Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие межличностных отношений в психологии



2020-02-03 681 Обсуждений (0)
Понятие межличностных отношений в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

 

Научно-исследовательская работа

 

Изучение Особенностей дружбы у младших подростков

 

Научный руководитель:

Колмогорцева Наталия Николаевна

Ученицы 5 «А» класса:

Коновалова Екатерина

Маметьева Милена

 

г. Шадринск 2019 год

Оглавление

Введение Глава I. Теоретическая часть исследования дружбы в младшем подростковом возрасте…………………………………………….. 1.1. Понятие межличностных отношений в психологии……… 1.2. Понятие дружба в психолого-педагогической литературе   Глава II. Практическое исследование дружбы у младших подростков……………………………..……………………………… 2.1. Описание методов исследования ……………………………. 2.2. Анализ результатов исследования особенностей дружбы у младших подростков………………………………………………….   Заключение………………………………………………………….   Список использованных источников……………………………… Приложение…………………………………………………………    

 

Введение

Актуальность выбранной темы в том, что на современном этапе развития общества термин «дружба» утрачивает свое истинное значение. Современное общество в большинстве своем стало более формальным и деловым, а не дружеским. В условиях компьютеризации всего и вся общение перешло в электронный вид (электронная почта, социальные сети, чаты и др.), поэтому изменилось и общепринятое понимание дружбы: так называемые «друзья» в соц. сетях это просто люди, с которыми человек когда-то общался, но он мог даже не встречаться с ними за пределами интернета. Да, безусловно, это дает возможность общаться с людьми находящимися за многие и многие километры, но проблема в том, что человек теряет смысл в реальном общении, и реже встречается со своими друзьями вживую. Вследствие чего и происходит обеднение человеческих взаимоотношений.

Цель работы: изучение особенностей дружеских отношений в младшем подростковом возрасте.

Задачи

1.Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Изучить дружеские отношения у младших подростков

3. Выявить особенности дружеских взаимоотношений у младших подростков.

Теоретико-методологические основы исследования:

Принцип единства сознания и деятельности, разработанный С.Л. Рубинштейном. Исследования дружеских отношений Н.Н. Обозовым, Т.П. Скрипкиной. Работы И.С. Кона о психолого-педагогических особенностях дружбы в разные возрастные периоды.

Методы исследования

1. Теоретический анализ

2. Эксперимент, психодиагностические методы

3. Качественный и количественный анализ данных

База исследования: МКОУ СОШ №2 г. Шадринска Курганской области

Глава 1.  Теоретические основы исследования дружбы в младшем подростковом возрасте

 

Понятие межличностных отношений в психологии

 

Межличностные отношения – специфическая форма взаимодействия между людьми, основана на чувственном восприятии человека человеком, на оценке тех поступков и действий, которые человек совершает по отношению к своему окружению.

Межличностные отношения – это уникальная связь, свойственная только человеку и во многом определяющая его жизнь, ведь только к человеку применимы понятия «чувства», «разум», «сознание». Уникальность отношений заключается еще и в том, что они всегда носят обоюдный характер, как между отдельными индивидуумами, так и между группами. Общение как первостепенная составляющая отношений может быть прямым (когда люди общаются между собой напрямую) и опосредованным (когда участники не взаимодействуют друг с другом.) Наглядный пример опосредованного общения – это просмотр человеком фильма или присутствие на концерте любимого певца, когда он напрямую никак с ним не общается, но сопереживает ему.

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.    

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред. В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Абсолютно все люди, которые встречаются на нашем пути, посланы нам не случайно. Из всех контактов можно либо вынести какую-либо пользу, либо же чем-то помочь другому человеку. Возможно, новый знакомый послан вам для приобретения жизненного опыта, а может быть ему суждено стать вашим спутником на протяжении всей жизни. Необходимо уметь выяснять причину, по которой Вселенная устроила встречу с тем или иным субъектом. Различные виды межличностных отношений подразумевают наличие людей, встречи с которыми можно назвать судьбоносными.

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства. С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе.

Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому. По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные отношения складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками. С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят: знакомство, товарищество, дружбу и т.д. Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме. С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано. Выделяют пять основных видов человеческих связей, межличностные отношения это

1. Знакомство. Первый и самый обширный вид межличностных отношений. В эту категорию входит очень большое количество людей. Даже люди, которые знакомы вам исключительно визуально, с которыми вы ни разу не вступали в диалог, относятся к данному виду взаимоотношений.

2. Приятельские отношения. Данный вид основан на взаимной привязанности и обоюдном желании людей поддерживать отношения, тяга к совместному времяпровождению.

3.Товарищеские взаимоотношения. Всех участников данной категории объединяет наличие общего вида деятельности. Люди, поддерживающие товарищеские контакты, объединены совместной целью, их общение нацелено на ее достижение.

4. Дружественные отношения. Для того, чтобы их добиться, необходимо приложить немало усилий и обладать определенными личностными качествами. Не все люди способны поддерживать дружеские отношения, многим не ведома дружба в любом своем проявлении. Этот вид межличностных отношений приносит человеку невероятную пользу, как в эмоциональном плане, так и в виде моральной поддержки и оказания всяческой помощи.

5. Любовные отношения (романтика, страсть). Так же, как и дружба, любовь предполагает долгий и упорный труд для создания благоприятного фона, на котором бы подобные отношения гармонично развивались. Любовь – одна из самых сильных мотиваций, она является большой двигательной силой. Однако не всем дано постичь это чувство. И дело не только в индивидуальных качествах, а и в том, что можно не найти достойного партнера.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами. От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком. Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.

Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.

Межличностные отношения в своем развитии проходят несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения [Социальная психология. Учебное пособие / Отв. Ред. А. Л Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с].

1. Знакомство. Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению.

2. Приятельские отношения формируют готовность — неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Отношения будут развиваться, если у партнеров сформировано позитивное восприятие друг друга.

3. Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием.

4. Дружеские отношения. Рассмотрим понятие дружба более подробно.

Левинджер предложил формальную модель цикла личного отношения, состоящего из пяти фаз:

1. Аттракция, предшествующая зарождению отношения.

2. Период формирования отношения.

3. Продолжение отношения, означающее либо:

а) его рост и укрепление,

б) поддержание достигнутого уровня,

в) снижение уровня и устойчивости.

4. Ослабление или ухудшение отношения.

5. Прекращение отношения в результате смерти одного из партнеров или разрыва.

 


 



2020-02-03 681 Обсуждений (0)
Понятие межличностных отношений в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие межличностных отношений в психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (681)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)