Анализ основных технико-экономических показателей
Для более полного и глубокого анализа основных технико-экономических показателей деятельности предприятия сформируем таблицу. Таблица 1 «Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия»
Таблица 4.2 Уменьшающаяся прибыль проедприятия говорит о отрицальной динамике показателей его деятельности и о отрицательной перспективе развития предприятия на данном товарном рынке. Численность работающих выросла на 20% по сравнению с объемом реализации (-80%). Среднегодовая выработка на одного работающего составила в 2009 г. 4128,6 тыс. руб., что свидетельствует о снижении производительности труда в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 86 %. Среднегодовая выработка на одного работающего и одного рабочего в 2009 г. по сравнению с 2007 г. снизилась соответственно на 86% и 90%, в то время как численность работающих и численность рабочих в течение 3 лет выросла соответственно на 20% и 57%. То есть темп прироста численности рабочих на 19,23% (50%–30,77%) выше прироста выработки на одного рабочего за 3 года. В абсолютном же выражении выработка на одного рабочего в 2008 г. по сравнению с 2007 г. снизилась на 164,62 тыс. руб. Основное условие снижения выработки рабочих заключается в превышении темпов прироста численности рабочих (50%) над темпами прироста объема реализации (2,4%). Уровень рентабельности ЗАО «Ресурсконтракт» в 2008 г. достигал максимального значения за анализируемый период и составил 4,92 % . Однако в 2008-м и 2009-м годах уровень рентабельности по сравнению с 2007-м годом заметно снизился на 2,95% и 0,92% и составил 2,89% и 1,97% соответственно. Сокращение уровня рентабельности в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 2,03% обусловлено превышением темпа прироста полной себестоимости 2,5% ((1037,4/1012,5)·100-100) над темпом прироста прибыли от реализации 0,48% ((1067,4/1062,3)·100-100) за соответствующий период. Таким образом, исходя из проведенного анализа показателей ЗАО «Ресурсконтракт» делаем вывод о том, что в целом за анализируемый период предприятие функционировало достаточно нестабильно, о чем говорит снижение объема реализации и прибыли. Снижение производительности труда, о чем свидетельствует снижение выработки, а также тенденция заметного сокращения уровня рентабельности свидетельствуют о снижении эффективности методов управления предприятием, в частности, управления себестоимостью и сбытом продукции. Поэтому, чтобы не допускать значительного уменьшения эффективности деятельности предприятия, необходимо заблаговременно предугадывать и предотвращать все негативные тенденции, используя при этом все резервы повышения эффективности деятельности предприятия. Так как в главе 1.2 мы выяснили, что для ЗАО «Ресурсконтракт» рационально использовать комплкес маркетинга 5P+S, то расммотрим одно из важныч его составляющих – персонал. По поводу других сосотавляющих комплекса маркетинга сказано много, поэтому рассчитаем некоторые коэффициенты для персонала. 2.2. В структуре управления организацией выделяются следующие должности, приведем их в приложении. Главное действующее лицо – директор. Это профессиональный специалист, который осуществляет руководство деятельностью предприятия и принимает различные управленческие решения. В его подчинении находится коммерческий директор. Он принимает управленческие решения относительно формирования товарного запаса и организации процесса продажи. Главный бухгалтер принимает решения относительно ценовой политики магазина, целесообразности закупки товаров, проводит расчет и выдачу заработной платы, составляет финансовую отчетность, осуществляет взаимодействие с налоговыми и другими контролирующими органами. Главный бухгалтер является также ответственным за делопроизводство. Схема управления является смешанной и оптимальной с точки зрения масштабов компании и специфики основной деятельности, что обусловлено постоянным стремлением руководства организации использовать высокие управленческие и лидерские качества и в то же время принимать грамотные, обоснованные решения на основе мнения профессионалов (сотрудников функциональных подразделений) в узкоспециализированных областях, требующих специального образования, знаний и навыков. Недостатки данной структуры управления заключается в следующем: - чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали; - каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы. Эти недостатки влияют на уровень эффективности и качества работы предприятия, так как для достижения общей цели, миссии предприятия необходима помощь всех звеньев, а, если помимо общей цели есть ещё и свои узкие цели, это уже строит преграды в достижении общей цели предприятия. Качество работы управляющего персонала зависит от уровня образования, возраста и стажа работы. Проведем характеристику качественного состава работников магазина. Так как предприятие является достаточно большим, и имеет не один и не два отдела, характеристика будет проводиться по главному отделу- отделу продаж металла. В таблицах 2.2.1 и 2.2.2 рассмотрена качественная характеристика работников отдела. Из таблицы 2.2.1 видно, что численность работников с высшим образованием составляет 5 человека: 4 менеджера и начальник отдела.
Таблица 2.2.1 Характеристика работников ЗАО «Ресурсконтракт»
На основе квалификационного справочника можно рассчитать коэффициент соответствия образования служащих занимаемым должностям по формуле: (2.2.1) где Чсоот – численность служащих, уровень образования которых соответствует занимаемым должностям – 4 человека; Чобщ – общая численность служащих по данной функциональной группе – 4 человека. 1 или 100%. Соотношение численности служащих, имеющих высшее и средне-специальное образование в целом по предприятию: В том числе по аппарату управления: Таким образом, все работники аппарата управления имеют образование, соответствующее занимаемой должности. Коэффициент соотношения численности служащих, имеющих высшее образование и средне-специальное по аппарату управления, составляет 0,2. Таблица 2.2.2 Характеристика работников ЗАО «Ресурсконтракт» по возрасту и стажу работы
По возрасту самое большое количество работников составляет в возрасте 41-50 лет, отсальные по одному либо вообще не имеются в отделе. Стаж работников предприятия можно отнести к высокому, так как работают 4 человека со стажем 11-15 лет, 1 человек со стажем 6-10 лет. Так же по возрасной группе показано, что среди работников есть пенсионеры. Качественная характеристика работников по стажу работы на предприятии зависит от интенсивности движения кадров. Информация о приёме и увольнении работников магазина представлена в таблице 2.2.3.
Таблица 2.2.3 Сведения о среднесписочной численности, приёме и увольнении служащих ЗАО «Ресурсконтракт»
Продолжение таблицы 2.2.3
Таким образом, на исследуемом торговом предприятии интенсивность движения кадров низкая. За три года было принято 0 людей. Коэффициент оборота по приему составлял 0,16 в 2007 году, далее коэффициент равнялся нулю. Выбыло за 3 года 1 человек. Наибольшая интенсивность движения кадров происходила в 2007 году, так как в этом году был принят менеджер в связи с нехваткой кадров. Коэффициент текучести составил 0,01. Соответственно кадры на предприятии постоянные. Основная причина увольнения – по сокращению (см. табл. 2.2.4). Среди уволившихся за три года 1 человек мужчина до 30 лет по сокращению.
Таблица 2.2.4 Основные причины увольнения служащих в 2007-2009 годах
Техническое обеспечение управленческого труда оказывает существенное влияние на эффективность управления предприятием. Характеристика технических средств, имеющихся в распоряжении аппарата управления ЗАО «Ресурсконтракт», представлена в приложении 3. В распоряжении работников АУП предприятия имеются следующие средства: 1. Канцелярские товары. 2. Основная часть документов, создаваемых в аппарате управления, изготавливается на компьютерах. В распоряжении работников АУП имеется шесть современных компьютера. 3. Средством копирования и размножения документов служит копировальный аппарат, установленный в отделе. 4. Имеются следующие средства обработки информации: адресовальные и штемпелевальные средства, средства скрепления и склеивания документов. 4. Для хранения, группировки и поиска документации используются специальные шкафы, секционные и подвижные стеллажи, различного рода компьютерные системы. 5. Из средств передачи информации имеется 4 телефакса и 8 телефона. 6. Средства вычислительной техники: калькуляторы и ЭВМ. Работники АУП обеспечены современными техническими средствами управления на общую стоимость 354,4 тыс. руб. Стоимость средств оргтехники на одного человека аппарата управления: 354,4/5 = 70, 88 тыс. руб. В то же время, у работников АУП отсутствуют специальные программы, обеспечивающие эффективное выполнение основных функций: планирование, анализ, исследования рынка. Важным элементом рациональной организации процесса управления является нормирование труда. Затраты рабочего времени изучаются при помощи фотографии рабочего дня (см. приложение 4). На основе данных самофотографии рабочего времени начальника отдела проведем анализ уровня организации труда работников АУП. Таблица 2.2.5 Количественная оценка уровня организации труда работников АУП
Технология движения документов при разработке управленческих решений рассмотрена в таблице 2.2.6. Таблица 2.2.6 Оперограмма движения и обработки документа
Оценку эффективности организации процесса управления на предприятии могут дать опросы самих работников аппарата управления. На основании опросных листов, представленных в приложениях 5 и 6, проведен опрос работников АУП в составе 4 человек. Результаты опроса свидетельствуют о том, что все работники в полной мере представляют свою роль в структуре управления, знают свои функции и обязанности, обеспечены техническими средствами труда. Психологическая обстановка в коллективе способствует плодотворной работе и не вызывает сложностей при принятии оперативных решений. Для высокой производительности управленческого труда необходимо, чтобы были созданы благоприятные режим и условия труда. Рассмотрим соблюдение требований к организации рабочих мест АУП торгового предприятия. Рациональная организация рабочего места менеджера обеспечивает создание в управленческой деятельности максимальных удобств и благоприятных условий труда, повышает содержательность работы. В кабинетах руководства торгового предприятия установлена офисная мебель. Каждый работник имеет свое рабочее место, оснащенное соответствующей оргтехникой (см. приложение 3) На рассматриваемом предприятии рабочее место организовано следующим образом: столы расставлены так, что сотрудник сидит лицом к двери, спиной к стене и видит окно боковым взором. Цвет стола – коричневый, он не утомляет и создает рабочее сосредоточенное настроение, форма стола - криволинейная угловая, площадь стола – 2,5 кв.м. Монитор на столе располагается в метре от сотрудника, также рядом с монитором стоят цветы для поглощения вредных лучей. Стул достаточно жёсткий и просторный, спинка стула высокая – для расслабления спины. Для полноценной работы сотрудника используются навесные полки и тумбочки на колёсах, находящиеся на расстоянии вытянутой руки. В дневное время суток офисы освещаются дневным светом, в вечернее время – светильниками с галогенными лампочками. Их свет более естественен и гораздо меньше утомляет глаза и нервную систему. Исследование санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах выявило, что в холодный период времени года температурный режим не соответствует нормативному значению. Режим труда и отдыха на предприятии установлен для разных категорий работников. Директор и заместитель директора имеют ненормированный рабочий день и гибкий график выхода на работу. Начальник отдела и менеджеры имеют нормированный день, обедают и отдыхают в отведенное для этого время. Начальник отдела и менеджеры имеют график работы, в соответствии с режимом работы предприятия: с 8:00 до 17:00 в будни, суббота и воскресенье выходные дни. Таким образом, проведенный анализ организации управленческого труда выявил следующие моменты. По основным направлениям организация процесса управления на торговом предприятии может считаться рациональной. Но имеются определенные недостатки. В настоящее время все предприятия испытывают потребность в расширении аналитических работ, связанных с переходом к рынку, низкой эффективностью работы, разработкой перспектив развития, своевременной выработкой оперативных управленческих решений. В связи с этим автоматизация управленческих работ, приобретение специальных программ по исследованиям рынка, планированию и анализу становится объективной необходимостью. Санитарно-гигиенические условия труда не всегда соответствуют нормативным. В частности, в холодное врем года в рабочих кабинетах температура ниже рекомендуемой. Для стабильной работы предприятия необходимо особое внимание уделять его служащим, так как именно они играют главную роль в обеспечении непрерывной деятельности предприятия. Проведенный анализ позволяет систематизировать показатели, характеризующие эффективность управления предприятием. Для анализа системы и процесса управления на предприятии и оценки их эффективности используют коэффициенты, представленные в таблице 2.2.7. Таблица 2.2.7 Коэффициенты оценки эффективности управления
Продолжение таблицы 2.2.7
Проанализировав значения данных коэффициентов, можно сделать вывод о том, что система и процесс управления на данном предприятии рационально и эффективно организованы. Интегральный коэффициент организации труда управленческого персонала составил 0,73. Для полной оценки эффективности управляющей подсистемы и системы управления в целом, следует применять вспомогательные показатели, отражающие отдельные стороны указанной системы. К ним в частности можно отнести показатели, которые представлены в таблице 2.2.8. Таблица 2.2.8 Коэффициенты оценки эффективности управления по отделу кадров
приложение 3 Характеристика технических средств управления
Приложение 4 карта самофотографии рабочего времени
Должность главный бухгалтер__________________________________
Карта самофотографии рабочего времени (с перечнем элементов затрат труда) Должность главный бухгалтер
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |