Проблема формирования гражданских наций в странах ближнего зарубежья.
Специфика переживаемого периода такова, что в современных условиях основная угроза национальной безопасности России исходит не столько извне, сколько от различных деструктивных сил внутри страны. К наиболее опасным факторам, наряд с затяжным и глубоким экономическим и социальным кризисом, относится и кризис национальной политики государства в целом. Отсутствие единой концепции национальной политики по
27. Специфика формирования и функционирования диаспор в странах ближнего зарубежья. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в нашей стране на рубеже 90-х годов представляют собой сложную, противоречивую картину. Одним из просчетов национальной политики России является забвение фундаментального понятия науки и реальной практики - диаспоры, приобретшей чрезвычайную значимость и переживающей, на наш взгляд, ≪второе≫ рождение. Термин диаспора имеет греческое происхождение (diaspora) и обозначает
28. Русский язык в странах ближнего зарубежья: статус, воспроизводство, перспективы. Русский язык был и продолжает оставаться одним из мировых языков, однако в конце XX столетия в области функционирования русского языка как мирового в ряде стран и регионов в силу различных причин обозначились тревожные тенденции. В самом сложном положении русский язык оказался на постсоветском пространстве. С 1ой стороны, по ист инерции он до сих пор там играет роль яз межнационального общения. Русским языком в ряде стран СНГ продолжают пользоваться в деловых кругах, финансовой и банковской системах, в некоторых госструктурах. В Белоруссии, Украине и Казахстане, более 70% населения свободно владеют русским яз. Около 30 % свободно говорят по-русски в Армении, Грузии, Литве и Таджикистане. В Киргизии, Латвии, Молдавии и Эстонии, несмотря на доминирование яз титульной нации, четверть населения назвала рус яз общения. Родным рус яз в СНГ и Балтии считают 23,5 миллиона человек. С др стороны, идет процесс (в посл вр замедлился, но не приостановлен) разрушения русскояз пространства, последствия которого начинают ощущаться. Особенно быстро сокращается число владеющих рус яз среди молодого поколения многих бывших сов респ. Результат внедрения яз титульных наций в качестве единственного гос - постепенное вытеснение рус яз из общест-пол и хоз жизни, области культуры, средств массовой инф. Сокращаются возможности получения образования на рус яз. Меньше внимания уделяется его изучению в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, обучение все чаще ведется на яз титульных наций. Наиболее доступно высшее образование на рус яз в Белоруссии, Казахстане, Украине и Молдавии. Общая тенденция сужения сферы применения рус яз в национальной высшей школе. Это затрагивает права миллионов наших русских, в результате распада СССР оказавшихся за рубежом, не отвечает и нац интересам новых независимых государств. Ошибочная языковая политика может вызвать серьезные затруднения в развитии сотрудничества как в рамках СНГ (экономическая и научно-техническая интеграция, формирование единого образовательного пространства и т.д.), так и в сфере взаимных двусторонних отношений. Значение нац яз для взаимодействия культур, народов и цивилизаций резко возросло в информационную эпоху ХХI века. Развитие и удовлетворение нац-кул запросов, соблюдения гражданских прав и свобод, обеспечения равных возможностей для носителей языков — задача законодательного закрепления статуса рус яз. Особую актуальность и важность приобрела проблема в странах СНГ и Балтии русскому языку особого статуса. Это ключевой фактор сохранения его позиций. Фонд «Русский мир» создан указом Путина 2007. Осн цели Фонда - популяризация рус яз и поддержка программ изучения рус яз в РФ и за рубежом, развития межкультурного диалога и укрепления взаимопонимания между народами. Ключевыми структурами, обеспечивающими реализацию основных проектов Фонда в странах ближнего и дальнего зарубежья являются Русские центры. Огромную работу по поддержке и развитию русского языка на постсоветском пространстве выполняет МИД России и его загранучреждения. Постоянные контакты МИД России с рядом ведомств, учреждений и общественных организаций способствуют повышению эффективности проводимых мероприятий по продвижению рус яз.. Воссоздание в 2002 Совета по русскому языку при Правительстве РФ => складывается определенная система распространения и поддержки рус яз в зарубежных странах. Комиссия Совета «Русский язык в странах СНГ и ближнего зарубежья; русский язык как мировой; русский язык в дальнем зарубежье», объединяющая усилия различных ведомств и организаций в проведении крупномасштабных мероприятий (конгрессы Международной ассоциации преподавателей рус яз и литературы, международные конференции и семинары по проблематике рус яз и литературы, международные олимпиады школьников по рус яз). Принятие Федеральной целевой программы «Русский язык». Российскими загранучреждениями – поддержка рус яз (сбор и обобщение информации о положении рус яз, поддерживают контакты с кафедрами русистики и славистики, русскоязычными СМИ, организациями выпускников российских вузов и русскоязычной диаспоры, оказывают содействие в организации курсов). Государственный институт рус яз им. А.С. Пушкина имеет договоры о сотрудничестве более чем со 100 партнерами (университеты, кафедры русистики, славистики) за рубежом. Российское общество преподавателей рус яз и литературы. Центр развития русского языка, учр в 1999, международные мероприятия. 2008 года Указом Президента Российской Федерации было создано подведомственное МИД РФ Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Агентство участвует в расширении и активизации межрегионального и приграничного сотрудничества со странами СНГ. Проект Концепции федеральной целевой программы «Рус язык» на 2011-2015 годы. Задачи: обеспечение эффективного функционирования рус яз как основы развития интеграционных процессов в СНГ и его поддержка в среде соотечественников, проживающих за рубежом. Один из инструментов продвижения рус яз в странах Ближнего Зарубежья - проведение международных конгрессов и симпозиумов. Принимаемые по итогам их работы декларации и решения имеют своей целью инициировать развитие культурно-языковой политики на постсоветском пространстве. Однако принимаемые с целью интенсификации распространения рус яз государственные программы на практике часто оказываются неэффективны, что, прежде всего, связано с недостатком средств. Сложившаяся негативная ситуация вокруг рус яз в постсоветских странах в перспективе может быть исправлена, при способствовании сотрудничествf России в этом вопросе с бывшими сов респ на высшем гос уровне. РФ необходимо развивать существующие и создавать новые национальные проекты и программы, направленные на продвижение рус яз в странах Ближнего Зарубежья. Важное значение при реализации поставленной задачи имеет Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |