Проблема самосознания в философии
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ Реферат ВЫПОЛНИЛА: студентка 771гр. Шустова И.В.
ПРОВЕРИЛА: Кислицина В.А.
Ишим, 2008
Содержание Введение _______________________________________________________ 3. 1. Проблема самосознания в философии _____________________________ 4. 2. Проблема самосознания в зарубежной психологии __________________ 6. 3. Проблема самосознания личности в отечественной психологии _______11. 4. Проблема профессионального самосознания личности в психологии __ 16. Заключение _____________________________________________________19. Список использованной литературы ________________________________ 20. Введение В настоящее время экономическая, политическая, социальная сфера жизни общества находятся в постоянном движении и изменении. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, ориентируясь на внешние нормы, правила, требования, но и быть способным выстраивать собственную линию поведения, изменять ситуацию, изменяясь и развиваясь при этом сам. Профессиональное самосознание, являясь частью самосознания личности, детерминирует поведение человека, определяет направление его профессиональной деятельности, поведение в ситуациях выбора, способность планировать и прогнозировать свою деятельность, оценивать ее результаты. В решении проблемы профессионального самосознания накоплен определенный опыт. В исследованиях отечественных ученых (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, И.С.Кон, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Спиркин, В.В.Столин, И.И.Чеснокова и др.) разработан категориальный аппарат в области изучения самосознания, установлены взаимосвязи между понятиями самосознание, самопознание, самоотношение, самооценка. Изучены вопросы структуры сознания и самосознания, понимания личнотсно-смысловых образований (А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина и др.). Как показывает анализ литературных источников по проблеме профессионального самосознания, авторы преимущественно изучают отдельные стороны (компоненты) профессионального самосознания. На сегодняшний день недостаточно исследована связь профессионального самосознания с особенностями конкретной профессии на этапе профессионального становления и др. Мы ставим перед собой следующую задачу: проанализировать, как трактуется понятие самосознания и профессионального самосознания в зарубежной и отечественной философской и психологической литературе. Проблема самосознания в философии
Со времен античности категории сознания и самосознания были в центре философских дискуссий. Для Платона, Сократа, Аристотеля самосознание означало самопознание. Во второй книге «Большой этики» Аристотель анализировал самопознание и возможности самосозерцания Бога в соотношении понятий самоудовлетворенности и дружбы. Автор утверждал, что самое трудное, но и самое приятное, - познание самого себя. Однако Аристотель считал, что мы не можем сами созерцать себя [22]. В средние века самосознание личности у многих философов выступало как осмысление процесса ее нравственно-религиозного самоопределения. По мнению Августина, абсолютно достоверное восприятие человеком собственной жизни ни в коем случае не следует рассматривать, как ни к чему не обязывающий факт; напротив, оно должно неразрывно связываться с осознанием человеком своих обязанностей перед самим собой, своими ближними и «внутренним учителем», воплощающим в себе неизменное единство нравственных ценностей [13]. Взгляд на самосознание как на категорию этическую развивался и позже. В классической немецкой философии самосознание неизменно связывалось с нравственностью. Так, И.Кант рассматривал самосознание как необходимую предпосылку нравственности и моральной ответственности. Он считал разделение сознания и самосознания важнейшим преимуществом человека над животным [4]. В русской философии мысли этические традиции немецкой классической философии поддерживал М.М.Бахтин. Он рассматривал самосознание в русле христианской нравственности как осознание вины-ответственности, считая, что только такое единство гарантирует внутреннюю связь элементов личности [13]. Философский аспект проблемы самосознания представлен в работах ученых-философов Э.В.Ильенкова, В.А.Лекторского, А.Р.Лурия, Л.В.Скворцова, А.Л.Спиркина, И.Т.Фролова и др. Анализ данного аспекта самосознания связан с выявлением его гносеологической сущности, выяснением его отношения к объективному бытию личности. По мнению Л.В.Скворцова, И.Т.Фролова, осознавая существование мира объектов, того, что находится вне человека, человек отделяет себя от внешнего мира. Там – объект, а здесь – Я. В процессе осознания объекта всегда присутствует скрытая черта – не Я. Возникает полярное взаимоотношение объекта (не-Я) и субъекта (Я). Принадлежность образов объектов Я человека вызывает у него представление о себе как об особой реальности, противостоящей миру объектов и вместе с тем, отличной от других подобных ему Я. Выделив свое Я, человек может смотреть на себя как на нечто самостоятельное по отношению к себе же, то есть как на объект. По мнению А.Л.Спиркина, И.И.Чесноковой, способность к самоотражению своего Я заключает в себе одно из важных оснований объективного исследования самосознания. В том, как личность представляет свое Я, отражается мера ее осознания себя и уровень зрелости личности в целом. Вместе с тем, в способности взглянуть на себя, как на нечто иное, и проявляются трудности исследования самосознания, так как выяснение личностью себя «вовне» связано с целым рядом субъективных ее особенностей, часто препятствующих созданию объективного представления о своем Я [21;24]. Таким образом, в философии понятие «самосознание» трактуется как самопознание и представление о себе как особой реальности.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |