Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия формирования личных ценностей



2020-02-03 174 Обсуждений (0)
Условия формирования личных ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ценности – это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей. К ценностям относят все предметы и явления, которые обладают положительной значимостью в глазах общества, коллектива, личности. Мир ценностей многообразен и неисчерпаем, как многообразны и неисчерпаемы потребности и интересы общества.

Ценности бывают материальными, духовными, социальными, политическими и т.д. Они формируются на основе потребностей и интересов. Но, формируясь на основе потребностей и интересов, ценности не копируют их. Они могут соответствовать содержанию по­требностей, интересов, но могут и не соответствовать. Возможные совпадения, единство потребностей, интересов и ценностей или их противоречия связаны с тем, что сознание обладает относительной самостоятельностью. Специфическая активность сознания, его само­стоятельность приводят к тому, что ценности – это не слепок  потребностей и интересов, а идеальные представления, которые не всегда им соответствуют.

Для разных социальных групп работников, отличающихся усло­виями и содержанием труда, профессией, квалификацией и другими социальными признаками, одни и те же объекты и явления могут иметь разную значимость. Так, для одних главным ориентиром пове­дения в сфере труда является материальное благополучие, для других важнее содержание труда, его творческая насыщенность, для третьих — возможность общения и т.д.

Направленность личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества характеризует ее ценностные ориентации ,служащие общим ориентиром в человеческом поведении. Для кого-то важнейшей ценностной ориентацией является творческий ха­рактер труда, и ради него он некоторое время не думает о заработке, условиях труда; если материальное благополучие, то он может пренебречь ради заработка другими ценностями.

Среди ценностей различают ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Терминальные ценности отражают стратегические цели существования человека: здоровье, интересная работа, любовь, материальное благополучие и т.д. Инструментальные представляют собой средства достижения целей. Это могут быть разные личные качества, способствующие реализации целей, убеждению личности. 

Содержание ценностей в обществе зависит от его культуры, развитости духовной и нравственной жизни, общественного сознания. Специфической формой ценностей выступают общественные идеалы,т.е. представления о том, какими в обществе должны быть общест­венные отношения, работник. В идеалах выражена цель деятельности, она выполняет связующую функцию между настоящим и будущим. Социально признанные ценности и идеалы влияют на формирование индивидуальных ценностей, которые также являются элементами мотивации трудового поведения.

В соответствии с общественными и индивидуальными ценностями работник оценивает окружающую действительность, свои и чужие поступки и действия. Ценности дополняют и обогащают мотивацию трудовой деятельности, возвышая ее, так как в процессе труда работник обусловливает свое поведение не только потребностями и интересами, но и принятой системой ценностей.

    Милтон Рокич выделил два основных типа ценностей: терминальные (или конечные) и инструментальные (или опосредованные). Терминальные ценности - это наши убеждения о целых и конечных состояниях, к которым стремится человек (счастье, мудрость, благополучие и т.п.). Инструментальные ценности затрагивают представления о желательных методов достижения терминальных ценностей (например, честность, благородство, толерантность).

    Более расширенный список терминальных ценностей предложил Кайле, а именно: уважение к себе, безопасность, теплые взаимоотношения, чувство достигнутого, удовлетворение собой, уважение со стороны других, чувство принадлежности, радость/удовлетворение/приятное возбуждение.

   С.Шварц в своей концепции основное внимание уделил системам ценностей или универсальному содержимому структуры ценностей. Он отвергает простую классификацию ценностей Рокича и определяет структуру факторов мотивации. Основанная на эмпирических исследованиях в 35 странах мира теория Шварца утверждает, что ценности – это существующие вне ситуации задачи, которые служат интересам отдельных людей или коллективов и представляют одну из 10 мотиваций или типов ценностей. Ценности, по С.Шварцу, - это устойчивые мотивы, цели как состояние, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Эти мотивации (типы ценностей) являются основными принципами, на которых построена жизнь человека. Смысл личной ценности отражается в схеме взаимодействия ее с другими ценностями. Ценности формируют направленность и самонаправленность личности, стимулируют. Интересы коллективные могут быть представлены в виде таких типов мотиваций, как доброжелательность, покорение, безопасность. Смешанные интересы типа «жить в мире», «мудрость» из системы ценностей по Рокичу описываются как универсальные.

    В отличие от социологизаторского взгляда на личностные ценности (М.Рокич и др.), подход школы А.Н.Леонтьева предполагает сближение ценностей не с убеждениями, а с мотивами (таким образом, в образовании ценностей повышается роль конкретной мотивируемой деятельности). Для этой школы характерно подразделение ценностей на: 1) декларируемые (ценностные ориентации); 2) реально действующие (собственно ценности). Именно реально действующие ценности признаются определяющими поведение личности – а значит, именно они должны рассматриваться и при изучении потребительского поведения.

   А.А.Бреусенко-Кузнецов в разработанной им уровневой модели ценностно-смысловой сферы личности отталкивается от признания ценностей единицами «опыта экзистенциального действования». Согласно его воззрениям, подлинные ценности личности не тождественны ни ценностным ориентациям (как экстраполируемым на индивидуальный уровень социальным ценностям) – как следует из положений Рокича, ни обобщенным личностным смыслам (обретаемым в ходе усвоения социального опыта посредством деятельности) – как это предполагается школой А.Леонтьева. Формирование индивидуальных ценностей, по утверждению Бреусенко-Кузнецова, происходит не «извне», а «изнутри». Функция ценностей состоит не в направлении человека на некие социально заданные образцы поведения, а в ориентировании поступков на реализацию его индивидуальной сущности.

    Становление подлинных ценностей личности происходит как индивидуализирующее творческое переживание в ее собственном опыте архетипов коллективного бессознательного. Рождающиеся в этом опыте ценности уникальны для каждой личности, поэтому рынок в принципе не может на них ориентироваться, но зато может отталкиваться от тех архетипов коллективного бессознательного, на базе которых эти индивидуальные ценности возникают.

   

 



2020-02-03 174 Обсуждений (0)
Условия формирования личных ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия формирования личных ценностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)