Результаты первого этапа обучения
Расширяется объем понимания речи. Больные в состоянии отвечать на простые ситуативные вопросы, выполнять отдельные устные инструкции. Появляются попытки вслушивания в речь окружающих, что свидетельствует об определенном восстановлении функции слухового внимания. Преодолеваются и первичные расстройства фонематического слуха. Больные дифференцируют слова с дизъюнктными фонемами и при этом близкие по ритмико-слоговой структуре (например, «бак» — «рак»). В собственной устной речи больных остается словесный салат, но возрастает число адекватных слов. Упроченные слова произносятся без грубых искажений звуковой структуры. Появляются некоторые возможности самоконтроля и самокоррекции. Положительные изменения отмечаются и в состоянии номинативной функции, т.е. имеет место рост активного словаря, особенно предметного, поскольку восстановительное обучение на данном этапе преследует обычно цели накопления слов-названий обиходных предметов. Появляются определенные возможности конструирования простой фразы. При этом больные используют по-прежнему ограниченное число знаменательных слов. Больные начинают узнавать отдельные буквы, т.е. правильно их указывать, а иногда и прочитывать. Таким образом, отмечается восстановление связи «фонема— графема», что необходимо для дальнейшего восстановления аналитического чтения и письма. Параллельно с этим расширяются возможности глобального чтения и идеограммного письма. В целом поведение больных становится более ровным, деятельность более целенаправленной. Несмотря на это остаются значительными дефекты понимания речи, в основном внеситуативной. Выявляется и отчуждение смысла слова, особенно при предъявлении менее частотных названий. В спонтанной речи остается логорея, элементы словесного салата. Иногда высказывание носит витиеватый характер, вследствие соединения упроченной в прошлом лексики и фразеологических оборотов с индивидуальными нестандартными парафазиями. Навык самоконтроля недостаточен как в устной, так и в письменной речи. Письмо с частыми вербальными и литеральными парафазиями, пропусками букв. Необходимо продолжение занятий. Результаты второго этапа обучения В большинстве случаев отмечается достаточно полное восстановление понимания ситуативной речи. Появляются определенные возможности понимания внеситуативных вопросов и ряда устных инструкций. Больные реже переспрашивают, в диалоге чувствуют себя более уверенно. В целом отмечается существенный рост возможностей речевой коммуникации. Восстанавливается фонематический слух: больные начинают дифференцировать на слух слова с оппозиционными фонемами (правда, с опорой на картинку). Менее выраженным становится отчуждение смысла слова. Оно остается значимым лишь в отношении малоупотребляемых слов. Появляются возможности улавливания не только смысловых, но и формально-грамматических искажений слов и фраз. Собственная речь становится значительно «чище». Словесный салат и логорея появляются лишь в виде элементов. Возрастает активный словарь, в том числе предметный. Фраза оформляется более адекватно как логически, так и грамматически и, кроме того — более лаконично (уменьшение логореи). Реже выявляются паузы, свидетельствующие об укреплении навыка самоконтроля. Возрастают возможности называния. При этом отмечается увеличение удельного веса предметных номинаций. Составление фразы по сюжетной картинке становится более доступным. Больные приобретают навык составления адекватной фразы, состоящей из заданного количества слов. Информативность фразы возрастает. Тоже при пересказе текста. Особенно важно, что больные, как правило, справляются с передачей основной сюжетной линии рассказа. Положительные изменения отмечаются и в письменной речи. Чтение с меньшим числом вербальных и литеральных парафазии. Имеющиеся парафазии становятся более стандартными по характеру. Появляются возможности звуко-буквенного анализа состава слова. В письме под диктовку значительно увеличивается число доступных слов и фраз. В коммуникативных целях больные начинают пользоваться письмом «от себя». В целом отмечается уменьшение истощаемости больного, укрепление функции произвольного внимания, стабилизация эмоциональной сферы. Остаточные явления афазии представлены следующей симптоматикой: легкая логорея, редкие вербальные и литеральные парафазии, элементы непонимания речи на фоне истощения, а также при увеличении объема воспринимаемого материала. Иногда встречаются отдельные аграмматизмы, ошибки в ударении. Не исчезает полностью и вычурность высказывания, что свидетельствует об определенной бедности лексико-грамматических средств. В письменной речи также остаются отдельные искажения звуковой структуры, аграмматизмы. Занятия должны быть продолжены.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |