Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми.
Принципы осуществления игротерапии · Коммуникация ребенку его безусловного принятия. · Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов. · Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя. Основные функции психолога, ведущего игровые занятия · Создание атмосферы принятия ребенка. · Эмоциональное сопереживание ребенку. · Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме. · Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ИГРОТЕРАПИИ 1. С точки зрения теоретичесого подхода: · игротерапию в психоанализе (М. Кляйн,А. Фрейд, Г. Гуг-Гельмут); · игротерапию, центрированную на клиенте (К. Роджерс, В. Экслайн); · игротерапию отреагирования (Д. Леви); · игротерапию построения отношений (Д. Тафта,Ф. Аллен); · примитивную игротерапию (Диммик, Хафф, 60-е г. США); · игротерапию в отечественной психологической практике (А.Спиваковская, Карвасарский, А.И.Захаров). 2. По функциям взрослого в игре: · недирективную игротерапию (К. Роджерс, В. Экслайн); · директивную игротерапию (Д. Леви). 3. По форме организации деятельности: · индивидуальную игротерапию; · групповую игротерапию; 4. По структуре используемого в игротерапии материала: · игротерапию с неструктурированным материалом (двигательные игры, игры с водой, песком, глиной); · игротерапию со структурированным материалом (игры в семью, людей, животных, с марионетками, строительные игры). Критерии эффективности игровой терапии: · Важно определить те задачи коррекции психического развития ребенка, по отношению к которым следует признавать положительный эффект, полученный вследствие применения игровой психотерапии. · Стойкость эффекта игровой психотерапии. · Неспецифический эффект - позитивная динамика умственного развития ребенка, а также положительная динамика речевого развития. ИГРОВАЯ КОМНАТА И ЕЕ ОСНАЩЕНИЕ · Для индивидуальной работы или для игровой терапии в группе из двух-трех детей подходит комната размером 3,5x4,5 м. · Для проведения групповой терапии в группе из 5-6 детей желательна комната площадью не менее 27 кв. м. · Комната должна гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз. Поэтому не должно быть ни окон на внутренних стенах, ни стеклянной двери. Наилучшим вариантом является отсутствие окон вообще. · Предпочтительным покрытием для пола является линолеум. Не следует стелить ковров -необходимо иметь убирающееся ковровое покрытие для тех случаев, когда ребенок захочет играть на полу. · Стены игровой комнаты следует выкрасить моющейся эмульсионной краской. Предпочтительнее светлые тона. · Если позволяют средства, следует разместить в комнате зеркало Гезелла и радиофицировать его, сделав пригодным для обучения и супервизорства. Сеансы игровой терапии можно снимать на пленку через зеркало Гезелла, не отвлекая ребенка наличием видеокамеры в игровой комнате. · Классную доску с желобом для мела по нижнему краю следует прикрепить к стене на высоте примерно 1,5 м от пола. Такая высота является оптимальной для ребенка любого роста. В распоряжении ребенка должны находиться белые и цветные мелки, а также губка. · Полки по двум стенам, чтобы игрушки и другие материалы можно было расположить свободно, не сваливая их в кучу, не наваливая их друг на друга. Идеальной моделью являются полки с ящиками, достаточно прочные и жестко прикрепленные к стенам, чтобы дети могли вскарабкаться на них. · Для игровой должна быть выбрана мебель с твердой деревянной поверхностью. Понадобится стол и три стула, один из них - для взрослого. Рекомендуется шкаф-горка с выдвижными ящиками, на поверхности которого можно было бы рисовать, лепить и т.д. · Поскольку игрушки - это слова ребенка, ребенок не должен тратить время на поиски игрушек, необходимых для выражения чувств. Игровая комната должна являть собой образец порядка и надежности. Это делает и комнату, и отношения прогнозируемыми. Отношения в игровой терапии - это специфические эмоциональные отношения, которые возникают именно в игровой комнате. Если вы позволите ребенку играть без присмотра, развитие отношений будет нарушено. Игрушки и материалы Выбор игрушек и игровых материалов должен быть сознательным, базирующимся на серьезных логических основаниях. Игрушки ребенка - это слова, а игра - его язык. Таким образом, следует выбирать такие и материалы, которые облегчили бы экспрессию ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой деятельности. Правилом является отбор, а не накопление игрушек. Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, можно сгруппировать в три больших класса: · Игрушки из реальной жизни. Такими игрушками являются кукольное семейство, кукольный домик, марионетки, они могут изображать членов реальной семьи ребенка. Эти игрушки делают возможным непосредственное выражение чувств ребенком. · Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. В игровой терапии дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Структурированные игрушки и материалы, такие как игрушечные солдатики, ружья, резиновый нож, игрушки, изображающие диких животных могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности и фрустрации. · Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Песок и вода. Палитра и краски дают ребенку возможность творить, пачкать, мусорить, разыгрывать сценки в ванной и выражать свои чувства. Глина может служить для выражения творческого потенциала и для отработки агрессивных чувств. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-ИГРОТЕРАПЕВТУ
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |