Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы организации проектирования рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП ВПО



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Основные принципы организации проектирования рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП ВПО 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

· преемственность: целесообразно максимально преемственное использование всего нормативного и учебно-методического материала, наработанного в вузе за предыдущие годы подготовки по направлению (специальности) в соответствии с ГОС ВПО первого и второго поколения. Таким образом, рабочие программы не разрабатываются «с нуля», а «перенастраиваются» в соответствии с новым компетентностным форматом ФГОС ВПО. · итерационность: процесс проектирования рабочих программ носит итерационный характер (количество итераций зависит от приобретенного опыта и квалификации проектного коллектива). · «от простого к сложному» в освоении технологий проектирования: 1) от совокупности рабочих программ в составе ООП и ПрООП по одному из реализуемых в базовом вузе и закрепленных за УМО направлений подготовки (на примере уровней квалификаций: бакалавр-магистр-дипломированный специалист) к расширению проектных работ на другие направления подготовки, реализуемые базовым вузом и курируемые УМО;

 

 

 

· 2) от «достройки» действующих рабочих программ в части ожидаемых результатов образования в форме компетенций к осмыслению и перепроектированию рабочих программ с точки зрения эффективных методов достижения и оценки запланированных результатов образования - к разработке междисциплинарных модулей, ориентированных на формирование отдельных компетенций; · 3) через организованный процесс проектирования рабочих программ в составе ООП реализуется обучающая функция для проектного коллектива базового вуза УМО, обеспечивающая движение к решению более сложных задач. ·
18

· сопряженность проектирования основных программных документов ООП ВПО: рабочие программы проектируются в тесной взаимосвязи как между собой, так и с системообразующими программными документами ООП[18];

·

19

· технологизации образовательного процесса при проектировании рабочих программ и ООП в целом[19]:

•1) детальное описание образовательных целей;

•2) поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов-целей;

•3) системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;

•4) системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;

•5) гарантированность достигаемых результатов;

•6) воспроизводимость процесса;

•7) оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

 

 

 

 

 

 

6.

Планируемая продолжительность процесса проектирования

· февраль-ноябрь 2009 года.

 

 

 

 

 

7.

Основные этапы процесса проектирования ООП ВПО:

 

 

 

 

 

 
 

 

 

7.1. Подготовительный этап
(февраль-март 2009 г.)

· формирование команды разработчиков в составе проектного коллектива: формулирование цели работы команды, подбор членов команды, обоснование возможного вклада каждого члена команды в предстоящую деятельность (по какому критерию выбрали), формальное закрепление состава команды разработчиков, определение необходимых ресурсов для работы команды, распределение функций между членами команды, составление плана работы команды разработчиков, выявление потребности и проведение необходимого обучения членов команды и пр.;

· утверждение проектного коллектива базового вуза УМО;

· анализ компетентностной ориентации действующих рабочих программ в составе ООП базового вуза и ПрООП (под ГОСВПО

20

· второго поколения) и определение объема проектных работ по их «перенастройке» под требования ФГОСВПО[20].

 

 

 

 

 
 

 

7.2. Первый проектный этап (март-май 2009 г.)

· разработка первой редакции рабочих программ в составе ООП базового вуза и ПрООП реализующих требования ФГОСВПО (минимальный формат: по одной программе для каждого из циклов: Б.1 - Б.5 для бакалавров и/или М.1-М.3 для магистров, максимальный формат: полный комплект программ по всем дисциплинам учебного плана), включая для каждой программы (жирным шрифтом выделен минимальный формат состава рабочей программы для первого проектного этапа):

· -

21

· формулирование целей и задач освоения дисциплины (модуля), практики (п.1[21]);

· - обоснование места дисциплины в структуре ООП ВПО в соответствии с ее значимостью для формирования компетенций (п.2);

· - формулирование ожидаемых результатов образования во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника (п.3);

· - отбор образовательных технологий, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов образования (п.5);

· - отбор и разработка средств и процедур оценки, адекватных установленным результатам образования, а также индивидуальных оценочных средств для студентов, позволяющих им удостовериться, что ожидаемые результаты достигаются (п.6);

· - отбор (коррекция) содержания образования (включая обновление междисциплинарных и внутридисциплинарных связей) (п.4);

· - обновление учебно-методического и информационного обеспечения дисциплины (модуля), практики (п.7);

· - обновление перечня материально-технического обеспечения дисциплины (п.8);

· - разработка характеристики особенностей работы преподавателя по новому варианту рабочей программы;

· - разработка методического комплекта для студентов по освоению дисциплины (модуля), практики.

· консультирование разработчиков.

 

 

 

 

 
 

 

7.3. Этап предварительной академической экспертизы результатов первого проектного этапа (май-июнь 2009 г.)

· апробация и академическая экспертиза разработки проектов ООП вуза и ПрООП, и входящих в них рабочих программ;

· консультирование разработчиков.

 

 

 

 

 
 

 

7.4. Второй проектный этап (сентябрь-октябрь 2009 г.)

· доработка проектов рабочих программ, входящих в состав ООП вузов и ПрООПВПО по результатам академической общественной экспертизы (переработка первой редакции рабочих программ, а также дополнительная разработка для формирования полного комплект программ в соответствии с учебным планом);

· консультирование разработчиков.

 

 

 

 

 
 

 

7.5. Завершающий этап (ноябрь 2 009 г.)

· презентация доработанных проектов ООП вузов и ПрООП (включая рабочие программы), реализующих требования ФГОСВПО по результатам академической общественной экспертизы;

· аттестация разработанных программ.

 

 

 

 

 
 

8.

Обучающе-консультаци­онное сопровождение проектирования ОП ВПО в 2009 году

· семинары для проректоров по УМО (не реже 1 раза в месяц в период февраль-июнь и сентябрь-ноябрь 2009 г.) на базе Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов

· семинары для актива базовых вузов УМО (1 раз в неделю с 18 марта по 20 июня с.г. и с 15 сентября по 1 ноября с.г.)

Два потока:

· - Московский поток на базе Московского государственного текстильного университета

· - Санкт-Петербургский поток на базе Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики

 

· внутривузовские семинары для профессорско-преподавательских проектных коллективов в каждом УМО (не реже 1 раза в 2 недели с 20 марта по 20 июня и с 10 сентября по 5 ноября 2009 г.)

 

· XIX Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы качества высшего образования» (Уфа-Москва, 21-28 мая 2009 года) для проректоров по УМО (обсуждение результатов первого проектного этапа и предварительная академическая экспертиза первых редакций ООП вуза и ПрООПВПО)

 

· Международная научно-практическая конференция «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения» (Москва, 10-11 ноября 2009 г.)

· Презентация разработанных проектов ООП вуза и ПрООП.

             

[1] См.: Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / Богословский В.А., Гончаренко С.Н., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Максимов Н.И., Петров В.А. - М.: Московский государственный горный университет, 2008. - 75 с.

[2] Подробнее законодательные основания понятия «основанная образовательная программа» и ее основные характеристики см.: Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС вузов России, 2009. - С. 7-13.

[3] Подробнее о ПрООП см.: Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, Н.И. Максимов, В.А. Петров - М.: Московский государственный горный университет, 2008. - 75 с.

[4] Подробнее о компетентностном подходе и сопряженном с ним понятии «компетенция» см. напр.: В.И. Байденко Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стан­дартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.; Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 134 с. и пр.

[5] Подробнее о результатах образования см. в Электронном приложении.

[6] Подробнее об основных подходах к модуляризации учебного процесса и его особенностях см. в Электронном приложении.

[7] Подробнее о подходах к выбору и разработке образовательных технологий, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов образования см. в Электронном приложении.

[8] Подробнее о Концепции основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования. См.: Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Метод. рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС вузов России, 2009. - С. 9-13.

[9] Системообразующие программные документы ООП: компетентностная модель выпускника, паспорта и программы формирования компетенций, компетентностно-ориентированный учебный план, сквозная программа промежуточных комплексных аттестаций студентов, программа итоговых комплексных испытаний (итоговой аттестации), сквозная программа наддисциплинарного курса для студентов по освоению ООП. Подробнее см.: Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС вузов России, 2009. - С. 16-27; С. 28-62; С. 74-76.

[10] См.: Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС вузов России, 2009. - С. 9-13.

[11] См.: Приложение 1 настоящих Методических рекомендаций.

[12] См.: Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС вузов России, 2009. - С. 16.

[13] См.: Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, Н.И. Максимов, В.А. Петров. - М.: Московский государственный горный университет, 2008. - 75 с.

[14] Извлечение из Примерной программы дисциплины «ЭКОЛОГИЯ» для направления «Биология» Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (под научным руководством проректора по учебно-методической работе, доктора биологических наук, профессора О.П.Мелеховой)

[15] Из опыта проектирования основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО по направлению «Природообустройство и водопользование» (под научным руководством канд. техн. наук, профессора, проректора по учебной работе Московского государственного института природообустройства, зам. председателя координационного совета УМО И.Г. Галяминой)

[16] Подробнее см.: Организация работ по проектированию нового поколения ООП, реализующих требования ФГОС ВПО: Рекомендации для проректоров по УМО и руководителей проектных коллективов базовых вузов. Первая редакция. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009.

[17] Нумерация приведена в соответствии с Общей структурой (макетом) основной образовательной программы высшего профессионального образования (см. прил. 1)

[18] См.: Раздел 4.1 Общей структуры (макета) ООП: «Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО» / Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС вузов России, 2009. - С.16.

[19] Подробнее характеристика технологизации образовательного процесса как основы проектирования рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик приведена в Электронном приложении.

[20] Принципы организации SWOT-анализа представлены в Электронном приложении.

[21] Нумерация приведена в соответствии с общей структурой (макетом) рабочей программы дисциплины (модуля) (см. п.2.1 настоящих Методических рекомендаций).

 

Данный сервер является официальным информационным ресурсом Российского государственного гуманитарного университета.
При использовании материалов, ссылка на http://www.rsuh.ru/ обязательна.
При использовании материалов в сети Интернет обязательна прямая гиперссылка на сайт университета http://www.rsuh.ru/
© РГГУ 1996 - 2009. Все права защищены.


Оригинал статьи



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Основные принципы организации проектирования рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП ВПО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы организации проектирования рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП ВПО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)