Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансы фондов обязательного медицинского страхования в РФ



2020-02-03 173 Обсуждений (0)
Финансы фондов обязательного медицинского страхования в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




                                     и расходы фонда.

 

Чтобы избежать чрезмерной декларативности обязательств по базовой программе ОМС, она должна рассчитываться как минимальный социальный стандарт в виде минимального норматива финансирования на одного жителя. Этот норматив должен быть ориентиром для расчета территориальной программы ОМС.

За выполнение базовой программы отвечают федеральные органы управления и финансирования здравоохранения. Дополнительный объем государственных гарантий в виде территориальной программы ОМС утверждается законодательным собранием субъекта федерации вместе с финансовым обеспечением.

Принцип утверждения базовой программы с гарантированным финансовым обеспечением означает, что при нехватке средств следует менять объем социальных обязательств и искать внутренние источники экономии. Это требует разработки нескольких вариантов программы и их корректировки в зависимости от приятных сценариев развития.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы ОМС определяется как разница между стоимостью этой программы и взносами на ОМС работающих. Размер бюджетных поступлений для реализации территориальной программы ОМС должен определяться договором между администраций области, администрациями муниципальных образований и ТФОМС. Объем бюджетного финансирования видов медицинской помощи и программ развития здравоохранения, не включенных в программу ОМС, утверждается дополнительно.

Если территория не может собрать взносы на ОМС с  работающих и неработающих в размере, необходимом для достижения минимального норматива финансирования базовой программы, то Федеральные органы должны предоставить субвенцию на развитие здравоохранения.

Порядок выравнивания условий финансирования минимальных государственных гарантий уже сейчас должен стать одноканальным.

Искусственное разделение бюджетной и страховой части здравоохранения ведет к тому, что нередко получателем федеральных субвенций по линии ОМС оказываются территории, которые не собирают взносы на ОМС неработающих. Далеко не всегда это отражает нехватку бюджетных средств. Возможна ситуация, когда администрация субъекта федерации не хочет передавать средства в ТФОМС. В последнем случае федеральный фонд ОМС замещает территориальный бюджет федеральными субвенциями.

Нельзя признать обоснованными попытки искусственно расширить круг социально значимых заболеваний для исключения их из территориальной программы ОМС (например, онкологических, кардиологических заболеваний).

Сосуществование двух программ и двух источников финансирования ведет к разрыву связей между отдельными учреждениями и уровнями помощи, не позволяет понять  роль первичного звена, которое должно быть материально заинтересовано в раннем выявлении этих заболеваний. Независимо от того, кто контролирует деньги, программа ОМС должна строиться как единая система обязательств государства в отношении предоставления медицинской помощи населению.

За пределы консолидированной территориальной программы ОМС следует выводить лишь те виды помощи, которые требуют прямого государственного управления, прежде всего связанные с социально опасными заболеваниями. Соответственно необходимо сузить круг программ развития здравоохранения, финансируемых из бюджета, увязав их с наличными финансовыми ресурсами.

Сумма финансовых средств на реализацию территориальной программы ОМС, а также на покрытие прямых затрат на нужды здравоохранения по линии органов управления здравоохранением и местных администраций составляет основу консолидированного государственного заказа на оказание медицинских услуг населению и развитие здравоохранения. Он формируется органом управления здравоохранением, финансовым управлением исполнительной власти субъекта федерации совместно с органами местного самоуправления и ТФОМС[12].

Расходы фондов ОМС направлены на:

- финансирование территориальных программ ОМС (2003 г.- 142783 млн. руб.,2004г.-180433млн. руб.)[13]

-финансирование целевых программ ОМС и отдельных мероприятий по здравоохранению(2003 г-600 млн. руб.,2004 г.-690 млн. руб.)[14]

-финансирование отдельных мероприятий по здравоохранению (2003 г.-3775 млн. руб., 2004 г.-3733 млн. руб.)[15]

 -финансирование научных исследований в области обязательного медицинского страхования (2003 г.- 4 млн. руб., 2004 г.- 4 млн. руб.) 

-компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования (2003 г.- 40 млн. руб., 2004 г.- 40 млн. руб.)

Таким образом, фонды ОМС играют важную роль в финансировании здравоохранения, они направляют средства на: развитие медицинского страхования, содержание различных видов лечебных учреждений и т.п.

         

          Глава 3 . Проблемы медицинского страхования в России

                           Возможные пути выхода

 

В настоящее время система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации представляет собой явно неэффективный финансовый инструмент обеспечения государственных гарантий охраны здоровья граждан. Система ОМС, в ее современном виде не способна удовлетворить потребности личности, общества и государства в медицинской помощи. Следствием чего является высокая смертность, низкая производительность труда, высокие потери по нетрудоспособности, снижение обороноспособности страны.

За последний год, в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», в стране созданы объективные предпосылки и необходимые условия для осуществления радикальной модернизации системы ОМС, целью которой должно стать адекватное удовлетворение потребностей личности и общества в услугах здравоохранения и потребностей государства в росте производительных сил, обороноспособности и безопасности, при соблюдении принципов солидарной ответственности социальной справедливости.

В настоящее время в системе ОМС существует ряд проблем. В том числе это недостаточное финансирование, отсутствие единой системы стандартов медицинской помощи и контроля качества оказания медицинской помощи, отсутствие персонифицированного учета.

Вопросы совершенствования и доступности медицинской помощи населению приобрели в последнее время особое значение. Назрела необходимость модернизации обязательного медицинского страхования, требуется принятие неотложных мер по обеспечению россиян равнодоступной и качественной медицинской помощью, а также по профилактике заболеваний.

Гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. Как отмечал Президент РФ В.В. Путин, по каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены гарантированные государством базовые стандарты оказания медицинской помощи с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарственных средств.

Определяющей возможностью дальнейшего реформирования системы ОМС является построение единой системы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи. Пока не сформирован единый методологический подход к организации персонифицированного учета. Вариативность сложившихся процессов предопределила различия в подходах к учету медицинской помощи. Еще более затрудняет осуществление персонифицированного учета отсутствие единой системы идентификации граждан.

Внедрение персонифицированного учета медицинской помощи в системе ОМС является основополагающим, т.к. только на уровне индивида представляется возможным связать воедино все существующие информационные потоки, целостно отражающие различные аспекты деятельности системы ОМС, а также предусмотреть интеграцию новых информационных потоков. На современном этапе существует необходимость сбора и обработки огромных массивов медико-экономической информации, используемой при анализе, прогнозировании и оптимизации расходов на медицинскую помощь. Очевидно, что без организации единого информационного пространства и создания единой информационной системы отрасли решить эти задачи невозможно.

С целью решения проблем на уровне информационных взаимодействий Федеральным фондом ОМС разработана и утверждена правлением ФОМС Концепция информатизации системы ОМС на 2008—2010 гг., которая освещает различные аспекты создания единого информационного пространства системы ОМС на принципах персонифицированного учета медицинской помощи.

Модернизация отрасли требует, в том числе, изменения сложившихся механизмов финансирования. В 2007 г. Федеральным фондом ОМС за счет средств федерального бюджета начато финансирование плотного проекта в сфере здравоохранения, направленного на повышение качества услуг с ориентацией на конечный результат, целью которого является переход на преимущественно одноканальное финансирование. Средства на эти цели предусмотрены и в бюджете 2008 г.

Реализация страховых принципов сформировала новые методы медико-экономической оценки предоставляемой медицинской помощи, в частности систему вневедомственного контроля ее качества. Российский и международный опыт подтверждает, что введение страховых механизмов ОМС должно обеспечить изменение принципов организации финансирования здравоохранения.

Для достижения принципа предоставления медицинской помощи определенного уровня и объема, обеспеченной конкретным целевым источником финансирования, необходимо, прежде всего, увеличить тариф на ОМС, что соответственно повлечет увеличение налоговой нагрузки, но этот вопрос находится в компетенции Правительства РФ.

С целью привлечения дополнительных средств в систему ОМС необходимо ввести новые механизмы управления расходными обязательствами, определив стоимость страхового года. Требуется введение понятия “стоимость страхового года” как суммы денежных средств, подлежащей уплате в территориальный фонд ОМС страхователем за застрахованное лицо либо самим застрахованным в текущем году на обеспечение оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Стоимость страхового года должна устанавливаться высшим органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, определяемом Правительством РФ.

Таким образом, основная проблема медицинского страхования – недостаточное финансирование и отсутствие контроля и качества медицинского страхования. Можно сказать, что страховую медицину искусственно держат на голодном пайке, существенно сокращая возможности улучшения качества медицинского обслуживания.

                               

                                

                               

                        

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                    

Несмотря на то, что медицинское страхование как впрочем, и все другие виды страхования в России за последние 10 лет сделало огромный шаг вперед, мы все еще отстаем от развитых стран по этому показателю. И поэтому, как и для многих других сфер экономики, пришедших к нам после перестройки, для страхования в России открываются огромные возможности для развития. Медицинское страхование имеет также очень важное значение для развития российской системы здравоохранения и медицины. 

Вся система медицинского страхования создается ради основной цели - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

В своей работе я хотела бы подвести итог.

 Исследовав сущность фондов ОМС, а также их роль в финансировании здравоохранения, можно сделать вывод о том, что фонды ОМС играют важную роль в нашей жизни. Ведь фонды ОМС – это государственные учреждения, которые  не только осуществляют государственную политику в области ОМС, но и обеспечивают финансовую стабильность в сфере ОМС.

Я считаю, что с помощью фондов ОМС можно улучшить систему здравоохранения и повысить качество медицинского обслуживания.

 Согласно высказыванию В.В.Путина, гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть понятны и известны, что по каждому заболеванию должно быть выработано и утверждены определенные стандарты оказания медицинской помощи с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарственных средств – это действительно нам необходимо.

В современных страховых системах под профилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, но отнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения.

Ограничение финансовых возможностей государства, вызванное общим замедлением темпов роста производства, при нарастании бюджетного дефицита сделало невозможным обеспечение необходимых расходов на здравоохранение только за счет государственных фондов.

 

 

       

 

 

 

           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно – правовые источники

1.Закон РФ О медицинском страховании граждан в РФ ст.27

2.Закон РФ от 28.06.91 г. 1499-1

3. Налоговый кодекс РФ гл. 24 ст. 234

4.Постановление  Верховного совета РФ от 29.07.98. г.№857

5.Постановление Верховного совета РФ от 24.02.93. г.№4543-1

Учебники, монографии, статьи

6.Артюнина Г.П.Основы медицинских знаний. – М.: Академический аспект,2005

7.Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах. – Ростов – на - Дону,2006

8.Вещунова Л.Н.Бухгалтерский учет в страховых организациях. М.:Проспект,2007

9.Годин А.М. Бюджетная система РФ. - М.: Дашков и К,2007

10.Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика,2006

11.Левант Н.А. Организация медицинского страхования в России, М, 2004

12.Поляк Г.Б. Финансы. – М.: Юнити,2007

13.Романовский М.В. Финансы и Кредит. – М.: Высшее образование,2007

14.Сахирова Н.П. Страхование. – М.: Проспект, 2006

15.Финансы России в 2006 г - стат.сб.

16.Шахова В.Р. Страховое право. – М.: Юнити,2005

Периодические издание

17.Шишкин С.В. Организация финансирования и управление здравоохранением в регионах России в 2006 г. – М.,2007

18.Вилютнева И.Л. Финансирование муниципального здравоохранения./Финансы №10 (22),2007

19.Рейхарт Д. Система ОМС – от стабилизации к эффективному развитию./Медицинский вестник №32 (47),2007

20.Федорова Т.А. Медицинское страхование и защита здоровья населения./Финансы №10(48),2008

 

 


                                                                                               Приложение 1

                                          

Распределение территориальных моделей ОМС, различающихся

   по роли страховых медицинских организаций

 

2020-02-03 173 Обсуждений (0)
Финансы фондов обязательного медицинского страхования в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансы фондов обязательного медицинского страхования в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему молоко имеет высокую усвояемость?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)