Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЕАЛИЗМ МОЛЬЕРА, ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА



2020-02-03 158 Обсуждений (0)
РЕАЛИЗМ МОЛЬЕРА, ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Мольера в истории литературы принято относить к числу представителей классицизма.

И действительно, многие существенные черты творче­ства великого комедиографа свидетельствуют о его орга­нической связи с этим литературным направлением.

Однако, подчиняясь основным законам поэтики клас­сицизма, Мольер сумел использовать все реалистические возможности, допустимые в рамках этого направления, а в ряде случаев гениальный художник выходил из этих порой стеснительных для него рамок и создавал под­линно реалистические произведения и образы, сохраня­ющие своё значение и в наши дни.

Демократические симпатии Мольера, его смелое воль­нодумство, материалистические философские воззрения великого драматурга, прекрасное знание действительно­сти и правдивое её воспроизведение, обращение к народ-номуттатру, стремление воздействовать на жизнь обще­ства, изображая его тёмные стороны, - всё это вело к тому, что в творчестве Мольера росли и крепли черты реализма.

Типичность образов, умение найти в персонажах своих произведений наиболее существенные, социально обусловленные черты изображаемого им человеческого характера - эта основная черта реализма с большой си­лой выступает во всех лучших комедиях Мольера.

Многие образы, созданные им, обладали такой широ­кой типичностью, что переросли рамки своего историче­ского периода и приобрели мировое нарицательное зна­чение.

Своих «героев» Мольер окружает не вымышленной обстановкой, в какой действуют герои классических тра­гедий, - он помещает их в типичную жизненную среду, окружает типическими обстоятельствами. Чаще всего действие его комедий развивается в буржуазной семье («Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Отно­шения между главой дома и домочадцами, хозяевами и слугами, родителями и детьми, особенности речи, склад мыслей, обычаи французских буржуа того времени пред­ставлены в комедиях Мольера с верностью и живостью.

Мольер показывает себя подлинным мастером бы­товой детали. Вместе с тем перед нами предстаёт и более широкая картина социальных отношений того времени: отношения между представителями буржуазии и дворян­ства, отношение народа к церковникам и т. п.

В обличительном содержании комедий, в выборе по­ложительных персонажей отчётливо выступают демокра­тические симпатии Мольера.

Оружие смеха Мольер использовал в целях острой социальной сатиры. Это вело к предельному заострению создаваемых им образов, к гиперболизации, т. е. усиле­нию их ведущих черт (Гарпагон в комедии «Скупой», Тартюф в одноимённой комедиями др.).

Котагедии Мольера, обладая громадной силой разобла­чения, приобретали политическое звучание. Он беспощад­но разил в них носителей общественного зла - реакционе­ров, ханжей - церковников, насильников - аристократов, он восставал против тех явлений общественной жизни и быта, которые были враждебны народу. Это делало его ко­медии поистине народными.

Несомненным реалистическим достижением автора «Тартюфа» является живой, ярко индивидуализирован­ный язык действующих лиц его комедий. Мольер широко пользовался разговорной народной речью и свободно вводил её не только в весёлые фарсы, но и наиболее «серьёзные» и «высокие» свои комедии, подобные «Тартюфу», «Мизантропу», «Дон-Жуану».

Реализм Мольера явился вершиной художественных достижений французской литературы того времени. Твор­чество Мольера оказало большое влияние на развитие всей западноевропейской реалистической литературы.

Однако, стремясь бичевать и поучать, Мольер, как и большинство писателей того времени, ещё не мог возвы­ситься до обличения самой основы зла - социального порядка, основанного на безжалостной эксплуатации на­родных масс.

Некоторая ограниченность, свойственная представите­лям классицизма, сказывается и в изображении Молье­ром человеческих характеров. Это отмечал Пушкин, ука­зывая на превосходство шекспировского реализма:

«Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Молье­ра, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков... У Мольера скупой - скуп и только».

Резкое деление героев на положительных и отрица­тельных, введение «резонёров», устами которых говорит сам автор, отчётливо выраженный назидательный харак­тер комедии также ограничивали реализм изображения.

Но эти черты отнюдь не снижают громадного значе­ния творчества Мольера, которое определяется не только силой воздействия его на развитие литературы, но и его влиянием на жизнь общества.

«Имя Мольера... велико и почётно, - писал В. Г. Бе­линский, - Мольер был воспитателем французского об­щества в самый интересный момент его развития, когда оно при Людовике XIV, окончательно расставшись с гру­быми формами средних веков, начало новую жизнь ума, анализа, критики. Комедии Мольера - сатиры в драма­тической форме, сатиры, в которых резкое остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глу­пость и подлость»1

Комедии Мольера типичностью своих образов, силой обличения пороков, возраставших на почве эксплуататор­ского общества, оказывали воспитательное влияние на ряд поколений. Они играли революционизирующую роль, обличая косные, реакционные взгляды и верования, про­свещая умы, возбуждая протест против различных форм угнетения личности. Не теряют они силы своего звучания и в наши дни.

Славные традиции Мольера служат образцом для прогрессивных писателей Запада. Как известно, оружие сатиры обладает громадной разящей силой в борьбе с поработителями и палачами народов, с тартюфами, при­крывающими свои хищнические замыслы лживыми фра­зами о братстве и помощи. И передовой литературе За­пада для успешной борьбы за мир, демократию и про­гресс в наше время особенно нужны Мольеры и Свифты.

-----------

1 В. Г. Б е л и н с к и й, «Школа женщин», сочинение Моль­ера, 1842.

 



2020-02-03 158 Обсуждений (0)
РЕАЛИЗМ МОЛЬЕРА, ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЕАЛИЗМ МОЛЬЕРА, ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)