Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема самосознания в отечественной психологии



2020-02-03 1085 Обсуждений (0)
Проблема самосознания в отечественной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В отечественной психологии исследование самосознания осуществлялось в рамках общей и педагогической психологии. В отличие от зарубежной, в отечественной психологии, изучалась специфика самосознания как особого процесса человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Данное направление прослеживается в исследованиях Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева и др.

Отечественными психологами исследовались проблемы возникновения, структуры и уровневой организации самосознания. Так, И.И.Чеснокова различает два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе [24]. На первом уровне оно осуществляется в рамках сопоставления Я и другого человека, когда некое качество воспринимается и осмысливается сначала в другом человеке, а затем переносится на себя. На втором уровне человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время и в разных ситуациях. На этом уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует, а также оценивает с точки зрения общественных и внутренних требований и сами мотивы. Высшего развития самосознание достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом. Следовательно, И.И.Чеснокова представляет самосознание как процесс самопознания, ведущего к созданию образов Я, проявляющегося в самоотношении и саморегуляции.

В.В.Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности» [16, с.134]. То есть В.В.Столин понимает самосознание как отношение человека к себе, опосредованное отношениями с другими людьми.

Одной из фундаментальных работ по проблеме самосознания является исследование А.Г.Спиркина. ученый считает, что самосознание, являясь результатом всего жизненного пути человека, само становится условием направленного развития индивида, и именно в этом заключается его жизненно важное значение [21]. А.Г.Спиркин определяет самосознание как процесс познания себя и выработки отношения к себе, что позволяет человеку регулировать свои действия и поступки. Роль самосознания заключается в развитии и совершенствовании личности.

Таким образом, И.И.Чеснокова, В.В.Столин, А.Г.Спиркин, рассматривают самосознание как представление индивида о себе, связанное с процессами самовосприятия, самоосмысления, самопознания, выполняющее функцию формирования жизненных планов, целей и жизненной философии в целом.

Самосознание является формой проявления сознания, отражающей ее субъективные, личностные уровни. Если сознание ориентируется на весь субъективный мир, то самосознание – на саму личность, которая выступает и как субъект, и как объект познания (И.И.Чеснокова). Самосознание – осознание отношения человека к самому себе как субъекту деятельности. Оно возникает лишь на определенном уровне онтогенетического развития, когда возникает необходимость в самооценке, самоконтроле, самовоспитании и развитии своих социальных качеств и функций (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн).

В.С.Магун считает, что самосознание отражает динамические аспекты личности: ее развитие, опыт, текущие психические явления, возможности. Такое отражение основано на многочисленных отношениях, возникающих в процессе жизнедеятельности. Эти отношения формируют знания о себе, вместе с которыми возникает достаточно объективное отношение к себе. Следовательно, приходим к выводу, что для проявления различных аспектов самосознания, а в его составе и самооценки, необходима определенная сформированность мышления, особенно таких его свойств, как абстракция, обобщение, анализ, прогнозирование, позволяющих человеку составить представление и понятие о своем «Я» [9].

В.Г.Маралов рассматривает самосознание как деятельность Я, как субъекта по познанию (или созданию) образа Я (Я-концепции) [10]. В данном определении, на наш взгляд, нет ясности, в чем состоит деятельность субъект, только в познании или только в создании образа Я, или в познании, ведущем к созданию образа Я.

В.И.Слободчиков, Е.Н.Исаев отмечают, что самосознание как осознание себя, как сознание свой самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие. Сущность самопознания при этом составляет «нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей» [20, с.192]. Оно совершается:

¾ в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами;

¾ при осознании отношения других людей;

¾ в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе поступков (В.И.Слободчиков, В.Н.Исаев).

Анализ современных исследований проблемы самосознания в отечественной психологии показал, что они затрагивают, в основном, три группы вопросов:

1) методологический, историко-культурный аспекты самосознания (личностную ответственность, моральный выбор, моральное самосознание) (А.Г.Спиркин);

2) общепсихологические аспекты в контексте проблемы развития личности (Л.И.Божович, Б.Г.Ананьев, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн и др.);

3) социально-перцептивные аспекты (особенности самооценок, их взаимосвязь с оценками окружающих, самопознанием и познанием других людей) (В.В.Столин, И.И.Чеснокова, В.С.Магун, В.Г.Маралов, Л.М.Митина, В.И.Слободчиков, Е.Н.Исаев и др.).

Таким образом, в психологии самосознание определяется как познание себя, направленное на создание представления о себе и проявляется в самооценке, самоотношении и саморегуляции.

В педагогическом аспекте категория самосознания, в российской педагогической энциклопедии, определяется следующим образом: «самосознание – это осознание человеком самого себя как члена общества, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих действий и поступков, мыслей и чувств, всего многообразия качеств личности» [18, с.497].

В большой современной педагогической энциклопедии (Е.С.Рапацевич) самосознание определяется как осознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, другим людям и самому себе. Самосознание имеет иерархию проявления от низшего самочувствия через самопознание до высшего самоотношения, объективирующихся в самоконтроле и саморегуляции своего поведения [15, с.513].

Проблема самосознания и, связанные с ним самопознание и саморазвитие, по мнению Л.Н.Кубашичевой, недостаточно исследовались в педагогике и считалась прерогативой философии и психологии [8].

И.В.Ткаченко отмечает, что понятие самосознания заимствовано педагогикой из психологии, поэтому категориальный аппарат ее описание преимущественно психологический [22].

Большинство исследователей проблемы самосознания (Л.И.Божович, Б.Г.Ананаьев, В.Г.Каташев, В.С.Мерлин, В.В.Столин, И.И.Чеснокова, В.С.Магун, Л.М.Митина, В.И.Слободчиков, Е.Н.Исаев и др.) рассматривают самосознание как осознание человеком себя как личности. Мы согласны с точкой зрения Л.М.Митиной, рассматривающей самосознание как процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, поскольку данное определение наиболее четко показывает сущность самосознания. Автор рассматривает самосознание как процесс тесно связанный с самопознанием и самоотношением. Однако самосознание характеризуется таким своим продуктом – представление о себе, возникающим у человека в процессе социального взаимодействия. Поэтому в нашем исследовании мы ориентируемся на следующее определение самосознания.

Таким образом, самосознание – это процесс, с помощью которого человека познает себя, формирует представление о себе и относится к самому себе.

 

 



2020-02-03 1085 Обсуждений (0)
Проблема самосознания в отечественной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема самосознания в отечественной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1085)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)