Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка основных экономических показателей РБ: анализ их взаимосвязи с уровнем доступности ресурсов с точки зрения МВФ



2020-02-03 146 Обсуждений (0)
Оценка основных экономических показателей РБ: анализ их взаимосвязи с уровнем доступности ресурсов с точки зрения МВФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Рекомендации и прогнозы МВФ правительству Беларуси были представлены в докладе № 07/310, который был подготовлен к 10 августа 2007 года. Доклад отражает мнение экспертов, которые проводили анализ экономики Беларуси.

МВФ отмечает, что в последние годы Беларусь пользовалась очень выгодными схемами торговли энергетическими товарами с Россией. «Государство перераспределяло выгоды от условий торговли энергетическими товарами по всей экономике, стимулируя внутренний спрос». С 2002г. Беларусь получила от России наибольший объем субсидий из всех стран СНГ. 2007 год стал началом принципиально иного тренда. Повышение цены газа вдвое, по мнению МВФ, должно было привести к потере 5,5% ВВП в 2007 г(4,36 млрд. руб.). Фонд прогнозирует, что до 2012 года Беларусь потеряет в совокупности 10 – 15% (7,9-11,89 млрд. руб.) ВВП [24,25].      

 Но в 2006 г. ВВП составлял 79, 231 млрд. руб., а в январе-августе 2007 г. - 59, 825 млрд. руб., что превысило ВВП января- августа 2006 г.( 55,14 млрд. руб.) на 8, 5 % (4, 685 млрд. руб.) [26]. Эксперты МВФ отмечают эти достаточно высокие темпы роста ВВП в 2006 и первой половине 2007, и то, что их удержание за счет внешних кредитов и стимулирования потребления опасно для экономики страны. Снижение уровня доступности ресурсов доказывается тем, что существует высокий спрос на импортируемые товары.

Снижение инфляции сопровождалось усилением административного вмешательства в экономику [27]. Не без помощи ценового контроля инфляция в 2006г. составила 6,6%. В июне 2007 года один из основных показателей инфляции- прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 0,4%, что соответствует значению предыдущего месяца и на 0,2 процентных пункта выше июня 2006 года, рисунок В.1. [Приложение А]

Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен – 0,2% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 0,4%). Непродовольственные товары подорожали на 0,5%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 0,1%. Тарифы на платные услуги возросли в июне по сравнению с маем на 0,1%, увеличив сводный индекс на 0,1%.

Всего за шесть месяцев 2007 года инфляция на потребительском рынке составила 3,6% против 3,1% за аналогичный период предыдущего года. Среднемесячный прирост цен за январь-июнь 2007 года (0,6%) был на 0,1 процентных пункта выше, чем за тот же период 2006 года (0,5%).

Цены производителей промышленной продукции за июнь 2007 года относительно мая возросли на 0,4%. Прирост их цен за шесть месяцев 2007 года составил 8,6% вместо 4,2% за тот же период 2006 года.

Ценовая ситуация в промышленности в июне определялась в основном ростом цен в топливной и нефтехимической промышленности, продукция которых подорожала на 1,3% и 0,5% соответственно. В электроэнергетике цены снизились на 0,2% [28].

 Ухудшение платежного баланса в 2006г. (с профицита 1,6% в 2005 до дефицита 4,1% ВВП в 2006) продолжается в 2007году при благоприятных условиях торговли.

В конце 2006г. совокупный долг составил около 19% ВВП, но в 2007 году он растет очень быстро. Полученный кредитный рейтинг может еще больше ускорить этот процесс. В 2007г. правительство РБ привлекло 7,2% ВВП новых ресурсов, из которых 5,4% ВВП составляют иностранные заимствования. Однако, по мнению экспертов, ситуация с внешним долгом пока не критическая.     

МВФ считает, что белорусский рубль переоценен приблизительно на 10%. С 2000 года обменный курс белорусского рубля повысился на 55% , реальный обменный курс белорусского рубля к российскому упал на 33%, а курс к доллару вырос на 131%. Нацбанк РБ, учитывая такую тенденцию и прогноз состояния платежного баланса, перешел с формальной привязки к российскому рублю на привязку к доллару.

Реалистичность обменного курса стала одним из основных предметов спора Фонда и НБ РБ. НБ РБ утверждает, что курс занижен, ссылаясь на расчеты по паритету покупательной способности. МВФ утверждает, что курс завышен, на основании сравнения структурного и базового состояния текущего счета. Если предположения экспертов Фонда истинны, то белорусскому рублю нужна девальвация.

Нацбанк предпринимает усилия, чтобы не допустить роста инфляции свыше 10%. Рублевая денежная масса (М2) за январь – июнь увеличилась всего на 5%,за аналогичный период 2006г. было 18,6%. Однако Нацбанк не в состоянии сочетать жесткую монетарную политику с фискальной, и, значит, не может остановить рост напряжения в финансовой системе страны самостоятельно.

Фискальную политику белорусских властей в 2006 - 2007гг. МВФ назвал противоречивой. С одной стороны, власти сократили налог с продаж с 3,9% до 3%, упразднили чернобыльский налог и отчисления в фонд занятости. В первой половине 2007г. Минфин тратил заметно меньше денег, чем собирал. Вместо дефицита бюджета в 1,5% отмечен профицит - 1,9% ВВП, но продолжается целевое кредитование предприятий через госбанки. Его объем увеличился с 4,25% ВВП в 2005г. до 5,5% ВВП в 2006г.

За первые пять месяцев 2007г. реальные доходы населения увеличились на 17,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006г. Для сравнения: в 2006г. реальные доходы увеличились на 17,3%. МВФ называет такой рост реальных доходов населения «приказным». Резкое увеличение объемов кредитования (более 50% в реальном выражении на конец апреля 2007г.) частично финансируется за счет привлечения банками иностранных займов и рублевых депозитов. В 2006г. их объем вырос более чем на 40%. Но все же рост кредитов выше роста депозитов. Несмотря на хорошее состояние формальных финансовых показателей, Фонд отмечает слабость финансовой системы. Чистые активы банков составляют 20% ВВП; 80% из них контролируется четырьмя госбанками. Причем ресурсы в большинстве своем краткосрочные, не выгодные для реализации крупных инвестиционных проектов. Без депозитов правительства ликвидность ведущих банков была бы еще хуже [29,30,31].    

    Эту ситуацию ухудшает ценовая политика в области энергетики. Цены на газ для предприятий выросли на 89%, а для населения - только на 20%. Тарифы на электричество и тепловую энергию увеличились для всех на 40%. Эти тарифы компенсируют лишь 60% шока от изменения условий торговли. Оставшуюся сумму необходимо брать либо из бюджета, либо из банков, либо поднимать цены для населения и бизнеса. Можно предположить, что госпредприятия увеличат свои требования к банкам и бюджету при получении дотаций и субсидий из-за дефицита оборотных средств.

 



2020-02-03 146 Обсуждений (0)
Оценка основных экономических показателей РБ: анализ их взаимосвязи с уровнем доступности ресурсов с точки зрения МВФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка основных экономических показателей РБ: анализ их взаимосвязи с уровнем доступности ресурсов с точки зрения МВФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)