В - 13%
С - 64%
Н - 23%
Контрольная группа
Возрастная группа старший дошкольный возраст 5-7 лет Группа № 6
| |
Обследуемые знания и практические умения воспитанников
| Ф.И. ребенка
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание названий и назначения предметов русского народного быта
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
|
Использование предметов русского быта в соответствии с назначением
| Н
| С
| С
| С
| С
| С
| Н
| Н
| Н
| Н
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| В
| В
| В
| В
|
Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| Н
| Н
| Н
| Н
| Н
| Н
| Н
| Н
| Н
| Н
| Н
| Н
| В
| С
|
Знание разных видов народно – прикладного творчества
| С
| С
| Н
| С
| С
| С
| В
| С
| С
| Н
| С
| В
| Н
| С
| С
| С
| Н
| С
| В
| С
|
Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества
| С
| С
| Н
| С
| С
| С
| В
| С
| С
| Н
| С
| В
| Н
| С
| С
| С
| Н
| С
| В
| С
|
Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности
| С
| С
| Н
| С
| С
| С
| В
| С
| С
| Н
| С
| В
| Н
| С
| С
| С
| Н
| С
| С
| С
|
Знание русских народных праздников, традиций, фольклора
| С
| Н
| Н
| С
| С
| С
| В
| С
| С
| Н
| С
| В
| Н
| С
| С
| С
| Н
| С
| С
| С
|
Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре
| С
| С
| Н
| С
| С
| С
| В
| С
| С
| Н
| С
| В
| Н
| В
| В
| С
| Н
| С
| С
| С
|
Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике
| С
| В
| Н
| С
| С
| С
| В
| С
| С
| Н
| С
| В
| С
| В
| С
| С
| Н
| С
| Н
| С
|
Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно
| С
| С
| Н
| С
| С
| С
| В
| С
| С
| Н
| С
| В
| С
| В
| С
| С
| Н
| С
| Н
| С
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Экспериментальная группа В - 46%
С - 47,5%
Н - 6,5%
Возрастная группа старший дошкольный возраст (5-7 лет) Группа № 4
| |
Обследуемые знания и практические умения воспитанников
| Ф.И. ребенка
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание названий и назначения предметов русского народного быта
| В
| С
| Н
| С
| С
| В
| В
| С
| С
| В
| С
| В
| Н
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| С
|
Использование предметов русского быта в соответствии с назначением
| В
| В
| Н
| С
| С
| В
| В
| С
| С
| В
| С
| В
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| Н
| С
|
Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности
| В
| С
| Н
| С
| С
| В
| В
| С
| С
| В
| С
| В
| В
| В
| В
| В
| С
| С
| Н
| С
|
Знание разных видов народно – прикладного творчества
| В
| В
| В
| В
| В
| В
| В
| В
| С
| С
| В
| В
| В
| В
| С
| С
| С
| С
| В
| С
|
Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества
| В
| В
| В
| В
| В
| В
| В
| В
| С
| В
| В
| В
| В
| В
| С
| С
| В
| В
| С
| В
|
Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности
| В
| В
| В
| В
| В
| В
| В
| В
| С
| С
| В
| В
| В
| В
| С
| С
| В
| С
| С
| Н
|
Знание русских народных праздников, традиций, фольклора
| В
| В
| В
| В
| В
| В
| В
| В
| С
| С
| В
| В
| В
| В
| С
| В
| С
| С
| С
| С
|
Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре
| С
| С
| Н
| В
| В
| С
| С
| С
| С
| Н
| С
| В
| Н
| С
| С
| С
| С
| С
| В
| В
|
Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике
| С
| В
| Н
| В
| В
| С
| С
| С
| С
| Н
| С
| В
| С
| С
| С
| В
| С
| С
| В
| В
|
Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно
| С
| С
| Н
| В
| С
| С
| С
| С
| С
| Н
| С
| В
| С
| С
| С
| С
| С
| С
| В
| В
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Приложение 3
Таблица № 3 Сравнительная таблица процентных результатов по ответам детей контрольной и экспериментальной групп к опроснику диагностической методики первоначального изучения уровня самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Вариант ответа
| Контрольная группа
| Экспериментальная
группа
|
перечисление режимных моментов (=)
| 40%
| 45%
|
отсутствие ответа (-),
| 35%
| 30%
|
сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях (+).
| 15%
| 20%
|
по частоте встречаемости следующих типов ответов: стереотипное повторение одного ответа (~)
| 10%
| 5%
|
Таблица № 4 Сравнительная таблица процентных результатов по ответам детей контрольной и экспериментальной групп к опроснику диагностической методики изучения уровня самосознания у детей после проведения комплекса занятий
Вариант ответа
| Контрольная группа
| Экспериментальная группа
|
=
| 1-я стадия
| 2- я стадия
| 1- я стадия
| 2- я стадия
|
40%
| 45%
| 45%
| 40%
|
-
| 35%
| 30%
| 30%
| 25%
|
+
| 15%
| 15%
| 20%
| 25%
|
~
| 10%
| 10%
| 5%
| 10%
|
Приложение 4
Содержание дополнительной программы по этнокультурному (русскому) компоненту образования (комплекс занятий).
Задачи.
Воспитывающие:
1. Формировать положительнее отношение к русской народной культуре
2. Формировать знания о богатой русской народной культуре.
3. Воспитывать у детей чувство гордости за сою страну, богатую славными традициями.
4. Формировать чувство причастности к русскому народу и русской культуре.
5. Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре.
6. Воспитывать уважение к труду народных мастеров
Обучающие:
1. Формировать обобщенные знания и умения у детей об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.
2. Дать детям знания о русском декоративно – прикладном искусстве: городецкой росписи, жостовской.
3. Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов
4. Знакомить детей с народными традициями
5. Формировать навыки творческого рассказывания, учить придерживаться избранной сюжетной линии.
6. Развивать умение детей подбирать эпитеты – прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов
7. Формировать понимание взаимосвязи русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
8. Расширять представления детей о многообразии русских народных обрядовых и традиционных праздниках
9. Познакомить детей с деревянными промыслами на Руси и художественных изделиях с лаковой живописью
10. Развивать умения создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при этом чувства ритма, формы, симметрии.
11. Развивать у детей умения самостоятельно использовать устное народное творчество.
12. Развивать активность детей посредством использования русских народных игр.
Закрепляющие:
1. Закреплять знания детей о декоративно – прикладном русском искусстве: гжельской, дымковской, хохломской росписи.
2. Закреплять представления детей о русской народной культуре, ее особенностях
3. Закреплять знания детей о русских – народных приметах, их смысле.
4. Закреплять знания детей об уже знакомых русских народных праздниках, играх, фольклоре.
5. Познакомить детей с русским народным костюмом: разнообразием и названием.
6. Закреплять знания детей о названиях и назначении русских народных музыкальных инструментов.
Раздел I «Восенушка – осень» Сентябрь
№ занятия
| Название темы
| Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1
| «Лето яркое».
| Закрепить знания детей о лете. Беседа о лете. Знакомство детей с понятием «месяцеслов».
| Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. Чтение и заучивание из месяцеслова: «Август – жнивень».
|
2
| «Капустница- 27 сентября».
| Беседа с детьми о том, какие они знают русские народные праздники. Обогащение знаний детей о обрядовых праздниках.
| Пение песенок, заучивание потешек. Разучивание игры «Капуста».
|
3
| «Гжель прекрасная».
| Экскурсия в музей детского сада с целью знакомства с гжельской росписью, керамикой. Знакомство со скопинской керамикой.
| Рассматривание гжельской росписи. Чтение стихотворений о гжельской росписи.
|
4
| «Сентябрь»
| Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах.
| Заучивание заклички «Восенушка –осень». Заучивание из месяцеслова: «Сентябрь – хмурень».
|
5
| «Русская народная сказка»
| Чтение сказки об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю».
| Словесная игра «Филя и Уля».
|
6
| «Семенов день - 14 сентября».
| Обогащение знаний детей об этом празднике. Рассказ Хозяйки о народных приметах и об обычаях, связанных с этим днем.
| Разыгрывание содержания песен. Проведение русской народной игры «Муха». Исполнение песни «Комарочек»
|
7
| «Мезенская роспись»
| Знакомство детей с мезенской росписью, ее отличием от других видов росписи.
| Создание узоров на плоскости.
|
8
| «Осень – сноп последний косим».
| Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах.
| Разучивание закличек, песенок.
|
Октябрь
№ занятия
| Название темы
| Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1
| «Матрешка».
| Продолжать знакомство с русской матрешкой. Рассказ об истории возникновения матрешки.
| Рисование детьми семеновской матрешки по образцу. Заучивание стихотворения о матрешках.
|
2
| «Матрешка».
| Рассказ воспитателя о ковровской матрешке и процессе изготовления таких кукол.
| Сравнительное описание детьми семеновской и ковровской матрешек. Проведение игры- хоровода с матрешкой.
|
3
| «Русская народная сказка »
| Знакомство детей со сказкой «Семилетка»
| Прослушивание русских народных песен, частушек. Чтение потешек. Проведение русской народной игры «Ворон».
|
4
| «Матрешка».
| Закрепление пройденного материала о семеновской и ковровской матрешках.
| Сочинение детьми сказки про матрешку.
|
5
| «Октябрь-месяц».
| Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике «Покрове».
| Пение песенок об октябре. Разучивание примет. Заучивание из месяцеслова: «Октябрь – грязник»
|
6
| «Русская народная игра».
| Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц.
| Проведение русской народной игры «Петушиный бой»
|
7
| «Гусли звончатые»
| Знакомство с русским народным инструментом гуслями.
| Загадывание загадок о русских народных инструментах. Слушание русской народной мелодии (с присутствием в мелодии этого инструмента)
|
8
| «Золотая хохлома»
| Экскурсия в музей детского сада с целью обогащения знания детей о хохломской росписи.
| Чтение стихотворений о хохломской росписи.
|
Ноябрь
№ занятия
| Название темы
| Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1
| «Небесная Гжель».
| Закрепление знаний детей о гжельской росписи.
| Чтение стихотворений о гжельской росписи. Лепка изделия для последующей росписи.
|
2
| «Кузьминки- 14 ноября».
| Расширение представления знаний о народном празднике. Рассказ Хозяйки о народных приметах и об обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна.
| Разыгрывание содержания песен. Исполнение плясок, загадывание загадок.
|
3
| «Живет такая песня».
| Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.
| Прослушивание русских народных песен. Заучивание из месяцеслова: «Ноябрь – листогной»
|
4
| «Золотая хохлома».
| Обогащение знаний детей о хохломской росписи. Рассказ о традициях хохломской росписи.
| Роспись миски (ложки, вазы, изготовление настенного панно) хохломским узором.
|
5
| «Богатырская Русь. Сказ о богатырях русской земли. Илья Муромец».
| Знакомство детей с русскими богатырями. Илья Муромец.
| Чтение и беседа по рассказу о Илье Муромце.
|
6
| «Русская изба»
| Беседы с детьми о русской избе и быте.
| Экскурсия с детьми в русскую горницу с целью ознакомления детей с предметами быта.
|
7
| «Хлеб – всему голова».
| Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновками и их использованием.
| Чтение рассказа о хлебе.
|
8
| «Синичкин день»
| Знакомство с народным праздником. Заключительная беседа об осени. Рассказ о празднике Синичкин день.
| Пение знакомых русских народных песенок, закличек.
|
Раздел II «Зимние узоры» Декабрь
№ занятия
| Название темы
| Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1
| «Русская народная игра».
| Продолжать знакомство с русскими народными играми, беседа о русских народных играх.
| Проведение русской народной игры «Водяной». Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц.
|
2
| «Новогодние игры».
| Продолжать знакомство с русскими народными играми.
| Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц. Проведение русских народных новогодних игр «Арина», «Бабка Ежка».
|
3
| «Богатырская Русь. Сказ о богатырях русской земли. Добрыня Никитич».
| Продолжать знакомить детей с русскими богатырями. Добрыня Никитич.
| Чтение и беседа по рассказу о Добрыне Никитиче.
|
4
| «Дымковская игрушка».
| Закрепление знаний детей о дымковской росписи.
| Экскурсия в музей детского сада.
|
5
| «Сине-голубое чудо Гжели».
| Закрепление знаний детей о гжельской росписи.
| Создание гжельского узора на вылепленных ранее фигурках.
|
6
| «Дело мастера боится».
| Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».
| Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.
|
7
| «Снегурочка».
| Беседа о зиме. Слушание новых песенок, потешек.
| Разучивание песенок, потешек. Знакомство со сказкой «Снегурочка».
|
8
| «Потрет Снегурочки»
| Повторение пословиц и примет о зиме. Беседа о новогодних праздниках на Руси (Святки, Колядки).
| Использование навыков гжельской росписи в рисовании портрета Снегурочки. Заучивание из месяцеслова: «Декабрь – студеный»
|
Январь
№ занятия
| Название темы
| Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1
| «Зимние узоры».
| Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
| Рассматривание кружев. Экскурсия в музей детского сада. Заучивание из месяцеслова: «Январь – просинец»
|
2
| «Русский народный костюм»
| Закрепление знаний детей о народном костюме. Рассматривание разнообразных костюмов.
| Прослушивание народных песен. Поэзия народного костюма. Составление рассказа о народном костюме.
|
3
| «Цветы Гжели».
| Беседа о гжельской росписи – закрепление материала.
| Рисование гжельской розы. Слушание русских народных мелодий.
|
4
| «Васильев День» -14 января
| Знакомство детей с русскими народными праздниками. Обогащение словаря детей новыми стихами, потешками и пр.
| Слушание и исполнение песен. Разыгрывание сценок.
|
5
| «Крещение» - 19 января
| Знакомство детей с русскими народными праздниками. Обогащение словаря детей новыми стихами, потешками и пр.
| Слушание и исполнение песен. Разыгрывание сценок.
|
Февраль
№ занятия
| Название темы
| Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1
| «У хозяюшки в гостях».
| Знакомство детей с историей русского народа, обычаями, бытом.
| Игра «Мы – хозяева избы».
|
2
| «Лубочные картинки. Волшебный лоскуток»
| Беседа о разновидностях изобразительного искусства и русских мастерицах.
| Рассматривание лубочных картин, лоскутного шитья.
|
3
| «Зима – не лето, - в шубу не одето».
| Беседа о характерных особенностях зимы.
| Заучивание из месяцеслова «Февраль – бокогрей».
|
4
| «Дымковская игрушка».
| Беседа об изготовлении фигурки из глины.
| Изготовление игрушек из глины для последующей росписи.
|
5
| «Русская народная игра».
| Беседа о русских народных играх. Развитие активности детей посредством использования подвижных игр.
| Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц. Проведение русских народных рождественских игр «Два Мороза», «Скакалка», «Орешек».
|
6
| «Путешествие в мир кукол».
| Знакомство детей с русским народным творчеством, традициями.
| Рассматривание русских народных кукол, их особенностей.
|
7
| «Масленица».
| Беседа о Масленице.
| Пение песен, частушек.
|
8
| «Русская народная игрушка».
| Знакомство детей с богородскими, федосеевскими, загорскими игрушками и изделиями.
| Посещение музея. Рассматривание богородских, федосеевских, загорских изделий.
|
Раздел III «Весна красна цветами» Март
№ занятия
| Название темы
| Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1
| «Жостовская живопись».
| Знакомство детей с жостовской лаковой живописью.
| Чтение стихотворений об этом виде росписи.
|
2
| «Дымковская игрушка».
| Продолжать формировать знания детей о дымковской росписи.
| Составление дымковских узоров на плоскости и на ранее вылепленных изделиях.
|
3
| Алексей – 30 марта
| Продолжать знакомство детей с русскими праздниками.
| Пение песенок, разыгрывание сценок.
|
4
| «Оберег на Руси».
| Знакомство с русскими народными традициями.
| Рассматривание разнообразных оберегов.
|
5
| «Весна красна».
| Беседа о русских обычаях встречи весны.
| Пение закличек о весне.
|
6
| «Именинные дни».
| Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа об именинных днях. Разъяснение значения праздника.
| Чтение поговорок, пословиц. Повторение знакомых русских народных игр.
|
7
| «День рождение леса».
| Знакомство детей с русским народным праздником «Сороки».
| Кукольный спектакль.
|
8
| «Вербное воскресенье»
| Знакомство детей с вербным воскресеньем.
| Разучивание вербных игр «Салочки», «Вербохлест», «Ланта», «Палочка – выручалочка», «Займи место».
|
Апрель
№ занятия
| Название темы
| Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1
| «Разноцветный Городец».
| Рассказ Хозяйки об истории городецкого промысла.
| Экскурсия в музей детского сада.
|
2
| «Разноцветный Городец».
| Закрепление материала о городецкой росписи.
| Составление городецких узоров на плоскости. Развивать умение создать выразительные узоры, соблюдая симметрию, ритм, форму.
|
3
| «Благовещение» - 7 апреля.
| Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника.
| Чтение стихотворений. Участие детей в знакомых русских народных играх.
|
4
| «Весенние сказки бабушки Агафьи. Никитин день». (16 апреля).
| Знакомство с русской сказкой, приуроченной к Никитиному дню.
| Слушание русских народных мотивов.
|
5
| «Палеха».
| Беседа о лаковой миниатюре Палеха и других «деревянных» промыслах. Воспитание уважения к труду народных мастеров.
| Экскурсия в музей детского сада. Рассматривание деревянных изделий.
|
6
| «Русские народные игры и развлечения».
| Продолжать знакомить детей с русскими народными играми и развлечениями. Беседа об известных детям играх.
| Знакомство детей с русскими народными играми: «Плетень», «Карусель».
|
7
| «Сказ о богатырях русской земли. Алеша Попович».
| Продолжать знакомить детей с русскими богатырями. Алеша Попович.
| Беседа с детьми по рассказу Хозяйки о русских богатырях.
|
8
| «Пасха»
| Продолжать знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника.
| Чтение закличек, стишков, пение песенок. Хороводные игры.
|
Май
№ занятия
| Название темы
| Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1
| «Веселый Городец».
| Рассказ о городецких изделиях.
| Придумывание сказки «Чудо-конь».
|
2
| «Жостовская живопись».
| Закреплять знания детей о жостовской лаковой живописи.
| Чтение стихотворений об этом виде росписи. Создание узоров на плоскости.
|
3
| «В гостях у мастеров Городца».
| Закрепление знаний детей о городецкой росписи.
| Рисование элементов городецкой росписи на плоскости.
|
4
| «Ляльник» - 4 мая.
| Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника.
| Чтение закличек, стишков, пение песенок, сказки. Хороводные игры.
|
5
| «Егорьев День» - 6 мая
| Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника.
| Чтение закличек, стишков, пение песенок, сказки. Хороводные игры.
|
6
| «Русские народные игры».
| Расширять представления детей о многообразии русских народных игр. Беседа.
| Знакомство детей с русскими народными играми: «Филин и пташки», «Игровая». Закрепление игры: «Палочка – выручалочка»,
|
7
| «Русская изба»
| Формировать у детей умение создавать рассказ об избе, придерживаться одной сюжетной линии.
| Загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение русской народной игры «Заря- зарница» .
|
8
| «Прощание с избой».
| Заключительная беседа в русской избе.
| Коллективная работа по декоративно – прикладному русскому искусству.
|
Прогнозируемые результаты:
· Дети имеют обобщенные знания и умения об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.
· Знают русское декоративно – прикладное искусство во всех его проявлениях.
· Умеют отличать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов
· Знают народные традиции
· Имеют навыки творческого рассказывания, придерживаются избранной сюжетной линии.
· Умеют подбирать эпитеты – прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов
· Осознают взаимосвязь русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
· Имеют знания о многообразии русских народных обрядовых и традиционных праздниках
· Могут составить связный рассказ о деревянных промыслах на Руси и художественных изделиях с лаковой живописью
· Умеют создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, при этом чувствуют ритм, форму, симметрию.
· Умеют самостоятельно использовать устное народное творчество и играть самостоятельно в русские народные подвижные игры