Культура эпохи Средневековья
ПИСЬМЕННОСЬ Русь отнюдь не была столь неграмотной. Знание письма, счёта требовалось Во многих отраслях хозяйственной и иной деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, Повести и т.д.), надписи на ремесленных изделиях (монеты, печати, колокола, Предметы вооружения, ювелирного дела, художественного литья и др.) говорят О том, что грамотные люди никогда не переводились на Руси, причём не только В среде монахов, но и ремесленников, купцов. Имелись они и среди бояр и Дворян. Состоятельные люди вели письменный учёт в своих хозяйствах; от XVI Века сохранились различного рода учётные книги, документы духовных обителей – монастырей, копии с документов более ранних времён. В распоряжении Учёных, несмотря на все потери Батыевой эпохи и боле поздних ордынских Ратей, имеется всё же немало рукописного материала за XIV-XV века. Это Документы (духовные грамоты, договоры великих, в том числе московских, и Дельных князей, хозяйственные акты русской митрополии, епископских кафедр, Монастырей), жития святых, летописи и многое другое. Появляются руководства По грамматике, арифметике, лечению травами (азбуковники, травники и др.). Накапливались практические наблюдения, знания по строительной технике (необходимы были при возведении зданий), динамике (расчеты дальности полёта Камней, ядер из стенобитных и прочих приспособлений; из пушек, которые Появились в конце XIV века), прикладной физике (чеканка монеты, литьё Пушек, сборка и починка часовых механизмов), прикладной химии (изготовление Красок, чернил), арифметике и геометрии (описание земель, торговые дела и Пр.). 3. ФОЛЬКЛОР. ЛИТЕРАТУРА После монголо-татарского нашествия тема борьбы с ненавистной Ордой Становится ведущей в устном народном творчестве. Старые персонажи в новых Редакциях былин, новых былинах спасают Киев от ордынских туменов (былина об Илье Муромце и Калине-царе), избивают ордынских придворных (былина о Женитьбе князя Владимира), побеждают ордынцев в состязаниях (былина о Добрыне и Василии Каземировиче). Герои былин отказываются везти в Орду Дань, как приказывает князь Владимир. Илья Муромец, выходец из народа, Выражает в былинах его интересы, прежде всего русского крестьянства. В текстах конца XV-XVI веков Добрыня Никитич не только не везёт дань Батуру Батвесову, но требует от него платить дань Руси – так изменилась Обстановка после 1480 года, когда Русь окончательно сбросила ордынское иго. ЖИВОПИСЬ Эпоха национального подъёма времени Куликовской победы, включившая и Годы подготовки к отпору извечному врагу (60-е и 70-е года XIV в.), и время После подвига русичей в ожесточённой схватке с Мамаем, вызвала к жизни Небывалый расцвет культуры. Ярче всего он выразился в живописи – фресковой, Иконописной. Выдающееся место в ней заняла новгородская школа. Это фрески XIV в. на евангельские сюжеты церквей Фёдора Стратилата, Спаса на Ковалёве, Михайловской в Сковородском монастыре, Благовещенской на Городище, Рождественской на кладбище и др. Одни из них привлекают монументальностью, Торжественностью; другие – мягкостью, лиричностью. Тоже можно сказать и о Новгородских иконах. 5. АРХИТЕКТУРА После монголо-татарского нашествия долгое время летописиупоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С Конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и Каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские Укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на Островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с Основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. Стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к Регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов Наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов Конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала Монолитный облик. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных районов города, они Обогащали его силуэт и создавали постепенный переход представительного Каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующей Естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах, Иногда трехчастные, с сенями посередине. 6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Возрождение декоративно-прикладного искусства в послемонгольское Время было осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд Навыков ремесла утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное искусство. Оклад «Евангелия боярина Федора Кошки» с чеканными рельефными фигурами в Многолопастных обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый потир работы Ивана Фомина с чеканкой и сканью, чеканные кадила, «сионы», воспроизводящие формы
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |