Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Антиинфляционная политика в России



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Глава 3. Антиинфляционная политика в России 0.00 из 5.00 0 оценок




При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле — это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования-} взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.[9]

К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфля­ции, то есть на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительств требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.

Очевидно, единственный способ остановить «вечный двигатель» -это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники' не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией. В случае когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно-кредитной политики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики. В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры. Политика доходов, то есть формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цеп является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.

Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.[10]

Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.

Для России важнейшим инструментом борьбы с инфляцией должно стать установление контроля над динамикой денежного предложения. При этом в равной степени важны меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью снижения инфляции), так и стимулирующие повышение спроса на деньги (результатом чего в конечном счете также станет снижение инфляции, но сверх того повышение уровня монетизации экономики).

Предлагается для анализа и прогнозирования перейти к использованию показателя «среднегодовой уровень инфляции» вместо показателя «декабрь к декабрю». Показатель роста индекса потребительских цен к декабрю предыдущего года имеет два существенных недостатка. Во-первых, происходит неадекватная индексация показателей бюджета. Финансирование бюджетных расходов и поступление доходов осуществляются в течение всего года, а не только в декабре. Поэтому более адекватная индексация требует оценки того, насколько цепы выше цен предыдущего года на протяжении всего года, а не только за один месяц — декабрь. Во-вторых прогнозирование показателя «декабрь к декабрю» является более сложным вследствие его повышенной волатилытости. Колебания среднегодовой (скользящей средней.) инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц к аналогичному месяцу предыдущего года».[11]

Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой инфляционное таргетирование не является ни панацеей, ни единственно возможной стратегией. Достижение низкой и стабильной инфляции в рамках режима ИТ требует не меньшей работы (по крайней мере, на первом этапе, который может продолжаться 5 и более лет), чем 13 рамках любого другого режима. Последовательное снижение инфляции возможно и в рамках сохранения определенного контроля над динамикой обменного курса.

Следует иметь в виду, что форсированное снижение инфляции в среднесрочной перспективе затруднено в силу:

— двойственности целей денежно-кредитной политики, неизбежной в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и нестабильности капитальных потоков;

высоких цен на основные товары российского экспорта, оказывающих повышательное давление на внутренние цены и, как следствие, на темпы инфляции в реальном секторе экономики;

недостаточной емкости и эффективности стерилизационных инструментов Банка России;

низкой сберегательной активности населения;

-- высокой монополизации отдельных товарных рынков и продолжающегося существенного повышения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (в первую очередь на природный газ).

Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения для России не менее важны и перспективны другие меры. В их числе можно назвать повышение спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рынков, в частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок. Развитие финансового рынка, расширение состава финансовых инструментов, в том числе используемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России.

Таким образом, инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов.


Заключение

Таким образом, инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Несмотря на официальное признание России страной с рыночной экономикой, по сути она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных и институциональных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность перманентной угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует автоматическому воспроизводству в них внутренних системных дисбалансов, происхождение которых различно. Достигнув границы меры, накопленное в той или иной подсистеме неравновесие вызывает к действию силы, восстанавливающие баланс. Одной из таких мощных балансирующих сил является открытая инфляция.

Инфляционный процесс представляет собой межвременное, динамическое единство накопления инфляционного потенциала и открытой инфляции. Поскольку жесткого взаимодействия между ними не существует, у общества всегда существует выбор в некоторых границах, позволяющий снизить или усилить инфляционное давление на экономику в будущем. Если же обществу не удалось с помощью разумного управления стерилизовать денежный навес, инфляционный потенциал рано или поздно вырвется на свободу, вызвав очередной инфляционный кризис.

Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7—10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.

 


Список литературы

 

1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2002.

2. Богомололов О.Т. Анатомия глобальной экономики. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Проспект, 2004.

4. Бункина М.К. Национальная экономика. – М.: Логос, Палеотип, 2003.

5. Елисеев А.С. Современная экономика. – М.: Дашков и К, 2004. –

6. Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М., 1995.

7. Журавлева Г.П. Экономика. – М.: Юристъ, 2004.

8. Золотухина Т. Укрепление национальной валюты и рост российской экономики // Вопросы экономики. 2004. № 6.

9. Кудрин А.Л. Инфляция: российские и мировые тенденции //Вопросы экономики. – 2007. - № 10. – С.4-27.

10. Куликов Л.М. Экономическая теория. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

11. Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике //Вопросы экономики. 2004. № 6.

12. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. – М.: ИНФРА-М, 2000.

13. Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики // Финансы и кредит. – 2006. - № 6.

14. Малкина М.Ю. Инфляционный процесс как единство накопления инфляционного потенциала и открытой инфляции // Финансы и кредит. 2005. № 24.

15. Михайлушкин А.И. Экономика. – М.: Высшая школа, 2004.

16. Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект //Вопросы экономики. – 2006. - № 1. – С. 39-49.

17. Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н., Дробышевская Т.А. Пути развития экономики России: теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2005.

18. Райзберг Б.А. Основы экономики. – М.: ИНФРА-М, 2002.

19. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2000.

20. Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007.

21. Сломан Дж. Основы экономики. – М.: Проспект, 2004.

22. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.

23. Экономическая теория /Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

24. Экономическая теория /под ред. Н.Г. Кузнецова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2007.

25. Ясин Е. Нефть, темпы, инфляция // Вопросы экономики. 2005. № 9.

 


Приложение

 

Таблица 1

Cоотношение денежного агрегата мо и индекса потребительских цен в российской экономике

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Кумулятивный прирост потребительских цен, % 20,2 42,6 64,1 83,8 105,3 122,3
Кумулятивный прирост денежного агрегата МО, % 57,4 119,4 186,8 331,0 476,7 540,2
Индекс опережения 2,84 2,81 2,91 3,95 4,53 4,42

Источник: Бюллетень банковской статистики. 2001. № 12 (91); 2002. № 12 (115); 2003. № 12 (127); 2005. № 9 (148).

Таблица 2

Обеспеченность экономики деньгами и уровень инфляции в России

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005
ВВП в рыночных ценах, млрд руб. 7 302,2 9 040,8 10 830,5 13 243,2 16 751,5 9 395  
Среднегодовая денежная масса, агрегат М2 млрд руб. 934,5 1 383,5 1 873,55 2 673,6 3 788 4 645,35  
Уровень монетизации экономики, М2/ВВП 0,202 0,128 2,91 0,153 0,173 0,226
Индекс потребительских цен (прирост цен, в % за год) 20,2 18,6 15,1 12 11,7 8  

Источник: Бюллетень банковской статистики (указ. номера).

 


[1] Экономическая теория /под ред. Н.Г. Кузнецова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2007. – С.281.

 

[2] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.249.

[3] Журавлева Г.П. Экономика. – М.: Юристъ, 2004. – С. 340.

 

[4] Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики // Финансы и кредит. – 2006. - № 6. – С.22.

 

[5] Кудрин А.Л. Инфляция: российские и мировые тенденции //Вопросы экономики. – 2007. - № 10. – С.14.

 

[6] Кудрин А. Л. Инфляция: российские и мировые тенденции //Вопросы экономики. – 2007. - № 10. – С.14.

 

 

[7] Куликов Л.М. Экономическая теория. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С.251.

 

[8] Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект //Вопросы экономики. – 2006. - № 1. – С.47

[9] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Проспект, 2004. – С.170.

 

[10] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.255.

 

 

[11] Кудрин А.Л. Инфляция: российские и мировые тенденции //Вопросы экономики. – 2007. - № 10. – С.26.

 



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Глава 3. Антиинфляционная политика в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Антиинфляционная политика в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)