Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II . Методико-исполнительский анализ сборника «Пьесы для фортепиано» Ж. Л. Металлиди»



2020-02-03 344 Обсуждений (0)
II . Методико-исполнительский анализ сборника «Пьесы для фортепиано» Ж. Л. Металлиди» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Музыку для детей писали многие выдающиеся музыканты, начиная с XVII века и до нашего времени. Они соединяли в своей деятельности функции композитора, исполнителя и педагога, что способствовало созданию специальных произведений для детского исполнительства.

Одним из первых таких музыкантов стал Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), творивший в эпоху барокко (1600 - 1750). Он создавал музыку специально для своих детей, ставя перед собой такую педагогическую цель, как  развитие музыкального слуха. Музыка Баха заимствовала многие духовные основы из церковной музыки, задачи которой во многом были воспитательными.  

К педагогическим сборникам Иоганна Себастьяна относятся «Нотная тетрадь  Вильгельма  Фридемана  Баха», «Инвенции»,  «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» и «Маленькие прелюдии и фуги».

Начиная с 30-х годов нового столетия творческая практика уходила всё дальше от барочного стиля, чей расцвет остался в 17 веке. Наиболее значительными композиторами эпохи классицизма (XVII—XVIII) являются В.А.Моцарт (1756 – 1791), Й. М. Гайдн (1732 – 1809), Л.Бетховен (1770 – 1827). Правда, специально для детей они не писали. Однако сонатины и сонаты Моцарта и Гайдна являются обязательными в репертуаре детей, учащихся в ДМШ.

Музыка для детей также создавалась в эпоху романтизма (1800—1910), в которой появляется особое отношение к миру ребенка, детству, как проявлению чистого, неискушенного, безыскусного. Созданные в этот период сборники не только предназначаются детям, но и по своему содержанию близки и понятны им. В музыке отображается круг образов из детского мира: это и сказки, и игрушки, и фантастические существа, образы добра и зла, подвижные игры, различные переживания, состояния, глубокие чувства. Также часто композиторы использовали танцевальные жанры, песни из фольклора, образы природы, семьи.

Такой разнообразный образный мир представлен  в созданном в эту эпоху «Альбоме для юношества» ор.68 (1848)  Роберта Шумана (1810 – 1856). В этом сочинении автор сочетал высокую художественность со строгим, точным и целесообразным отбором музыкально-выразительных средств. Так, рядом с привычными названиями — «Хорал»,  «Маленький этюд», «Маленькая фуга» — встречаются и совсем необычные: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы»,  «Первая утрата», «Отзвуки театра», «Шехеразада».

Для детей писали и другие композиторы: фортепианный цикл К. Дебюсси «Детский уголок»; М. Равель «Матушка гусыня», пьесы для фортепиано по сказкам Перро; сборник Б. Бартока «Первые шаги за фортепиано», а также многие русские авторы, от А. Гречанинова, С. Прокофьева и В. Ребикова до С. Майкапара, А. Гедике, Е. Гнесиной, Дм. Кабалевского и др. Известны детские циклы С. Гаврилова «Герои сказок», «Ребятам о зверятах», «Для самых маленьких», Д. Шостаковича «Альбом фортепианных пьес для детей».

 

Хотелось бы подробнее остановиться на цикле «Пьесы для фортепиано. Этот сборник разделен на 3 части – произведения для младших классов ДМШ, средних и старших, то есть по степени трудности. Всего 22 разнохарактерные пьесы, которые связаны между собой схожими образами, настроениями, сюжетами, которые доступны и интересны детям.

В целом, пьесы пронизаны светлым чувством радости, легкости, доброты, поэтому в сборнике преобладают мажорные тональности.  Но также есть и такие пьесы, которые вносят чувство легкости грусти. Например,  «Осенний пейзаж»,  «Песня старой сосны»,  «Кискино горе», «Осенью»,  «Воробьишкам холодно»,  «Грустный напев»,  «Мама заболела».

В альбоме представлена богатая палитра различных настроений, характеров, эмоциональных состояний. Но вместе с тем, прослеживаются и общие черты, что позволяет объеденить пьесы в группы.  Можно выделить:

· пьесы-пейзажи («Дождик», «Осенью», «На лесной полянке», «Утро в горах», «Весенняя песенка», «Осенний пейзаж», «Песня старой сосны»)

· пьесы-портреты, которые подразделяются на образы людей («Маленький путешественник», «Мама заболела», «Маленькая балерина», «Дразнилку», «Грустный напев» ) и образы животных

 («Мой конь», «Кискино горе», «Воробьишкам холодно», «Птичий концерт»).  Всем животным присущи человеческие качества. Они могут грустить, петь песни, прыгать,  чувствовать, выражать свои эмоции. Благодаря этому, детям будет понятно психологическое и эмоциональное состояние образов  в пьесах.

· Жанровые пьесы («Непослушный мячик» (токкатина), «Марш с колокольчиками», «Интермеццо», «Юмореска», «Токката».

· Отдельно следует выделить трехчастную Сонату С-dur.

Просмотрев этот сборник, можно увидеть, что Жанна Лазаревна в каждой пьесе создала не только интересный образ, но и большое разнообразие штрихов, фактуры, ритма, педализации, что, безусловно, поможет исполнительскому росту юному музыканту.

Так, в первом разделе, пьесы в основном построены на одном штрихе – non legato, staccato, legato, встречаются залигованные ноты, где второй звук береться на staccato, форшлаги, которые помогают передать характер таких произведений, как «Воробьишкам холодно», «Маленькая балерина».

Во второй части сборника произведения увеличиваются по размеру, вводится разнообразие штрихов, динамики.

В третьей части появляются пьесы, сложные в полифоническом смысле («Интермеццо», «Песня старой сосны»), где от ученика требуется выделение мелодического верхнего голоса, разделения фактуры с одновременной игрой на legato. Причем в «Интермеццо» это усложняется за счет быстрого темпа – Allegro agitato.

Также, в пьесах для старшеклассников встречается крупная техника (аккорды, двойные ноты), перекладывание мелодической линии из одной руки в другую, ритмические сложности (игра 2 на 3, секстоли, септоли, синкопы), длинная трель, частая смена характера в одной пьесе. Появляется более сложная педаль, которая создает особый колорит, наслоение звучаний («Юмореска») – черты импрессионизма.  

В третьей части появляются и достаточно сложные кантиленные произведения, построенные на приеме legato («Грустный напев», «Утро в горах», «Осенний пейзаж»,  2 часть Сонаты).Такие пьесы очень важно включать в репертуар учащихся ДМШ.

Остановимся подробнее на некоторых пьесах каждого раздела. Наша задача – выявить образные особенности, технические трудности, которые могут возникнуть у исполнителя и способы их преодоления.

 



2020-02-03 344 Обсуждений (0)
II . Методико-исполнительский анализ сборника «Пьесы для фортепиано» Ж. Л. Металлиди» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II . Методико-исполнительский анализ сборника «Пьесы для фортепиано» Ж. Л. Металлиди»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)