Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проектный коллектив базового вуза УМО



2020-02-03 167 Обсуждений (0)
Проектный коллектив базового вуза УМО 0.00 из 5.00 0 оценок




Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное научное учреждение Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (УМО) И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СОВЕТОВ (НМС) ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

 

Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения
основных образовательных программ, реализующих
федеральные государственные образовательные стандарты
высшего профессионального образования

 

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик
в составе основных образовательных программ,

Реализующих ФГОС ВПО

 

 

Методические рекомендации
для организаторов проектных работ
и профессорско-преподавательских
коллективов вузов

 

 

Первая редакция

 

Москва - 2009

 

УДК 378

ББК 74.202

 

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), ПРАКТИК В СОСТАВЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС ВПО: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. - 64 с.

 

 

АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ:Азарова Р.Н., Богословский В.А., Борисова Н.В., Галямина И.Г., Дунченко Н.И., Золотарева Н.М., Кузов В.Б., Лабутина Н.В., Мелехова О.П.

 

 

Настоящие Методические рекомендации входят в число первых работ запланированной серии: «Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения основных образовательных программ (ООП), реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)» и открывают раздел «Специализированное методическое обеспечение для решения основных аналитических и проектных задач».

Данные Методические рекомендации обобщают результаты поисковых исследований в области реализации компетентностного подхода при создании нового поколения основных образовательных программ в высшем образовании, выполненных научно-педагогической общественностью высшей школы в период с 2006 по 2008 годы по заказам Минобрнауки России и Рособразования. Основные поисковые исследования в этой области были выполнены в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», прежде всего, силами творческих коллективов на базе ряда ведущих вузов и научных учреждений.

Данные Методические рекомендации адресованы организаторам проектных работ и профессорско-преподавательским коллективам вузов и призваны оказать методическую помощь при проектировании вузовских компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин, модулей и практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО нового поколения.

 

ББК 74.202

 

© Авторы-составители, 2009.

© Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов,
Координационный совет
УМО и НМС высшей школы, 2009.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие...................................................................................................................................... 5

1. Компетентностно-ориентированные рабочие программы
учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП,
реализующих ФГОС ВПО........................................................................................................ 7

1.1. Основные понятия........................................................................................................... 7

1.2. Общие характеристики ООП, реализующей ФГОС ВПО.......................................... 9

1.3. Место и роль рабочих программ учебных дисциплин (модулей),
практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО.................................................. 11

2. Общие структуры (макеты) рабочих программ
учебных дисциплин (модулей), практик
(с рекомендациями по содержанию их проектирования)................................................ 14

2.1. Общая структура (макет) рабочей программы
учебной дисциплины (модуля)...................................................................................... 15

2.2. Общая структура (макет) рабочей программы учебной практики.......................... 19

2.3. Общая структура (макет) рабочей программы производственной практики ....... 23

3. Рекомендации по организации проектирования компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей),
практик в составе ООП, реализующих требования ФГОС ВПО .................................... 27

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1. Общая структура (макет) основной образовательной программы
высшего профессионального образования (с рекомендациями
по проектированию основных программных документов в его составе) ......... 32

Приложение 2. Пример рабочей программы учебной дисциплины «Магниторазведка»
(геологического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова, авт. колл.:
проф. А.А. Булычев, доц. М.Г. Попов, доц. Л.А. Золотая).............................. 45

Приложение 3. Пример первой учебной геофизической практики (геологического
ф-та МГУ им. М.В.Ломоносова, авт. колл. проф. А.А. Булычев,
доц. М.Г. Попов, доц. Л.А. Золотая, асс. И.В. Лыгин).................................... 53

Приложение 4. Пример программы производственной геофизической практики
(геологического ф-та МГУ им. М.В.Ломоносова, авт. колл.:
проф. В.К. Хмелевской, доц. М.Г. Попов)....................................................... 59

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ (компакт-диск прилагается):

Электронное приложение 1. Принципы проектирования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик.

Электронное приложение 2. Описание результатов образования и их соотнесение с другими компонентами ООП.

Электронное приложение 3. Модуляризации учебного процесса и его особенности.

Электронное приложение 4. Методологические основы проектирования как вид научно-педа­гогической деятельности.

Электронное приложение 5. Проектирование как особый вид коллективной (командной) деятельности.

Электронное приложение 6. Организация проведения SWOT-анализа рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в вузе.

Электронное приложение 7. Миссия преподавателя как разработчика компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик, в составе ООП, реализующих ФГОС.

Электронное приложение 8. Примерная основная программа. Основные подходы к проектированию.

Электронное приложение 9. Пилотный проект ПрООП ВПО по направлению подготовки «Биология» МГУ им. М.В. Ломоносова.

Электронное приложение 10. Модель задач процесса проектирования компетентностно-ори­ентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей).

Электронное приложение 11. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика исследований в социальной работе» (фрагменты) (Автор Осьмук Л.А., д-р социол. наук, проф. кафедры социальной работы и социальной антропологии Новосибирского государственного технического университета).

Электронное приложение 12. Программа тестовых заданий предназначен для комплексной оценки компетенций студентов, обучающихся по направлению 010700 68 «Физика» в Саратовском государственном университете; авторский коллектив: В.Л. Дербов, В.В. Тучин, Д.А. Зим­няков, В.П. Рябухо, А.Б. Правдин.

Электронное приложение 13. Рабочая программа дисциплины «Химия», авторы-разработчики: Г.М. Курдюмов, В.Г. Лобанова, С.В. Стаханова, О.П. Чернова, ФГОУ ВПО «Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов».

Электронное приложение 14. Технологизация как основа проектирования компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик и всего образовательного процесса.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В настоящий момент перед всеми российскими вузами на первый план выдвигается актуальная задача перехода от действующих основных образовательных программ (ООП) (реализующих ГОС ВПО второго поколения) к новому поколению ООП, реализующих ФГОС ВПО.

При этом особая ответственность в условиях переход на новое поколение ООП ВПО ложится на профессорско-преподавательские коллективы базовых вузов УМО. Им предстоит разработка наиболее трудоемких программных документов, - рабочих программы дисциплин (модулей), практик, - которые составят содержательную основу не только ООП в собственных вузах, но и примерных основных образовательных программ (ПрООП), в дальнейшем рекомендуемых вузам РФ.

Настоящие Методические рекомендации входят в число первых трех работ серии «Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования», которая планируется к подготовке и изданию в помощь разработчикам нового поколения ООП ВПО.

Методические рекомендации в данной серии работ открывают раздел «Специализированное методическое обеспечение для решения основных аналитических и проектных задач» и предназначены для организаторов проектных работ и профессорско-преподава­тельского состава вузов.

Данные Методические рекомендации обобщают результаты поисковых исследований в области реализации компетентностного подхода при создании нового поколения основных образовательных программ в высшем образовании.

Основные поисковые исследования в этой области были выполнены в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» в период с 2006 по 2008 годы по заказам Минобрнауки России и Рособразования с участием творческих коллективов следующих вузов:

· - Московский государственный университет (МГУ) им. М.В.Ломоносова (УМО по классическому университетскому образованию, направления подготовки «Биология» и «Геология»);

· - Московский государственный университет природообустройства (УМО по образованию в области природообустройства);

· - Московский государственный университет прикладной биотехнологии (УМО по образованию в области биотехнологии);

· - Московский государственный университет пищевых производств (УМО по образованию в области технологии продуктов питания и пищевой инженерии).

В Методических рекомендациях учтен опыт экспериментальных площадок Исследовательского центра, реализующих пилотные проекты по разработке компетентностно-ориентированных ООП, реализующих ФГОС ВПО, и систем обеспечения их качества на базе следующих вузов: Воронежский государственный педагогический университет, Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, Костромской государственный университет, Московский государственный университет культуры и искусств, Пермский государственный технический университет.

Также были учтены результаты инновационных работ ряда ведущих отечественных вузов, полученные в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) в 2006-2008 гг.

В процессе подготовки данных рекомендаций был использован опыт проектирования компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе нового поколения ООП следующих авторов-разработчиков: А.А. Булычев, В.Л. Дербова, Д.А. Зимнякова, Л.А. Золотая, Г.М. Курдюмова, В.Г. Лобановой, И.В. Лыгин, Л.А. Осьмук,
М.Г. Попов, А.Б. Правдина, В.П. Рябухо, А.Н. Скляренко, С.В. Стахановой, В.В. Тучина, В.К. Хмелевской, О.П. Черновой и др.

При подготовке настоящих Методических рекомендаций за основу их центрального (второго) раздела «Общие структуры (макеты) рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик (с рекомендациями по содержанию их проектирования)», а также Приложения 1 «Общая структура (макет) основной образовательной программы высшего профессионального образования (с рекомендациями по проектированию основных программных документов в его составе)» были взяты структуры «Макета основной образовательной программы бакалавриата и рекомендации по проектированию нормативно-методических документов, ее составляющих» из работы, выполненной по заказу Минобрнауки РФ на базе Московского государственного горного университета в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России[1].

Данная работа была любезно предоставлена в распоряжение Координационного совета УМО и НМС высшей школы проректором по УМО на базе Московского государственного горного университета (руководителем-координатором выполненного в 2008 году исследовательского проекта) доктором технических наук, профессором В.Л. Петровым.

 

1. Компетентностно-ориентированные рабочие программы
учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП,
реализующих ФГОС ВПО

1.1. Основные понятия

В настоящих Методических рекомендациях используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О высшем и послевузовском образовании», Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЗ, Макетом федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утв. 01.09.2008 г.).

При разработке данного глоссария были учтены определения, применяемые в международных (европейских) образовательных проектах, а также сложившаяся практика отечественных вузов в разработке основных программных документов.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

[Примечание: ФГОС ВПО включают в себя требования к:

· - структуре основных образовательных программ, в том числе требованиям к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

· - условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

· - результатам освоения основных образовательных программ.]

Основная образовательная программа высшего профессионального образования
(ООП ВПО) -
этосистема учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества подготовки выпускника[2].

[Примечание: ООП ВПО разрабатывается на основе ФГОС ВПО и рекомендованной примерной основной образовательной с учетом потребностей регионального рынка труда, традиций и достижений научно-педагогической школы конкретного вуза.

ООП включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

ООП ВПО устанавливает цели, ожидаемые результаты, структуру и содержание образования, условия и технологии реализации образовательного процесса, системы деятельности преподавателей, студентов, организаторов образования, средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки студентов на всех этапах их обучения в вузе.]

Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) - система учебно-методических документов, сформированная на основе ФГОС по направлению подготовки ВПО и рекомендуемая вузам для использования при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования в части: набора профилей подготовки из числа включенных в Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП); компетентностно-квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации ООП; итоговой аттестации выпускников[3].

[Примечание: ПрООП имеет целью предложить всем вузам (планирующим реализацию требований ФГОС ВПО для соответствующего направления подготовки предметной области ВПО, уровня квалификации и профиля) возможный инвариант проекта вузовской ООП по отношению к основным содержательным и организующим направлениям ВПО при разработке ООП ВПО как социальной нормы каждого конкретного вуза.]

Системно-деятельностный подход - означает, что в основе проектирования требований к выпускникам вузов должна лежать тесная связь с его последующей сферой труда. Системно-деятельностный подход задает логику проектирования квалификационных требований к выпускникам: а) проведение анализа соответствующей сферы профессиональной деятельности специалиста как системы (область, виды и задачи профессиональной деятельности); б) установление соответствующих квалификационных характеристик и профессионально-важных качеств; в) отбор обеспечивающего их формирование содержания образования.

[Примечание: Данный подход разработан и освоен отечественной высшей школой и ее учебно-методическими объединениями уже с конца 80-х годов ХХ-го столетия. Системно-деятельностный подход получил реализацию в квалификационных характеристиках выпускников вузов и ГОС ВПО первого и второго поколений.

Системно-деятельностный подход - предтеча компетентностного подхода. В определенной мере применение системно-деятельностного подхода несло в себе тенденцию к интеграции, междисциплинарности.]

Компетентностный подход - подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

[Примечание: Компетентностный подход связан с переносом акцента с преподавателя и содержания образования на студента и ожидаемые результаты образования, что является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента.]

Подход, центрированный на преподавателе (или подход, центрированный на предмете) - традиционно сложившаяся модель планирования и реализации образовательных программ, которая фокусируется на вкладе преподавателя и на оценивании того, насколько хорошо преподаваемый материал усвоен студентами.

Подход, центрированный на студенте (или подход на основе результатов) - модель планирования и реализации образовательных программ, альтернативная сложившейся, которая фокусируется на том, что, как ожидается, смогут делать студенты в конце дисциплины (модуля) или программы в целом.

Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области[4].

Результаты образования - это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать учащийся по окончании образовательного процесса (например, лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом)[5].

Компетентностная модель выпускника вуза по направлению подготовки (специальности) - комплексный интегральный образ конечного результата образования в вузе по направлению подготовки (специальности), в основе которого лежит понятие «компетенция».

[Примечание: Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса.]

Модуль - часть образовательной программы (или учебной дисциплины), которая имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам образования[6].

Образовательные технологии - совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования[7].

[Примечание: Образовательная технология связана с процессом постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.]

 

1.2. Общие характеристики ООП, реализующей ФГОС ВПО

Особенность нового поколения ООП ВПО состоит в реализации идей компетентностного подхода. Присущий последнему перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины («подход, центрированный на преподавателе») на студента и ожидаемые результаты образования («подход, центрированный на студенте») является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования[8].

Компетентностный подход для российской высшей школы не является принципиально новым. Он представляет развитие системно-деятельностного подхода к проектированию квалификационных требований к выпускникам вузов, который освоен отечественной высшей школой и ее учебно-методическими объединениями уже с конца 80-х годов ХХ-го столетия и получил реализацию в квалификационных характеристиках выпускников вузов и ГОС ВПО первого и второго поколений (см. п. 1.1).

Преемственность подходов (компетентностный - системно-деятельностный) определяет соответствующий ведущий принцип проектирования нового поколения ООП, - принцип преемственности, - согласно которому ООП нового поколения не разрабатывается «с нуля»: действующая ООП «перенастраивается» в соответствии с новым компетентностным форматом ФГОС ВПО.

В ходе данной «перенастройки» происходит системная модернизация целевых, содержательных и технологических характеристик ООП, а также механизмов обеспечения ее качества (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Общая характеристика ООП, реализующей ФГОС ВПО

№№ п/п Основные параметры ООП ВПО Содержательная характеристика
1 2 3
· 1. Целевые характеристики ООП · Характеристики в соответствии с ФГОС ВПО: · - В требованиях ФГОС ВПО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных в форме компетенций). · - Впервые в ФГОС ВПО как государственных требованиях зафиксированы не только профессиональные, но и общекультурные качества выпускников, гарантия сформированности которых обеспечивается вузами, реализующими соответствующую ООП ВПО. · Каждым вузом самостоятельно устанавливаются обязательные минимальные (пороговые) уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников ООП. · Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик достраиваются в части ожидаемых результатов образования, переосмысливаются с точки зрения методов достижения и оценки запланированных результатов образования.
· 2. Содержательные характеристики ООП ·
9

· Возрастает междисциплинарность проектируемых ООПВПО (усиливается взаимосвязь между всеми программными документами).

· Появляются системообразующие компоненты (разделы) в структуре ООП [9], а также модернизируются ее традиционные компоненты (в части ожидаемых результатов образования и способов их достижения и оценки).

 

Окончание табл.

1 2 3
· 3.   · Используется принцип модульной организации при проектировании ООП ВПО. · Появляются междисциплинарные модули, направленные на формирование отдельных компетенций (наряду с действующими «внутри-дисциплинар­ными» модулями). · Осваивается ECTS в роли многоцелевого инструментария, включая определение трудоемкости ООП. · Обеспечивается преемственность в реализации традиций высшей школы: высокий уровень фундаментальности высшего образования, формирование системности профессионального мышления выпускников вузов, усиление креативной направленности образовательного процесса.
· 4. Технологические характеристики ООП · Устанавливается связь между ожидаемыми результатами образования, методами их формирования и оценивания (образовательных и оценочных технологий). · Усиливается значимость образовательных технологий, их адекватность и эффективность в обеспечении достижения ожидаемых результатов образования. · Усиливается направленность на диагностику достижений студентов и выпускников, которые они обязаны продемонстрировать. · Разрабатываются контрольно-измерительные материалы (включая междисциплинарные) для профессиональных и для общекультурных компетенций.
· 5. Механизмы обеспечения качества ООП · ООП разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно. · ООП проектируются в условиях устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда. · Расширяются академические свободы вузов при разработке ООПВПО, что проявляется, прежде всего, в самостоятельном установлении обязательного (порогового) уровня сформированности компетенций, «отборе» содержания образования и образовательных технологий. · Расширение автономии и академических свобод вузов в разработке ООПВПО сопровождается усилением подотчетности вузов и их ответственности за качество образования. · Увеличивается степень свободы обучающихся в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий. · Возрастает ответственность преподавателей и студентов за эффективность образовательного процесса и собственной деятельности.

В Приложении 1 настоящих Методических рекомендаций приведена Общая структура основной образовательной программы высшего профессионального образования.

 

1.3. Место и роль рабочих программ учебных дисциплин (модулей),
практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО

 

Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик составляют традиционный содержательный базис ООП ВПО и наиболее трудоемкую в разработке совокупность составляющих ее программных документов (см. прил. 1).

Принципиальная особенность рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основной образовательной программы, реализующей ФГОС ВПО, состоит в их компетентностной ориентации, вытекающей из принятой концепции ФГОС ВПО и реализующихся в составе ООП ВПО[10].

Это проявляется, прежде всего, в тесной взаимосвязи рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик, как между собой, так и со следующими системообразующими компонентами (разделами) из общей структуры (макета) ООП, реализующей ФГОС ВПО[11]:

· раздел Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО» (компетентностная модель выпускника вуза по данной ООП ВПО);

· раздел 4.1.2. «Состав, основное содержание и содержательно-логические связи учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО»;

· раздел 4.1.3. «Компетентностно-ориентированный учебный план» и другие.

Тесная взаимосвязь определяет сопряженность в разработке всех программных документов ООП, а также итерационный характер процесса проектирования рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП и других ее компонентов (разделов).

Как следствие, наряду с индивидуальной задачей для каждого преподавателя, необходимо обновить и/или разработать рабочую программу учебной дисциплины (практики), что усиливает значимость коллективной деятельности при проектировании ООП ВПО в целом (см. табл. 1.2).

 

Таблица 1.2

Распределение задач по проектированию ООП ВПО
между коллективной и индивидуальной деятельностью

 

Уровни деятельности по проектированию ООП ВПО
12

Задачи по проектированию
компетентностно-ориентированной ООП

(с указанием номера раздела в структуре ООП[12])

1 2
Индивидуальный уровень · Разработка компетентностно-ориентированной рабочей программы учебной дисциплины (практики) (п.4.2.1.). · Разработка компетентностно-ориентированной программы учебной и производственной практик (п.4.2.2.). · Разработка компетентностно-ориентированной программы научно-исследовательской работы (п.4.2.3.).
Коллективный уровень · Участие в качестве экспертов при разработке: · - компетентностной модели выпускника (п.3.); · - паспортов и программ формирования компетенций (п.4.1.1.); · - состава, основного содержания и содержательно-логических связей учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО (п.4.1.2.); · - компетентностно-ориентированнного учебного плана (п.4.1.3.); · - календарного учебного графика (п.4.1.4.); · - сквозной промежуточных (по курсам обучения) комплексных аттестаций студентов (п.4.1.5.);  

 

Окончание табл.

1 2
  · - программы итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) выпускников (п.4.1.6.); · - сквозной программы наддисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООПВПО в соответствии с требованиями ФГОСВПО» (п.4.1.7.). · Участие в разработке рабочих программ модулей (междисциплинарных) (п.4.2.1.).

 

Подробнее об организации работ по проектированию нового поколения рабочих программ дисциплин (модулей), практик с составе ООП ВПО в рамках комплекса работ, сопряженных со специализированной подготовкой актива базовых вузов УМО, рассмотрено в разделе 3 настоящих Методических рекомендаций.

2. Общие структуры (макеты) рабочих программ
учебных дисциплин (модулей), практик
(с рекомендациями по содержанию их проектирования)

 

При подготовке настоящего раздела за основу был взят «Макет основной образовательной программы бакалавриата и рекомендации по проектированию нормативно-методических документов, ее составляющих» из работы, выполненной по заказу Минобрнауки РФ на базе Московского государственного горного университета в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России (рук. - докт. техн. наук, профессор Петров В.Л.)[13].

В каждом подразделе последовательно рассмотрены структуры (макеты) программ учебных дисциплин (модулей) (п.2.1) , практик (учебной - п. 2.2, производственной - п.2.3).

По ходу рассмотрения курсивом приведены рекомендации по заполнению макета, а также примечания [в квадратных скобках] об особенностях, которые рекомендуется учесть при проектировании пункта макета, а также ссылки на примеры, приведенные в печатных и электронных приложениях настоящих Методических рекомендаций.

Рекомендуемые структуры документов носят экспериментальный характер и по мере накопления опыта будут уточняться.

При заполнении Макета рекомендуется учесть, что компетентностная ориентация рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО, предполагает их достройку и переосмысление в части ожидаемых результатов, что проявляется:

· в разработке результатов образования, которые должны быть достигнуты к завершению дисциплины (модуля), практики (четко определенных и размещенных в свободном доступе для основных потребителей и заинтересованных сторон: студентов, работодателей, преподавателей);

· в проектировании содержания и технологий образования, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов образования;

· в проектировании средств и процедур оценки, адекватных установленным результатам образования, а также индивидуальных оценочных средств для студентов, позволяющих им удостовериться, что ожидаемые результаты достигаются.

В связи с этим помимо традиционных требований в состав учебной программы дисциплины (модуля), практики рекомендуется внести следующую информацию:

· перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения, и соответствующих компетенций;

· матрицу распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины;

· перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций/групп компетенций;

· перечень форм, методов, типовых заданий для контроля и самооценки уровня сформированности заявленных в дисциплине (модуле) результатов образования (компетенций).

 

2.1. Общая структура (макет) рабочей программы
учебной дисциплины (модуля)

 

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

(наименование вуза)

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор
(декан, директор института)

 

«......» _______________

 

 

КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
как совокупный ожидаемый результат образования
по завершении освоение ООП ВПО

 

Направление подготовки____________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Профиль подготовки________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Квалификация (степень) выпускника________________________________________

________________________________________________________________________________

(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)

Форма обучения ____________________________________________________________

(очная, оч

2020-02-03 167 Обсуждений (0)
Проектный коллектив базового вуза УМО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проектный коллектив базового вуза УМО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)