батуру Батвесову, но требует от него платить дань Руси – так изменилась

Обстановка после 1480 года, когда Русь окончательно сбросила ордынское иго.

ЖИВОПИСЬ Эпоха национального подъёма времени Куликовской победы, включившая и

Годы подготовки к отпору извечному врагу (60-е и 70-е года XIV в.), и время

После подвига русичей в ожесточённой схватке с Мамаем, вызвала к жизни

Небывалый расцвет культуры. Ярче всего он выразился в живописи – фресковой,

Иконописной. Выдающееся место в ней заняла новгородская школа. Это фрески

XIV в. на евангельские сюжеты церквей Фёдора Стратилата, Спаса на Ковалёве,

Михайловской в Сковородском монастыре, Благовещенской на Городище,

Рождественской на кладбище и др. Одни из них привлекают монументальностью,

Торжественностью; другие – мягкостью, лиричностью. Тоже можно сказать и о

Новгородских иконах. 5. АРХИТЕКТУРА   После монголо-татарского нашествия долгое время летописиупоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С

Конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и

Каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские

Укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на

Островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с

Основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в.

Стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по

всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к

Регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов

Наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность.

Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов

Конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала

Монолитный облик. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов.

Становясь архитектурными доминантами отдельных районов города, они

Обогащали его силуэт и создавали постепенный переход представительного

Каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующей

Естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах,

Иногда трехчастные, с сенями посередине. 6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Возрождение декоративно-прикладного искусства в послемонгольское

Время было осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд

Навыков ремесла утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное искусство.

Оклад «Евангелия боярина Федора Кошки» с чеканными рельефными фигурами в

Многолопастных обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый потир работы Ивана

Фомина с чеканкой и сканью, чеканные кадила, «сионы», воспроизводящие формы



2020-02-03 194 Обсуждений (0)
Культура эпохи Средневековья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура эпохи Средневековья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)