Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность рыночной экономики



2020-02-03 226 Обсуждений (0)
Сущность рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

       Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами главные экономические вопросы:

1. Что производить – это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.

       2. Как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и в какой их комбинаций, при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.

3. Для кого производить – это проблема, требующая ответа на вопрос: кому достанутся

произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

       Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой

из них они решаются по-разному.

В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы решаются через рыночный механизм.

       По мнению И.П. Николаевой[14], рыночный механизм обеспечивает доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, увязку этих решений через систему цен и конкуренцию, взаимовлияние спроса и предложения. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат, а продажа произведенных товаров и их потребление определяются в соответствии с доходами различных групп населения.

       Перед тем, как подробно рассмотреть упомянутые выше элементы механизма функционирования рыночной экономики, необходимо выявить условия её существования.

       До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной

собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.

В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них

вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно

высоких налогов; предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности - рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства.

        В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений.

       По мнению К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю[15], такие условия можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

1. Общественное разделение труда и специализация. Они повышают производительность труда, ведут к появлению излишков продукции и тем самым ведут к развитию товарного хозяйства и рыночного обмена.

2. Частная собственность формирует новые стимулы к повышению производительности труда, к совершенствованию технологии и организации производства. Появляется личная заинтересованность производителей и собственников в более эффективном размещении и использовании принадлежащих им ресурсов. Она проявляется различными способами, в частности, собственники рабочей силы стремятся заработать большую зарплату, собственники денежного капитала - получить больший процент, предприниматели - большую прибыль, потребители - приобрести больше за меньшую цену.

3. Свобода выбора и свобода передвижения факторов производства. Эти свободы тесно связаны с частной собственностью. Свобода выбора означает, что собственники ресурсов могут использовать ресурсы по своему усмотрению. Потребители же свободны покупать товары так, как они считают нужным для удовлетворения своих потребностей. Если каждый выбирает лучший вариант, то общество в целом также выигрывает.

4. Демократизация производства при сохранении регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм ''развивается сам по себе''.

      Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

      Существование выше перечисленных условий обуславливает наличие рыночной системы как таковой, включающей следующие важнейшие элементы, описанные В.И. Видяпиным[16]:

1. Субъекты

       К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели. Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой. Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров.

2. Спрос и предложение

      «Современный экономический словарь»[17] трактует понятия спрос, как количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени. В свою очередь, П. Самуэльсон и В. Нордхаус[18] пишут, что предложение - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Спрос и предложение находятся в постоянном взаимодействии и неразрывно связаны друг с другом. Следовательно, изменение спроса влечёт за собой изменение предложения и наоборот.

Спрос и предложение изменяются под воздействием ценовых и неценовых факторов. К неценовым факторам изменения спроса относятся: изменение вкусов и предпочтений потребителей; количество потребителей на рынке (размер рынка); изменение денежных доходов потребителя; цены на сопряженные товары (товары-субституты); потребительские ожидания изменений на рынке. Неценовыми факторами изменения предложения являются цены на ресурсы; уровень технологии производства; налоги и дотации; цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары; ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов; число продавцов. 

         Спрос и предложение являются наиважнейшими элементами системы функционирования рыночной экономики. Взаимодействие спроса и предложения не только дают информацию о том что, сколько и для кого производить, но и определяют следующий системный элемент рыночной экономики – цену.

3. Свободное ценообразование.

        Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма. По мнению П. Самуэльсона[19], цена – это количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель согласен купить единицу товара.

        Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Рыночное ценообразование представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.        

        Процесс свободного ценообразования обусловлен процессом взаимодействия спроса и предложения.  Как пишет М.А. Сажина[20], взаимодействие спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате,  возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

4. Конкуренция.

В «Современном экономическом словаре»[21] понятие конкуренция (от латинского concurrentia - столкновение, состязание) трактуют, как  соперничество, экономическую борьбу, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. В.В. Радеев[22] в статье «Что такое конкуренция?» даёт пояснение  её роли в структуре экономики.

         Конкуренция способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

         Она выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и их производство сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

       Конкуренция стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей.

       Подробно рассмотрев структуру рыночной экономики, можно сделать вывод, что рыночная экономика представляет собой сложнейшую систему элементов, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом. Главные экономические вопросы что производить, как производить и для кого производить,  решаются посредством существования механизма регулирования рынка, обусловленного определёнными экономическими условиями.



2020-02-03 226 Обсуждений (0)
Сущность рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность рыночной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)