Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неполная презумпция 4)избыточная проверка



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Неполная презумпция 4)избыточная проверка 0.00 из 5.00 0 оценок




Дополнительные схемы нейтрализации.

Схема4.После [ж] , [ш] , [ц] (продукт противоречия между консонантизмом и вокализмом ,возникшего в результате отвердения [ж`] , [ш`] , [ц`])

Ударный а а о о э э и ы
1-й предуд а (ы) ы (а) ы ы

 

C хема5.В грамматических аффиксах после [С]/[С`] (продукт противоречия между фонетической и морфологической системами, ориентированного на сужение полей и нейтрализации)

 

Ударный а а ||’а о о||’о э э||’э и ы||’и
зауд С ъ ъ (и) ы ы (ъ)
зауд С’ ъ ъ (и) и и

 

22.Фонологический анализ речевого потока. Процедура анализа. Фонологический анализ, производимый слушающим для перехода от аллофонов к фонемам, носит творческий характер, вязанный с решением альтернативных задач. Он складывается из следующих этапов: 1.Анализ фонетической позиции аллофона. 2.В сильной позиции- прямой переход к фонеме; в слабой- формирование поля нейтрализации. 3.Максимально возможное сужение поля нейтрализации. 1-2.Анализ позиций и формирование полей нейтрализации. Наряду с реальными фонетическим окружением(звуки,паузы,ударения) здесь большую роль играют виртуальные единицы. Виртуальные паузы на границах относительных клитик и некоторых морфем 1)Формально сильные позиции[С] по звонкости/глухости 2)Ассимиляция по мягкости не может преодолеть виртуальную паузу, и по этому признаку позиция остается дифференцирующей 3)Виртуальная пауза, как и реальная, минимизирует степень редукции безударных гласных и объем соответствующих полей нейтрализации. Виртуальные нулевые морфемы и сильные морфемные границы(перед корнем) в различной степени тормозят слабые ассимилятивные процессы. Виртуальные(непроизносимые согласные,обнаруженные на месте фонетических нулей, могут существенно ослабить позицию соседнего звука. 3.Сужение полей нейтролизации Основной способ сужения полей нейтр-это проверка В зависимости от морфемного положения аллофона применяются 4 типа проверки ,различающиеся силой граммат. связей между проверяемым и проверочным словом:
Типы прверки морфемы ПР-1 Формы того же слова Пр-2 Производ слово ПР-3 Однокор слова ПР-4 С другим корнем
Корни + + + -
Аффиксы + + + +
Аффиксы вне осно - (+) (+) +

Поле нейтрализации может не поддаваться сужению или сужаться лишь частично: 1)отсутствие проверки и презумпции 2)неполная проверка

неполная презумпция 4)избыточная проверка

Во всех этих случаях конечная цель деятельности слушающего- определение фонемы- остается не достигнутой.Для него проблематичный звук реализует гиперфонему: недостаточную или избыточную.

 

23. Фонологический анализ речевого потока. Общая схема. Анализ[нуля] Фонологический анализ, производимый слушающим для перехода от аллофонов к фонемам, носит творческий характер, вязанный с решением альтернативных задач. Он складывается из следующих этапов: 1.Анализ фонетической позиции аллофона. 2.В сильной позиции- прямой переход к фонеме; в слабой- формирование поля нейтрализации. 3.Максимально возможное сужение поля нейтрализации Стратегия фонологического анализа слова и текста мотивируется консонантным характером русского языка: в начале определяются согласные фонемы , а затем гласные. Общая схема.  1.Фонетическая транскрипция 1)Затранскрибировать фонетическое слово(включая клитики) 2)Выделить морфемы 2.Определение С 2аПотенциальные фонетические нули 3).Последовательно нужно проанализировать [С], с учетом виртуальных пауз и проверки нуля, ослабляющей позицию. 2б.Затем идет позиционный анализ [С] 3.Определение[Г] 3а.Позиционный анализ. 4.Фонематическая транскрипция 1)записать фонемный состав каждого грамматического слова. 2)выделить морфемы. Анализ[нуля] 2аПотенциальные фонетические нули 1)Возможность[т` ll ноль] ,[д` ll ноль](в конце морфемы) 2)Возможность[с` ll ноль], [з` ll ноль](в начале морфемы) 3)Возможность[к` ll ноль], [т` ll ноль]( в конце морфемы) 4)Возможность[ j ll ноль]( в любом морфемном положении)    
24.Фонологический анализ речевого потока. .Общая схема. Анализ[С] Фонологический анализ, производимый слушающим для перехода от аллофонов к фонемам, носит творческий характер, вязанный с решением альтернативных задач. Он складывается из следующих этапов: 1.Анализ фонетической позиции аллофона. 2.В сильной позиции- прямой переход к фонеме; в слабой- формирование поля нейтрализации. 3.Максимально возможное сужение поля нейтрализации. Стратегия фонологического анализа слова и текста мотивируется консонантным характером русского языка: в начале определяются согласные фонемы , а затем гласные. Общая схема.  1.Фонетическая транскрипция                 1)Затранскрибировать фонетическое слово(включая клитики) 2)Выделить морфемы 2.Определение С 2аПотенциальные фонетические нули 3).Последовательно нужно проанализировать [С], с учетом виртуальных пауз и проверки нуля, ослабляющей позицию. 2б.Затем идет позиционный анализ [С] 3.Определение[Г] 3а.Позиционный анализ. 4.Фонематическая транскрипция 1)записать фонемный состав каждого грамматического слова. 2)выделить морфемы. .Определение С 1)Найти разложимые согласные звуки. Усл.разлож-ти стык морфем/возможность вставки беглого [Г]/любой долгий [ж] 2)сужение поля (проверка и / или презумпция простоты) 3)Для прямой проверки- характеристика чередования по схеме. 4)Вывод. 2аПотенциальные фонетические нули 3.Последовательно нужно проанализировать [С], с учетом виртуальных пауз и проверки нуля, ослабляющей позицию. При отсутствие нейтрализации (если надо снять ассимиляцию) При наличие нейтр-ии: 1) фонетическая позиция, нейтрализованные признаки, поля нейтрализации. 2) Если возможно- сужения поля 3) Для прямой проверки, не отвергаемой презумпцией,- характеристика чередования по схеме. 4) Вывод. 2б.Затем идет позиционный анализ [С]  
25.Фонологический анализ речевого потока. Общая схема. Анализ[Г] Фонологический анализ, производимый слушающим для перехода от аллофонов к фонемам, носит творческий характер, вязанный с решением альтернативных задач. Он складывается из следующих этапов: 1.Анализ фонетической позиции аллофона. 2.В сильной позиции- прямой переход к фонеме; в слабой- формирование поля нейтрализации. 3.Максимально возможное сужение поля нейтрализации. Стратегия фонологического анализа слова и текста мотивируется консонантным характером русского языка: в начале определяются согласные фонемы , а затем гласные. 1.Фонетическая транскрипция  1)Затранскрибировать фонетическое слово(включая клитики) 2)Выделить морфемы 2.Определение С 2аПотенциальные фонетические нули 3).Последовательно нужно проанализировать [С], с учетом виртуальных пауз и проверки нуля, ослабляющей позицию. 2б.Затем идет позиционный анализ [С] 3.Определение[Г] 3а.Позиционный анализ. 4.Фонематическая транскрипция 1)записать фонемный состав каждого грамматического слова. 2)выделить морфемы. Последовательно проанализировать [Г] с учетом виртуальных пауз и проверки нуля. При отсутствии нейтрализации(если надо снять аккомодацию). При наличии нейтр-и по алгоритму: 1)после Вирт.паузы-снятие аккомодации 2)фонет.позиция,схема нейтрализации,поле нейтрализации 3)если возможно- сужение поля. 4)При наличии проверки-характеристика всех качественных чередований 5.Вывод. 3а.Позиционный анализ[Г]  
26.Предмет, задачи, строение орфоэпии. История русского литературного произношения. Орфоэпия рассматривает фонетическую систему сточки зрения использования в обществе. Она не исследует фонетические законы, а устанавливает правила произношения. Предмет её уже предмета фонетики. Орфоэпия охватывает нормы: 1)императивные – только если велика вероятность ошибки; 2)диспозитивные – если возможен сознательный выбор варианта. Источники орфоэпических вариантов: 1)историческое развитие языка; 2)влияние нелитературной речи; 3)влияние письменности; 4)влияние иностранных языков. Функции произносительных норм: 1.Их соблюдение обеспечивает слушающему оптимальные условия для восприятия речи. 2.Их варьирование обеспечивает говорящему возможность построения выразительной речи. Задачи орфоэпии противоречивы: 1)поддержание культурной традиции; 2)учет тенденций развития фонологической системы. Средства решения задач: 1.Синхроническая. Произносительные стили: 1)высокий,2)нейтральный,3)разговорный. 2.Диахроническая. Культурно-исторические типы произношения. Последовательно сменяются друг друга через стадию сосуществования и конкуренции. Строение орфоэпии. Выделяют 4 раздела: 1.Орфоэпия С. 2.Орфоэпия Г. 3. Орфоэпия служебный морфем и слов. 4. Орфоэпия ударения.   церковнослав ЦСН старомосск СМН санктпетерб СПН старш/младш орф норм С/М ОН
27.Орфоэпия согласных звуков. Основной источник вариантности - развитие русской фонологической системы: усиление консонантизма + ослабление вокализма. Параметры усиления: 1.рост числа фонем; 2.рост числа сильных позиций; 3.Сужение объема полей нейтрализации; 4)упорядочение парадигмантики корреляций. церковнослав ЦСН старомосск СМН санктпетерб СПН старш/младш орф норм С/М ОН 1. [C]{C’] (+ <э>)? До начала 20 века позиция была слабой (обяз смягч = регрес акком: а и бе сидели на трубе) <С.C’> = [С’] Сон: появление [C](+ <э>) сначала в заимств лекз а зат и в иск. МОН: <C> (бэ, гэс, тэмп) <C’> (музей) <C>/<C’> (прогре/эсс, се/эссия) Тенденция: усил и стабил мягкостной корреляции 2 [C’C’]/[CC’] СМН больш позиций слабые (обяз смягч = регр акком), <C.C’> = [C’]. СПН значит отступ (источ с-русск говоры + влиян письм). СОН перестали смягч л,р (почти везде) [Cгуб, Сзуб (+С'з-яз)]. МОН перестают смягчаться Сзуб (+С'губ); [Cзуб (+л')];[CCC']. Тенденция - усиление позиций + упоряд-ие сист нейтр. 3 [C'губ]/[Сгуб] (+[C/C'/#]) CПН отвердение, <С'.C>=[C] (кров, сэм). СМН, СОН, МОН: отвердение только перед [C](нерегулярно) (симьсот <м> но сэмь<м'><в'><п'>) Тенденция: сохранение оппозиций 4 [ж'||ш']/[ж], [жд'][шт'] СМН, СОН: пожже, даже <ж'>. СПН,МОН: отверд + расщ фонемы, пожже <зж>, дожди, дождь ,<ж/шд'>. Тенденция: разрушение <ж'>, ослаб обоих корреляц.(≠ закону) 5. [ж']/[ж], [ц']/[ц] (в иноязыч словах). СОН жюри, жюльен. МОН чаще побежд отверд. Тенденция: включение заимствований в осн лексику. 6. [ш']/[ш'ч'ъ/[ш] СМН: [с/з/ш/ж + ч'= ш'] (регр ассим по 3 призн + прогр ассим по спос обр), щука, изящный. СПН 1) шчука, рашчоска(отсут регр ассим по мягк и прогр ассим, ассим по сп образ, влиян с-рус гов-в) 2) изяшный, сущность (то же + диэреза) 3) отверд только в помошник. Тенденции: усиление <ш'> + усил позиц 7. чьн/шн чьт/шт СМН регр диссим по сп обр. Тенденция: усиление шь + усил. позиц. 8 г/гамма. вытеснение гамма, стил окр (≠ закону) 9 к/х регр диссим по сп обр 10 с/ ноль непроизносимые с. постепенное убывание.
28. Орфоэпия гласных звуков. 1. о э Ист вариантности:1 нерег лабиализация, 2 заимствования ЦСН только э, СПН чаще э СМН СОН МОН 1 о 2 о/э 3 о=э Тенд:перераспред лексич и грамматич мат-ла. Основной источник вариантности в безударных слогах – ослабление вокализма. Параметры ослабления: 1.сокращение числа фонем; 2.уменьшение числа сильных позиций; 3.расширение полей нейтрализации; 4.неупорядоченность парадигмантики Схема 1.После #/(#) [Г]
Ударный слог <а> [á] <о> [ó] <э> [э\э] <и > [ú]
Безударные [а]([а]*) [а]([а]*) [и]([ы]*) [и]([ы]*)

Поля нейтрализации: [а]([‘а]) <а о>; [и]([ы]) <э и>;

Схема2.После твердых [С]

Ударный <а> [а] <о> [о] <э> [э] <и> [ы] <у> [у]
1-й предуд. [а] [а] [ы] [ы] [у]
Прочие пред. [ъ] [ъ] [ъ] ([ы]) [ъ] ([ы]) [у] ([ъ])
Заударные [ъ] [ъ] [ъ] [ъ] [ъ] ([у])

Поля нейтрализации: [а] <а о>; [ы] <э и>; [ъ] <а о и э у>;

Схема 3.После мягких [С`]

Ударный <а> [‘а] <о> [‘о] <э> [‘э] <и> [‘и] <у> [’у]
1-й предуд. [и] [и] [и] [и] [’у]
Прочие пред. [и] [и] [и] [и] [’у] ([и])
Заударные [и] [и] [и] [и] [и] ([‘у])

Поля нейтрализации: 1-й [и] <а о э и>; ост [ъ] <а о э и у>;

 

38.Развитие русской кириллицы. Преобразования кириллицы на русской почве диктовались как её исходным состоянием, так и последующим развитием знаковой и коммуникативной системы языка. Формальные изменения. 1.Упрощение начертаний букв а)последовательная смена почерков, обеспечивающая ускорение процесса письма: устав- полуустав- скоропись. б)с появлением книгопечатания – смена базы типографского шрифта: полуустав- гражданский алфавит. 2.Различение прописных и строчных букв. В древнерусском письме выделялись размерами только начальные буквы текста или заголовка, откуда термин заглавная буква. От строчных они отличались также наличием украшений, откуда термин прописная буква. 3.Замена большинства словесных названий букв гражданского алфавита слоговым по образцу латиницы. Новые названия, прямо связанные с фонемными функциями букв позволили упростить обучение грамоте.  
39. Устранение дублетности. Пополнение алфавита. 1.Постепенное устранение дублетных отношений между буквами: а)существовавших изначально б)возникавших в результате совпадения фонем. Процесс протекал непросто и не прямо. Случалось, что дублетные буквы вдруг возрождались к более или менее активной жизни. 2.Последствия падения редуцированных. 3.Последствия лабилизации
39. Устранение дублетности. Пополнение алфавита.
40.Русский алфавит. Центральным, системообразующим для алфавита является внешнее отношение между графическими и фонетическими единицами. Опыт подсказывает нам, что эти фонетические единицы – звуки. Но такому впечатлению противоречат следующие факты. 1.одному и тому же звуку могут соответствовать разные буквы. 2.одной и той же букве могут соответствовать разные звуки. В основе графической парадигмантики русского языка лежит фонемно-буквенный принцип ФБП, устанавливающий соответствия между буквами и стабильными фонологическими единицами – фонемами. Фонема реализуется звуком=звук реализует фонему. Фонема обозначается буквой=буква обозначает фонему. Типы соответствий между обозначаемыми объектами и буквами. Букв согласных фонем намного меньше, чем самих фонем, которые делятся на 2 класса: 1.согласные фонемы 1-го класса. 2.согласные фонемы 2-го класса. Букв гласных фонем больше,чем самих фонем, делятся они на 2 ряда: 1.буквы 1-го ряда соответствуют только своим фонемам. 2.буквы 2-го ряда соответствуют не только свои фонемам, но и силлабемам.  
41.Русский алфавит. Формальные парадигмантические отношения. Существует 2 вида формальных отношений между буквами: 1.Порядок букв с ФБП не связан и является чисто условным. 2.Начертания букв также абсолютно условны. Внутренние отношения по размеру и/или характеру начертания объединяют в рамках каждой буквенной графемы 4 аллографа: печатный прописной/рукописный прописной/печатный строчной /рукописный строчной. Внешние отношения устанавливаются не между графемами в целом, а между однотипными аллографами. 3.Названия букв, в отличие от порядка и начертаний, чаще всего не условны, а функционально мотифированны, т.е. опираются на ФБП. Они распадаются на слоговые(31) и словесные(2).  
42.Графическая система в режиме письма. Общая характеристика. Обозначение <С> Цель деятельности пишущего – закодировать цепочку фонем цепочкой графем, т.е. перейти от фонологической синтагматики к графической. Содержание деятельности: исходная цепочка разбивается на обозначаемые объекты (фонемы и силлабемы), каждый из которых обозначается одной или двумя графемами. Средства обозначения, необходимые для осуществления деятельности, предоставляет графическая парадигматика, т.е. система соответствий между обозначаемыми объектами и буквами. Конкретный характер деятельности зависит от типа соответствия (ос/нос), графической ситуации, в которой находится фонема или силлабема, и наличия/отсутствия графических нарушений. При однозначном соответствии осуществляется прямой переход от фонемы к букве. Не требуется выбора между различными средствами обозначения. Фонема полностью обозначается основной буквой и не нуждается в дополнительной графеме. Выделяются 2 ГС. ГС-1 (1й блок)  охватывает 5 согласных фонем 1-го класса в любой позиции. Это <ц> и все шипящие фонемы, кроме <ж’>. Находясь за пределами парадигматики, она может обозначаться только контекстуальными диаграммами на базе буквы Ж, причем различными ГС-2 <j> перед #, <С> фонема не может быть охвачена ГС-1, т.к., находясь перед гласными, входит в состав силлабем. Для нее однозначное соответствие действует только перед паузой и согласными фонемами. Именно эти позиции образуют базу для ГС-2 (также перед виртуальными паузами, отражающимися на письме дефисом, либо не отражающимся вообще). При неоднозначном соответствии обозначение фонем/силлабем обязательно требует учета позиции учета обозначаемого объекта и часто – использования дополнительных графем, выполняющих диакритические функции. ГС-3 (2й блок) согласная фонема 2 класса перед гласной фонемой Дефицит Бс компенсируется здесь избытком Бг. Поскольку для каждой гласной фонемы алфавит содержит по 2 буквы, они получают возможность заменять друг друга в зависимости от качества предшествующей согласной фонемы. я –(:а), ю – (:у), ы – (:и),– о (:ё||е), э – (:е). а –(:я), у – (:ю), и – (:ы), ё||е –(:о), е – (:э). ГС-4. Согласная фонема перед паузой, согласной фонемой Если фонема мягкая, после Бс2 пишется Ь, если твердая, то Ь(зачерк (Ъ)) Мель Ь(:Ъ) Мел Ъ(:Ь)  
43.Графическая система в режиме письма. Общая характеристика. Обозначение <Г> Цель деятельности пишущего – закодировать цепочку фонем цепочкой графем, т.е. перейти от фонологической синтагматики к графической. Содержание деятельности: исходная цепочка разбивается на обозначаемые объекты (фонемы и силлабемы), каждый из которых обозначается одной или двумя графемами. Средства обозначения, необходимые для осуществления деятельности, предоставляет графическая парадигматика, т.е. система соответствий между обозначаемыми объектами и буквами. Конкретный характер деятельности зависит от типа соответствия (ос/нос), графической ситуации, в которой находится фонема или силлабема, и наличия/отсутствия графических нарушений. ГС-5 (3й блок) гласная фонема после согласной фонемы 2го класса (ГС-5 – обратная сторона ГС-3). После ГС-3 обязательно следует ГС-5, а перед 5 обязательно находится 3. Следует обратить особое внимание на позиционные условия употребления буквы Ё: при обозначении <о> в безударном положении ее заменяет Е. Отсюда: Графема Ё имеет не 4, а 8 аллофонов. Буквы Е,е могут быть аллографами двух графем – Ё и Ё. При обозначении безударной <о> после С2 оппозиция О:Ё заменяется на О:Е. После С2’ могут соответствовать оппозиции Е:Э. ГС-6 Гласная фонема после паузы, гласной фонемы, силлабемы А (не Я), У (не Ю), И (не Ы), (О не Ё||Е), Э (не Е). При обозначении фонемы <о> в ударном слоге имеет место альтернатива О (не Ё), в безударном О (не Е) ГС-7 Гласная фонема после согласной фонемы 1го класса (кроме j) В тексте ГС-7 может появиться только после ГС-1. Но так же на ее месте могут находится 1,3,4,9  
44.Графическая система в режиме письма. Общая характеристика. Обозначение < j Г> Цель деятельности пишущего – закодировать цепочку фонем цепочкой графем, т.е. перейти от фонологической синтагматики к графической. Содержание деятельности: исходная цепочка разбивается на обозначаемые объекты (фонемы и силлабемы), каждый из которых обозначается одной или двумя графемами. Средства обозначения, необходимые для осуществления деятельности, предоставляет графическая парадигматика, т.е. система соответствий между обозначаемыми объектами и буквами. Конкретный характер деятельности зависит от типа соответствия (ос/нос), графической ситуации, в которой находится фонема или силлабема, и наличия/отсутствия графических нарушений. ГС-8 Силлабема после паузы, гласной фонемы, силлабемы Я(не Ь/ЪЯ), Ю, И, Ё||Е, Е. ГС-9 силлабема после согласной фонемы (кроме j) Ь/ЪЯ (не Я), Ю, И, Ё||Е, Е. В данной ситуации разделительный знак необходим, чтобы отличить ее от ГС-5, где все Б2г обозначают гласные фонемы, и от ГС-7, где представлены буквы И, Е. Разделительный знак отделяет букву гласной фонемы 2го ряда от буквы согласной фонемы, чтобы позволить ей обозначать не фонему, а силлабему. Перед силлабемой ГЗ-1 не действует.    
45. Графические нарушения в режиме письма. Графический анализ. Наряду с написаниями, отражающими графические закономерности, в процессе письма появляется немало графических нарушений. Это обусловлено 3мя факторами: 1. Неполнота самой графической системы: исключение <ж’> их парадигматики, ограниченность 1 и 2 ГЗ. В рамках действующей системы такие нарушения устранить невозможно. 2. Конфликт с орфографической системой, имеющий 2 степени проявления – массовые/единичные нарушения. Нарушения могут быть устранены путем изменения орфографических правил или отмены исключений. 3. Варианты фонемного состава слов, обусловленные орфоэпическим варьированием в рамках литературного языка. В этом случае буквенная запись для одного из вариантов является графически закономерной, для другого – графическим нарушением. Нарушения присутствуют во всех блоках графической системы. Нужно различать нарушения ФБП и нарушения ГЗ ФБП Не та буква (того-тово); лишняя (лишенный, балл); недостающая (блеснуть-блестнуть) Нарушения ГЗ-1 Необозначение твердости: ГС-3 (темп-тэмп); ГС-4 (семьсот-семсот) Необозначение мягкости: ГС-3 (фольклор-фольклёр); ГС-4 (нянчить-няньчить) Нарушения ГЗ-2 (неверный выбор Бг) ГС-5 (сюда-суда); ГС-6 (диета-диэта); ГС-7 (отцы-отци) Нарушение ГЗ-3 (пропуск разделительного знака) ГС-9 (минюст-минъюст) Цель графического анализа – подробное рассмотрение деятельности пишущего, т.е. перехода (символ -> обозначается) от фонологического замысла к письменному тексту. Складывается из следующих этапов: 1 Слово в фонематической транскрипции и в нормативной буквенной записи 2 Выделенные из фт обозначаемые объекты <_>, номер ГС. Паузы выделяются только тогда, когда участвуют в определении графических ситуаций(+ гс-6,8; гс2,4 +) 3 Средства обозначения согласно типу соответствия и ГС 4 Комментарий к ГЗ(если гз действует) - для дополнительных графем оппозиция и функция (обозначение Ь/Ъ) - для Бг без дополнительной функции условие выбора и альтернатива - для Ь/ЪБг условие выбора и альтернатива, характеристика разделительной функции 5 Нарушения ФБП/ГЗ  
49. Графические нарушения в режиме чтения. Графический анализ. Фонация не искажается в след. случаях: Если нарушение не в состоянии повлиять на функцию буквы (отсутствует уточнение либо предупреждение). А) появление лишнего Ь безразлично для предшествующей Бс1, т.к. при однозначном соответствии уточнение невозможно: НОЧЬ-ТУШЬ. Б) Невозможность действия ГЗ-1 или ГЗ-2 исключает влияние соседней графемы на чтение Бс2 или Бг 2 ряда, и произношение целиком определяется фонетической позицией звука – сильной (ОТЪЕЗД) или слабой (ОБЪЕМ). 2. Если произносимый (или не произносимый) при побуквенном чтении звук оказывается в слабой позиции, нейтрализующей отклонение в фонемном составе слова: ПЛОВЕЦ <а۰о>; ЛЕСТНИЦА <сۥ нۥ> + <т۰ноль>. 3. Если произносимый при побуквенном чтении звук соответствует орфоэпической норме современного русского языка : КРАСНЫЙ <о> (орфоэпия аффиксов).Во всех остальных случаях выступают нарушения, искажающие фонацию. Графический анализ. Цель графического анализа – подробное рассмотрение деятельности читающего, т.е. восстановления фонологического замысла на базе письменного текста. Анализ складывается из след. этапов: Слово или сочетание слов в нормативной буквенной записи (с постановкой ударений, начальных и конечных пробелов) и в фонематической транскрипции ( с постановкой ударений и соответствующих пробелам пауз), полученной путем фонологического анализа. Выделенные из буквенной записи основные и вспомогательные графемы (Бс, Бг, Ъ, Ь, ноль, -); их диакритические функции (уточнение ↑ или/и предупреждение ↓); ОС/НОС. Пробелы и дефисы (и соответствующие им паузы) выделяются только тогда, когда выполняют графические функции. Переход от основных графем к обозначаемым объектам ( <С> <Г> <jГ>) на основе ФБП и (для неоднозначных соответствий ГЗ-ов. Для НОС закон успешно выполняется, описывается механизм его действия (на базе альтернативы обозначаемых объектов) Сравнение полученных обозначаемых объектов с элементами фонематической транскрипции. Возможные результаты: 1)полное совпадение (принимается по умолчанию); 2) частичное совпадение в одном из компонентов гиперфонемы (знак ≈); 3) полное несовпадение (знак ≠). Нарушения ФБП /ГЗ. Для ОС возможны только нарушения ФБП. Для НОС наблюдаются следующие комбинации: а) ФБП выполняется – ГЗ нарушен; б) ФБП нарушен – ГЗ выполняется; в) ФБП и ГЗ нарушены. При этом , в отличие от режима письма, выполнение/нарушение ГЗ не анализируется только тогда, когда буква является лишней. Для каждого нарушения указывается наличие/отсутствие искажения фонации (и в последнем случае причина неискажения)  
49. Графические нарушения в режиме чтения. Графический анализ. Порождаются следующими факторами: 1 невозможность действия гз-1 перед предупреждающими Ь и Ъ 2 невозможность действия гз-2 для И после Бг и Й 3 конфликт с орфографическими правилами и исключениями 4 варьирование фонемного состава слова Выделяются нарушения ФБП и ГЗ Состав первого класса нарушений почти полностью совпадает. Исключение – расщепленное, пофонемное обозначение силлабемы (Гайана). Для читающего это не нарушение, поскольку буква Й и Б1г выполняют здесь свои алфавитные функции. Во втором классе наблюдаются более серьезные различия, отражающиеся в характеристике ГЗ. Неверный выбор букв может нарушить различение консонантной твердости и мягкости, но опознание самих гласных фонем ничуть не пострадает. Порождает ли графическое нарушение неверное звучание слова – нарушения разбиваются на 2 класса – искажающая/неискажающая фонация. НЕ искажается: 1 нарушение не в состоянии повлиять на функцию буквы (отсутствует уточнение либо предупреждение) ночь тушь - появление лишнего Ь безразлично для предшествующей Бс1, т.к. при ОС уточнение невозможно - Невозможность действия ГЗ-1 или ГЗ-2 исключает влияние соседней графемы на чтение Бс2 или Б2г, и произношение целиком определяется слабой/сильной фонетической позицией звука. отъезд объем 2 не/произносимый при побуквенном чтении звук оказывается в слабой позиции, нейтрализующей отклонение в фонемном составе слова лестница пловец 3 произносимый при побуквенном чтении звук соответствует орфоэпической норме современного русского языка. ФБП красный не та буква (того <г> (не)= <в>, искаж.) лишняя буква (балл, не искаж.) недостающая буква (блес_нуть - <т>, не искаж.) ГЗ-1 (м/тв перед ь ъ, не искаж (колья <л> - лью <л’>)) мягк вместо тв (темп искаж); тв вместо мягк (нянчить) ГЗ-2 Г вместо jГ (минюст); jГ вместо Г (диета) Анализ: 1 слово в буквенной записи и в фт 2 выделение основных и вспомогательных графем 3 переход от основных графем к обозначаемым объектам 4 сравнение их с элементами фт (совпадение, част. совп ≈, ≠) 5 нарушения ФБП и/или ГЗ  
50. Оценка эффективности графической системы русского языка. В статье, опубликованной в 1928 г, Н.Ф. Яковлев предложил универсальную формулу оптимального, т.е. наиболее экономного алфавита. Применительно к современному русскому языку. А= (С+Г) – (С ′- Г′) + 1, где С и Г – кол-во <C> и <Г> соответственно; С ′-кол-во оппозиций по мягкости/ твердости; Г′ - кол-во <Г>, создающих сильные позиции по мягкости/твердости; 1-буква для обозначения мягкости в прочих позициях. Из 37 согласных фонем надо исключить <жۥ>, проходящую стадию активного разрушения. Тогда получим: А=36+5-16+5+1=31. Графическая система, целиком построенная по принципу ОС, потребовала бы 41 буквы. Парадигматический выигрыш от оптимизации должен составлять 10 единиц (24%). Реальная картина незначительно отклоняется от этого результата. В русском алфавите 33 буквы, т.е. выигрыш-8 единиц (19,5%). «Сверхнормативными» буквами в ходе исторического развития стали Щ и Ъ. Члены современной оппозиции <ш:шۥ>вошли в блок ОС и получили свои индивидуальные графемы Ш и Щ еще в древнеславянском алфавите, когда различались не твердостью : мягкостью, а способом образования. Наличие разделительного твердого знака – это уступка давней традиции, использованная в своих интересах (сигнал начала корня) орфографической системой. Как уже говорилось, графической системе нужен только 1 разделитель, которым по совместительству вполне сожжет быть Ь. В остальном все складывалось как будто по намеченному плану. В ходе развития языка от вокалического типа к консонантному графическая система сумела трансформировать древний фонетический процесс (регрессивную аккомодацию, смягчавшую согласные звуки перед гласными переднего ряда) в свои диакритические функции: обозначение при письме, уточнение при чтении. И вместо создания 15 новых букв для <С2ۥ >сохранила 5 пар Бг в Гс-3 плюс оппозицию бывших Бг-Ь :Ъ в ГС-4. Затем, в 1917-18 г., Ъ был исключен из этой оппозиции, а для сменивших его пробела и дефиса графическая функция – совмещенная.  
50. Оценка эффективности графической системы русского языка. Парадигматический выигрыш от введения 1-го и 2-го блоков неоднозначных соответствий (Гз-1 и ГЗ-2 в режиме письма – Гз-1 в режиме чтения) сопровождается небольшим синтагматическим проигрышем за счет появления в тексте уточняющих Ь. Экономия алфавита была бы более значительной (13 единиц, 32%), если устранить 2-й блок и использовать Ь как показатель мягкости во всех позициях. Но тогда удлинение текста было бы чрезмерным до (10%). Более того, наличие двух рядов Бг позволило ГС получить дополнительный синтагматический выигрыш (порядка 5%). Она сохранила в числе обозначаемых объектов силлабемы <jГ> (3-й блок НОС; ГЗ-3 в режиме письма-ГЗ-2 в режиме чтения), отказавшись от написаний типа Российи. Практическая эффективность русской графической системы проявляется также в большом запасе прочности: более 80% графических нарушений в тексте не искажают произнесение читаемых слов. А орфографической системе эта прочность позволяет весьма свободно нарушать графические закономерности. Прежде всего затрудняется понимание фонетических закономерностей. Так, функционирование Бг2 как силлабограмм автоматически порождает представление о «звуках е, ё, ю, я». А их уточняющая функция по отношению к БС2 трактуется как «смягчение согласных перед гласными». Во многих случаях буквенная запись словоформ искажает парадигматику и синтагматику морфем. Сопоставление падежных форм типа страна-земля вызывает иллюзию, что они различаются окончаниями, в лучшем случае вариантами окончания. На самом деле окончание здесь абсолютно одно и то же, а различие связано с твердостью/мягкостью конечной согласной фонемы основы. При морфемном анализе графического слова фонема <j>, входящая в состав силлабемы, нередко оказывается за границей родной морфемы. А если других фонем в этой морфеме нет, она вообще исчезает. Часто непонятна при этом локализация разделительных знаков. Когда же <j> выходит из силлабемы, дополнительные затруднения создает обозначающая ее буква Й. так, сопоставление знаю-знай может спровоцировать выделение в повелительном наклонении окончания –й вместо нуля.    
46.Графическая система в режиме чтения. Общая характеристика. Чтение Бс   Деятельность адресата в ходе речевой коммуникации не является деятельностью адресанта, перевернутой на 180градусов, а носит специфический, творческий характер. Это относится и к устному, и к письменному общения. Воспринимая письменный текст, читающий должен узнать, какие фонемы пишущий обозначил при помощи графем. Для этого он осуществляет следующие операции. 1 Используя свое знание графической парадигматики (алфавита. ФБП) и ГЗ, восстанавливает на основе цепочки графем цепочку фонем и силлабем (фонологич. синт) 2 Параллельно, опираясь на смысловой прогноз, определяет морфемный состав слов и фонемный состав морфем. 3 Сопоставляя рез-то операций 1 и 2, принимает окончательное решение относительно читаемого текста . Разделение на ГС отсутствует. ГЗ-1 Ь/Ъ <с> 2 класса различается за счет уточнения функции Бс2 последующими графемами. Выполнение уточняющей функции буквами гласных фонем непосредственно вытекает из их использования в режиме письма. Т.к. пишущий обозначает Ъ/Ь согласные фонемы 2 класса при помощи оппозиций букв 1 и 2 ряда, то и для читающего Б1г становятся показателем твердости, а Б2г – показателем мягкости.  
47.Графическая система в режиме чтения. Общая характеристика. Чтение Бг Деятельность адресата в ходе речевой коммуникации не является деятельностью адресанта, перевернутой на 180градусов, а носит специфический, творческий характер. Это относится и к устному, и к письменному общения. Воспринимая письменный текст, читающий должен узнать, какие фонемы пишущий обозначил при помощи графем. Для этого он осуществляет следующие операции. 1 Используя свое знание графической парадигматики (алфавита. ФБП) и ГЗ, восстанавливает на основе цепочки графем цепочку фонем и силлабем (фонологич. синт) 2 Параллельно, опираясь на смысловой прогноз, определяет морфемный состав слов и фонемный состав морфем. 3 Сопоставляя рез-то операций 1 и 2, принимает окончательное решение относительно читаемого текста . Разделение на ГС отсутствует. ГЗ-2 <г> и <jГ> различаются за счет предупреждения о функции Б2г со стороны предшествующих графем. Для букв Я, Ю, Ё, Е. Этот закон действует во всех возможных положениях, образующих оппозиции типа «Бс: прочие графемы» Предупреждающие функции предшествующих графем вытекают из их употребления в режиме письма. 1 Бс соответствуют <с>, выступающим в качестве позиционного условия 2 Пробел и дефис соответствуют #, Бг – гласным фонемам, которые служат позиционным условием для обозначения силлабем 3 Сочетания Й+БГ: - лишняя буква + обозначение силлабем в ГС-8, фонем в ГС-6 - обозначение фонемы и силлабемы, окружающих виртуальную паузу внутри сложного слова 4 Ь и Ъ приобретают свою функцию, вычленяясь из комплексного обозначения силлабем в ГС-9 Отличия: 1 В режиме письма пауза является условием для обозначения фонемы <и>, а не силлабемы <jи>. При чтении эта особенность переходит на предупреждающую функцию соответствующих паузе пробела и дефиса. 2 В сочетаниях Бг + И закон не действует, т.е. различить фонему и силлабему невозможно. 3 Сочетание Й + И имеет 2 источника в режиме письма: - лишняя буква + обозначение силлабемы в нескольких за

2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Неполная презумпция 4)избыточная проверка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неполная презумпция 4)избыточная проверка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)