Равновесие произвольной пространственной системы сил
Министерство образования и науки Российской Федерации Иркутский государственный технический университет Филиал ИрГТУ в г. Усолье-Сибирское Кафедра общеинженерной подготовки
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Методические указания для практических занятий для студентов, обучающихся по направлению подготовки 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника»
Профиль подготовки: «Тепловые электрические станции»
Квалификация (степень) 62 бакалавр
Иркутск 2012
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ На каждом занятии студенты должны решить предложенные задачи в рабочей тетради из сборника задач [2]. Индивидуальные задачи на карточках выполняются также в рабочей тетради. Задачи, не выполненные в аудитории, считаются домашним заданием. Выдача заданий на расчетно-графические работы производится на практическом занятии по теме РГР. Критерии оценки. Задача зачитывается при правильном решении и оформлении расчета в соответствии с требованиями, а также при наличии небольших математических ошибок и при небольших погрешностях в оформлении (например, при отсутствии единиц измерения у результатов промежуточных вычислений, неточностях в чертежах). Задача не зачитывается при неправильном применении формул теоретической механики или при правильном выборе формул, но с серьезными математическими ошибками в расчетах или путанице в единицах измерения, при отсутствии записи формул, хотя числа подставлены правильно, при небрежном оформлении решения, при незаконченном решении. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие № 1 Равновесие системы сходящихся сил и произвольной плоской системы сил Цель : научить студентов определять реакции опор конструкций при действии систем сил указанных типов. Содержание задания: - решение проектной задачи по оптимизации конструкции; - решить задачи из [2] № 2.19, 2.7, 2.25, 6.3; 4.27, 4.28; - получить задание на РГР С1 «Определение реакций опор твердого тела». Ход занятия. 1. Путем устного опроса проверяется знание теоретического материала, необходимого для решения задач. 2. Типовая задача представлена в виде проблемы выбора оптимальной конструкции и состоит из 3-х частей: а) проверка работоспособности конструкции, находящейся под действием заданной нагрузки. 1-е уравнение равновесия составляется на доске, 2-е уравнение, а также решение уравнений студенты выполняют самостоятельно, после чего делают вывод о работоспособности нагрузки; б) после вывода о неработоспособности конструкции методом «мозгового штурма» проводится поиск вариантов повышения ее работоспособности: рассматриваются все схемы, не приводящие к перерасходу материала; в) проверку работоспособности выбранного варианта студенты делают самостоятельно. 3. Самостоятельно, но под контролем преподавателя студенты решают указанные задачи из [2]. 4. Выдается задание на РГР С1 «Определение реакций опор твердого тела». Эта задача представляет собой решение проблемы выбора одного из 3-х вариантов конструкций, для которого реакция указанной опоры имеет экстремальное значение. 5. Разбор примера решения РГР С1. Порядок решения типовых задач на равновесие: – выбрать тело и изобразить силы, действующие на него; – нарисовать систему координат; – записать условия равновесия для полученной системы сил; – решить получившуюся систему уравнений. Основной теоретический материал (контрольные вопросы): · Как вычислить проекцию силы на ось? · Порядок решения задач на равновесие. · Сформулировать условия равновесия системы сходящихся сил. · Как вычислить момент силы относительно точки? · Дать определение плеча силы относительно точки. Правило его построения. · Сформулировать условия равновесия плоской системы сил. · Как найти равнодействующую равномерно–распределенной нагрузки? Занятие № 2 Равновесие произвольной пространственной системы сил Цель : научить студентов определять реакции опор конструкций при действии пространственной системы сил. Содержание задания: - решение типовой задачи; - решить задачи из [2] № 8.13, 8.22. Ход занятия. a. Путем устного опроса проверяется знание теоретического материала, необходимого для решения задач. b. На доске решаются типовая задача на определение реакций опор распространенной конструкции: вал, установленный в двух подшипниках. Обращается внимание студентов на то, что они встретятся с этой конструкцией в своей профессиональной деятельности при выборе приводов насосов и компрессоров, а также при изучении дисциплины «Механика» и при изучении спец. дисциплины «Турбины тепловых и атомных электрических станций». Решение задачи проводится методом проекций: а) первая проекция (фронтальная) вычерчивается на доске и составляются первые три уравнения равновесия; б) две другие проекции студенты выполняют самостоятельно. После чего составляют остальные уравнения решают всю систему уравнений. c. Самостоятельно, но под контролем преподавателя студенты решают указанные задачи из [2]. Порядок решения типовых задач на равновесие пространственной системы сил методом проекций: – выбрать тело и изобразить силы, действующие на него; – нарисовать систему координат; – разложить силы на составляющие, параллельные осям; – выполнить проекции тел и сил на координатные плоскости; – записать уравнения равновесия для полученных плоских систем сил (без повторения); – решить получившуюся систему уравнений. Основной теоретический материал (контрольные вопросы): · Порядок решения задач на равновесие. · Как вычислить проекцию силы на ось? · Как вычислить момент силы относительно точки? · Как вычислить момент силы относительно оси? · Реакции опор в пространственной задаче. · Сформулировать условия равновесия пространственной системы сил. Занятие № 3 Кинематика точки Цель :научить студентов находить кинематические параметры точки при заданном законе ее движения. Содержание задания: - решение исследовательской задачи; -решить задачи из [2] № 10.2(1 – 3), 12.1, 12.2, 12.7, 12.16; - получить задание на РГР К1 «Определение скорости и ускорения точки по заданным уравнениям ее движения»; Ход занятия. 1. Путем устного опроса проверяется знание теоретического материала, необходимого для решения задач. 2. На доске решаются типовые задачи на определение кинематических параметров точки в заданный момент времени (в естественной или координатной формах). 3. Решается исследовательская задача о дальности полета тела, брошенного под углом к горизонту, не являющаяся типовой (время движения неизвестно). Закон движения задан в общем виде. Ход работы: а) для отыскания времени полета перед аудиторией ставится вопросы: что известно о движении тела в момент падения? Как записать эту информацию математически? (рассматриваются все предложенные варианты); б) вычислив время полета, студенты самостоятельно находят дальность полета в общем виде; в) ставится вопрос: при каком угле бросания дальность будет максимальной? Студенты должны исследовать полученное решение на экстремум математическими методами; г) предлагается дополнительный вопрос: какова максимальная высота подъема тела в этих условиях? Студенты уже полностью самостоятельно должны составить уравнение для времени подъема, решить его и вычислить высоту подъема тела. 4. Самостоятельно, но под контролем преподавателя студенты решают указанные задачи из [2]. 5. Выдается задание на РГР К1 «Определение скорости и ускорения точки по заданным уравнениям ее движения». 6. Разбор примера решения РГР К1. Порядок решения типовых задач: – вычислить координаты точки и построить ее положение; – найти уравнение траектории точки, исключив время из закона ее движения, и построить ее. – вычислить проекции скорости точки, ее модуль и построить вектор скорости; – вычислить проекции ускорения точки, его модуль и построить вектор ускорения; – при необходимости: вычислить касательное и нормальное ускорения точки и радиус кривизны ее траектории. Примечание. Если из текста задачи можно установить характер движения точки (равномерное, равнопеременное, прямолинейное и др.), для решения задачи надо применять формулы для этого вида движения. Основной теоретический материал (контрольные вопросы): · Как найти уравнение траектории точки? · Формулы скорости и ускорения точки при координатном и естественном способах задания движения. · Какие изменения скорости точки характеризуют касательное и нормальное ускорения точки? · Формула касательного ускорения при координатном способе задания движения точки. Какое изменение скорости точки оно характеризует? · Дать определение радиуса кривизны кривой. Для каких кривых он одинаков для всех точек кривой? · Частные случаи движения точки. Занятие № 4
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |