Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Протекционистская политика Индии как способ решения региональных проблем.



2020-02-03 501 Обсуждений (0)
Протекционистская политика Индии как способ решения региональных проблем. 0.00 из 5.00 0 оценок




Стратегическая цель внешней политики Индии – превращение в державу мирового уровня – определилась еще более полувека назад, сразу после завоевания независимости. Почти с самого начала международный курс страны стал предметом надпартийного согласия и общенационального консенсуса. Сейчас стоит вопрос о закреплении Индии в качестве глобальной державы.

По размеру валового национального продукта, экономика Индии занимает 12-е место в мире (ок. 1 триллиона долларов). Рост экономики Индии составляет 9% (2007-2008 гг.), что ставит ее на второе место (после Китая) в числе самых быстроразвивающихся стран мира. Инфляция держится на уровне 6%. Золотовалютные резервы на конец 2007/08 фин. г. достигли 309,7 млрд. долл. Те не менее, годовой доход на душу населения составляет менее 1000 долларов (примерно 120 место в мире), что сравнимо с доходами в других бедных странах. Главные причина тому – огромное и все возрастающее население Индии (ок. 1,2 миллиарда), слаборазвитая инфраструктура, огромный разрыв между богатыми и бедными, а также территориально-неравномерное развитие экономики. Четверть индийцев живут за чертой бедности. Средний класс составляет лишь около трети населения.

Основу экономики Индии составляет сфера услуг, а не сельское хозяйство и даже не промышленность, как принято думать. И хотя в сельском хозяйстве занято до 60% от 500 млн. человек работоспособного населения, его доля в ВВП составляет лишь 17,5%, тогда как сфера услуг (включая туристическую индустрию) дает 55,9% поступлений в бюджет страны. Однако легкая и тяжелая промышленность (26,6%) не стоят на месте, постепенно увеличивая долю в экономике страны. Добавим сюда также телекоммуникации, сферы высоких технологий, которые также развиваются огромными темпами. В последние годы Индия добилась выдающихся успехов в сфере IT. На территории Индии находятся офисы и IT-центры ведущих софтверных гигантов, таких как Microsoft, Oracle и др.[18]

Экономика Индии в большей степени социалистическая, чем капиталистическая. Сразу после обретения независимости, индийское правительство взяло в свои руки полный контроль над производством и распределением природных ресурсов. Развитие страны определяется пятилетним планом, который разрабатывает специальная плановая комиссия во главе с Премьер-министром. В последнее время Индия постепенно движется к капитализму. Многие сферы производства и услуг приватизируются, государство постепенно ослабляет контроль за импортом-экспортом и инвестициями. Благодаря активным экономическим реформам, которые начались в 90-х года 20-го века и процессу приватизации, Индия становится более открытой и привлекательной для западных инвесторов. По оценкам многих экспертов, по своей инвестиционной привлекательности Индия занимает второе место в мире после Китая. Общая сумма иностранных инвестиций в экономику Индии в период с 1991 г. по апрель 2008 г. составляет ок. 80 млрд. долларов США.

Среди проблем индийской экономики необходимо отметить, в частности, следующие:

· сильная зависимость от импорта сырой нефти (за счет импорта страна удовлетворяет более 75% потребностей в этом товаре). Разведанные запасы коксующегося угля весьма ограничены, качество энергетических углей низкое, страна испытывает хронические перебои и дефицит электроэнергии;

· вследствие значительного числа бедного населения в стране государство вынуждено расходовать большие средства на обеспечение их минимального прожиточного уровня за счет различного рода пособий, дотаций, субсидий, что ложится тяжелым бременем на бюджет страны;

· в основных секторах экономики по-прежнему доминируют государственные корпорации, что негативно сказывается на развитии конкуренции и других рыночных механизмов;

· "зарегулированность" и бюрократизированность процессов принятия административных решений, широкое распространение коррупции;

· неразвитость инфраструктуры;

· многочисленные проблемы сельского хозяйства, с которым связана жизнь огромного числа индийцев, в т.ч. преобладание малых землевладений (менее 1 га), незначительное количество современных фермерских хозяйств, низкая механизация сельхозпроизводства, недостаток хранилищ для сельхоз-продукции и, соответственно, значительные потери произведенной продукции на различных стадиях её использования, высокая стоимость транспортировки сельхозпродукции (на 20-30% выше, чем в других странах-сельхозпроизводителях), снижающая рентабельность её поставок на большие расстояния и на экспорт, большое количество посреднических структур, несо-ответствие внутренних стандартов качества и безопасности сельхозпродукции международным стандартам, зависимость земледелия от погодных условий, растущие экологические проблемы, связанные в т.ч. с глобальным потеплени-ем, выбросом вредных веществ, интенсивным использованием удобрений и пестицидов и т.д.;

Экономическая политика правительства Индии нацелена на создание благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны и поощрение инвестиционного сотрудничества между индийскими и иностранными фирмами.

Начиная с 1991 г. правительство Индии проводит политику рыночных реформ и либерализации экономики страны, открывая все новые сектора производства и услуг для иностранных инвестиций.[19] Система лицензий в частном секторе отменена (за исключением 15-ти отраслей). Одновременно предоставлена свобода для расширения существующих и закрытия старых предприятий. Политика правительства ориентирована на приватизацию существующих и отказ от создания новых государственных предприятий. Под давлением налогового кризиса отменены субсидии предприятиям. Усилилась конкуренция со стороны иностранных предприятий; при этом усилены меры протекционизма. Таким образом, под влиянием новой экономической политики и конкуренции иностранных предприятий размещение производства в Индии все больше определяется экономическими, а не социальными факторами, например такими, как развитие отсталых штатов. В результате усугубилось региональное неравенство. Лидерами по темпам роста чистого ВВП в постреформенный период стали Махараштра и Гуджарат в группе штатов с высоким доходом и Раджастан в группе штатов с низким доходом.

Увеличились темпы роста ВВП в штатах Керала, Тамилнад, Западная Бенгалия, Мадхья-Прадеш и Андхра-Прадеш, снизились – в штатах Пенджаб и Харьяна. В итоге, штаты со средним уровнем дохода стали развиваться быстрее, и напротив, штаты с малым уровнем дохода продолжают нести потери от низких темпов роста. Штаты с самыми высокими темпами роста – Махараштра и Гуджарат – сумели привлечь 35,3% всей помощи, распределявшейся финансовыми институтами страны и, согласно меморандумам предпринимателей, – 36,9% инвестиций, причем их доля в общей численности населения Индии составляет всего 14,2%. На последнем месте – штат Бихар. Коммерческие банки продолжают переводить финансовые ресурсы из штатов с низкими результатами экономической деятельности (т.е. низким отношением кредитов к депозитам) в штаты с высокими результатами (высоким отношением кредитов к депозитам).[20]

В настоящее время иностранные инвестиции разрешены в такие отрасли как энергетика (кроме атомной), фармацевтика, строительство объектов недвижимости и инфраструктуры, добыча нефти, киноиндустрия и др. Ограничения на иностранные инвестиции сохраняются в таких чувствительных для индийской экономики отраслях как оборона, воздушный транспорт (внутренние авиалинии), атомная энергетика, сельское хозяйство, розничная торговля.

По исследованиям консалтинговой компании A.T.Kearney, в 2005 г. Индия заняла 2-е место по степени привлекательности инвестирования в свою экономику после Китая.[21]

Сумма крупнейших приобретений зарубежными компаниями долей в индийских компаний составила в 2005 календарном году более 4 млрд. долл. США, а общая сумма прямых инвестиций достигла 5,3 млрд. Сумма нетто-инвестиций иностранных институциональных инвесторов на фондовом рынке Индии в 2005 г. достигла 10,1 млрд. долл. США (в 2004 г. - 8,5 млрд. долл. США). Иностранные инвестиции направлены в текстильную промышленность, телекоммуникации, производство потребительских товаров, развитие инфраструктуры, включая строительство аэро- и морских портов, автомобильных и железных дорог, электростанций и т.п.

Правительство Индии приветствует инвестиции в такие отрасли индийской экономики, как инфраструктурные проекты, машиностроение, информационные технологии, фармацевтика, нефтегазовый и нефтехимический комплексы страны, а также другие отрасли, продукция которых востребована на местном рынке и может быть экспортирована. Самыми активными инвесторами в экономику Индии являются Маврикий (38,7%), США (17,1%), Япония (6,8%), Великобритания, Нидерланды, Германия, Австралия, Франция, Малайзия.

В зависимости от сектора индийской экономики, правительство страны законодательно установило предельный уровень и условия допуска (автоматический режим или необходимость прохождения процедуры одобрения соответствующими госорганами) иностранных инвестиций. В случае автоматического режима от компании требуется уведомить местное отделение Резервного банка Индии в течение 30 дней с момента получения средств иностранного инвестора и предоставить в Резервный банк Индии документацию по установленной форме в течение 30 дней с момента передачи акций иностранному инвестору. Подобный режим применяется, если условия инвестиционного проекта не противоречат правительственным ограничениям и установленным лимитам.

В случае использования режима предварительного одобрения проекты рассматриваются Советом по содействию иностранным инвестициям (FIPB). Компании необходимо подать заявку в FIPB, а также получить рекомендации профильных отраслевых министерств Индии. Процедура рассмотрения инвестиционных проектов длится приблизительно 30 дней. Учитывая действующие требования и нормы для различных секторов экономики, FIPB может рекомендовать более высокие или низкие доли иностранного капитала (вплоть до 100% при условии временного отсутствия индийского партнера).

Прямые иностранные инвестиции в собственность предприятий, относящихся к соответствующим секторам индийской экономики, допускаются в следующих объемах:

1. Банковский сектор - FDI до 74% разрешаются в автоматическом режиме в соответствии с директивами Резервного банка Индии.

2. Небанковские финансовые компании (NBFC) - FDI для NRI/OCB (Non-resident Indian/Overseas corporate bodies) разрешены в 19 направлениях небанковской деятельности, в том числе: торговые банковские операции, морское страхование, брокерская деятельность на фондовых биржах, венчурный капитал, услуги по хранению, обмен валюты, факторинг, лизинг, услуги советников по инвестициям, финансирование жилищного строительства, управление активами, услуги портфельного управления, финансовые консультации, кредитные карты и др. Иностранный инвестор может образовывать 100% дочернюю компанию.

3. Страхование - FDI разрешаются до 26% в автоматическом режиме при условии получения лицензии Управления регулирования и развития страхования (IRDA).

4. Авиакомпании внутренних перевозок - автоматический режим не применим. Прямое или косвенное участие иностранных авиакомпаний не разрешается.

5. Аэропорты - FDI разрешаются до 100%, при этом свыше 74% требует одобрения индийского правительства.

6. Телекоммуникации - FDI разрешаются: в базовые услуги (мобильная связь, пейджинг, глобальная мобильная персональная спутниковая связь) при наличии лицензии Департамента телекоммуникаций и одобрения FIPB – до 74%; в производство средств дальней связи – до 100%.

7. Нефть (без нефтепереработки) - FDI разрешаются до 100% в автоматическом режиме (для газового сектора – с разрешения FIPB).

8. Нефтепереработка - FDI разрешается до 26% в государственные предприятия, при этом 26% принадлежит госпредприятию, 48% – государству. Автоматический режим не разрешается. В частные индийские предприятия разрешается до 100% в автоматическом режиме.

9. Строительство объектов недвижимости - FDI до 100% разрешаются в режиме автоматического одобрения в любые формы жилищного строительства, строительство торговых помещений, гостиниц, курортов, больниц, образовательных помещений, мест отдыха и развлечений, городской и районной инфраструктуры.

10. Уголь, лигниты - FDI разрешаются: до 100% частным индийским энергетическим компаниям в разведку и добычу для собственного потребления при производстве электроэнергии; до 100% для предприятий по переработке угля, исключая добычу/продажу обогащенного или сортированного угля; до 74% для разведки или добычи для собственного потребления. Во всех указанных случаях FDI в размере до 50% разрешаются в автоматическом режиме, при условии, что FDI не превышают 49% доли государственного участия.

11. Фонды венчурного капитала (VCF) и компании венчурного капитала (VCC) – FDI в автоматическом режиме не разрешаются. Оффшорные VCF/VCC могут вкладывать до 100% капитала в индийские VCF и VCC в автоматическом режиме при соответствии нормам регулирования Совета по ценным бумагам и биржам (SEBI) и определенных отраслевых лимитов.

12. Компании, инвестирующие в инфраструктуру и услуги - не разрешаются инвестиции в автоматическом режиме. FDI разрешаются с учетом специальных требований и условий.

13. Радиоактивные минералы - FDI разрешаются в добычу, обогащение и комплексную переработку полученного продукта – до 74%, по спец. разрешению Комиссии по атомной энергии Индии – более 74%.

14. Оборонная и стратегические отрасли промышленности - FDI, разрешаются до 26% при условии получения разрешения правительства Индии.

15. Сельское хозяйство - FDI не разрешаются, за исключением чайных плантаций при получении одобрения индийского правительства (до 100%).

16. Печатные средства массовой информации - FDI разрешаются: до 100% в индийские издания научно-технических и научно-популярных периодических журналов; до 26% портфельных инвестиций в индийские новостные печатные средства массовой информации и телевизионные спутниковые каналы.

17. Радио и телевещание - FDI разрешаются: до 100% в производство телевизионного программного обеспечения с разрешения индийского правительства; в проектирование, монтаж и налаживание аппаратного обеспечения линий спутниковой и кабельной связи – до 49%; обеспечение непосредственного телевещания (прием телевизионных сигналов) – до 20%; наземное радиовещание в диапазоне FM – до 20%. Деятельность частных операторов в наземных передающих телевизионных сетях не разрешается.

18. Энергетика (за исключением АЭС) - FDI до 100% разрешаются без ограничений в производство, передачу и распределение электроэнергии.

19. Фармацевтические и лекарственные препараты - FDI разрешаются до 100% в автоматическом режиме для производства медикаментов и фармацевтических препаратов. Необходимо одобрение индийского правительства, если для производства медикаментов и фармацевтических препаратов требуется получение обязательной лицензии или используются методы генной инженерии.

20. Гостиницы и туризм - FDI разрешаются до 100% в автоматическом режиме.

21. Горнодобывающая промышленность - FDI разрешаются в автоматическом режиме: до 74% в разведку и добычу алмазов и драг. камней; до 100% в разведку и добычу золота, серебра и минералов (исключая алмазы и драгоценные камни), их металлургию и обработку.

22. Почтовая служба - FDI до 100% с разрешения правительства для осуществления курьерских услуг, за исключением рассылки писем.

23. Охрана окружающей среды - FDI до 100% разрешаются в автоматическом режиме для производства оборудования для контроля над загрязнением окружающей среды и создание интегрированных систем контроля.

24. Реклама и кино - FDI до 100% разрешаются в автоматическом режиме.

25. Скоростные транспортные системы массовых пассажирских перевозок - FDI до 100% разрешаются в автоматическом режиме.

В соответствии с индийским законодательством (Закон о валютном регулировании – "Foreign Exchange Management Act, 1999" (FEMA) и "Company Act, 1956") представительство иностранной компании может быть зарегистрировано в виде: "Foreign company" - компания со 100% иностранным капиталом; "Branch office" - филиал иностранной компании; "Project office" - представительство по реализации конкретного проекта; "Liaison office" - представительство по связи.[22]

Иностранная компания может также открыть в Индии свой филиал или отделение (Branch office), в рамки деятельности которого входит предпринимательская деятельность: экспорт/импорт товаров, представление интересов и предоставление профессиональных и консультативных услуг, исследования рынков, содействие техническому и финансовому сотрудничеству между индийскими компаниями и основной (учредительной) компанией. Для открытия филиала требуется разрешение Резервного Банка Индии (RBI) и его деятельность регулируется местным законодательством, включая налогообложение и аудиторский контроль.

Project office - вид компании занимающейся только реализацией конкретного коммерческого или экономического проекта и не имеющая право заниматься никакой иной деятельностью. Сфера деятельности компании типа Project office определяется согласованным партнерами в установленном порядке положением и регламентируется местным законодательством, включая налогообложение и аудиторский контроль.

В сферу деятельности представительства по связи (Liaison office) входит представление интересов и содействие экспорту/импорту, содействие техническому и финансовому сотрудничеству, обеспечение связи. Liaison office не может от своего имени заниматься коммерческой, производственной и любой иной предпринимательской деятельностью, получать/выплачивать комиссию, получать/выдавать займы без разрешения RBI. С учетом этого Liaison office не облагается корпоративным налогом, но сохраняются другие налоги и аудиторский контроль.

Создание представительства сопровождается выполнением определенных формальностей, при этом все вопросы, относящиеся к регистрации, решаются Резервным банком Индии.

Таможенное законодательство Индии регулируется Законами о таможне от 1962 г. (Customs Act, 1962) и таможенном тарифе от 1975 г. (Customs Tariff Act, 1975), которые определяют процедуру взимания таможенных пошлин. Поправки в Таможенный тариф (Customs Tariff) принимаются на ежегодной бюджетной сессии Парламента Индии. Индийское таможенное законодательство корреспондируется с правилами ВТО.

Индия активно применяет все основные виды тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые включают взимание импортных и экспортных пошлин, установление нетарифных барьеров.

К основным видам импортных пошлин относятся базовая таможенная пошлина, дополнительная пошлина (эквивалентна акцизному сбору на товары, производимые в стране), специальная дополнительная таможенная пошлина, антидемпинговая или защитная пошлина (используется с целью защиты местного производителя), и компенсационная пошлина (применяется в соответствии с соглашением по ВТО).

С целью защиты внутренних товаропроизводителей установлены повышенные ставки базовых импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, а ввоз пшеницы и риса ограничен:

• сахар, чай, кофе – 100%

• орехи, перец, гвоздика – 70%

• свежие овощи и фрукты – 30%.

На большинство видов ввозимых машин и оборудования ставка таможенной пошлины составляет 36,7%, а на мотоциклы и легковые автотранспортные средства – 144% и 162% соответственно.

Максимальная ставка базовой импортной пошлины на большинство несельскохозяйственных товаров составляет 12,5%.

Нетарифные барьеры включают применение маркировки на расфасованный товар, требования к техническим стандартам качества товаров в соответствии с Индийскими стандартами качества (IQS), а также меры по контролю над импортом сельхозпродукции (получение фитосанитарного сертификата и различных видов разрешений для ввоза в страну растений, фруктов, семян и продуктов животного происхождения).

В 2001 г. были сняты последние количественные ограничения на импорт, в связи с чем правительством была создана постоянно действующая межведомственная группа (Inter-Ministerial Group), которая осуществляет контроль над импортом 300 "чувствительных" товарных позиций (sensitive items) и имеет полномочия принимать в случае необходимости защитные меры. К "чувствительным" товарам относятся те товары, производство которых имеется в стране и импорт которых в значительной степени может влиять на спрос и цены на внутреннем рынке. В список "чувствительных" товаров входят сырое пальмовое масло, пищевое масло, хлопок, шелк, специи, молоко и молочные продукты, фрукты, овощи, каучук, мрамор, гранит, чай, кофе, алкогольные напитки, пшеничная мука, сахар, сигареты, соль и др.

В Индии действует запрет на импорт говядины в любых формах и пищевых продуктов, содержащих ее компоненты. При импорте партий пищевых продуктов экспортер должен представить документ, подтверждающий отсутствие компонентов говядины в них во всех ее формах. Упакованные продукты должны иметь соответствующую маркировку.

Импорт мяса и домашней птицы осуществляется в соответствии с положениями Инструкции о мясных пищевых продуктах (Meat Food Products Order, 1973), предписывающей санитарные и гигиенические требования, наличие специальной упаковки, маркировки, сертификата соответствия. Подобные требования предъявляются также к импорту всех пищевых продуктов (включая чай), указанных в Законе о фальсификации пищевых продуктов (Food Adulteration Act, 1954).

Таким образом, представляется, что Индия, бесспорно, уже вошла в число мировых держав и превратилась в особую подсистему международных отношений. При этом в качестве одного из главных инструментов защиты своих производителей Индия выбрала политику протекционизма. Это позволяет ослаблять конкуренцию с иностранными фирмами в наиболее важных для себя областях. Но при этом такая политика сочетается со стремлением привлечь иностранные инвестиции в выгодных для себя объёмах. Такое сочетание протекционизма и либерализма оказалось довольно эффективным, что позволило Индии не только защитить своих производителей, но и привлечь иностранный капитал.

Главное, что может вынести для себя из опыта протекционистской политики Индии Россия, так это грамотное сочетание защиты интересов своих производителей с привлечением иностранных инвестиций. Это позволяет не только развивать регионы на основе отечественных производств, но и получать из-за границы новые технологии.


Заключение

Под региональной проблемой понимается системное проявление дисбаланса в функционировании (состоянии, развитии) одного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий.

Можно выделить следующие региональные проблемы: социально-демографические и этнонациональные (активная депопуляция, социальная избыточность, угроза воспроизводству коренных национальностей, неадаптивное изменение национально-этнического состава, в том числе из-за нерегулируемой миграции, и т.п.), связанные с ресурсоистощением (сокращением естественных источников, например добываемых полезных ископаемых, пастбищ и т.п.), носящие геополитический характер (образование анклавов, зон приграничных конфликтов и т.п.), вызванные внешними причинами быстрой утраты хозяйственного профиля территории (проблемы региональной перепрофилизации).

В настоящее время в России можно выделить следующие региональные проблемы:

1. нехватка рабочих мест в ряде регионов;

2. отсутствие эффективного единого экономического пространства;

3. нехватка квалифицированной рабочей силы;

4. депрессивное состояние агропромышленного комплекса;

5. низкая производительность труда;

6. малая инвестиционная привлекательность регионов.

Современное положение Урала можно сравнить с первым этапом антикризисных мероприятий в Руре, когда акцент делался на поддержку уже существующих производств. Необходимо не только восстанавливать промышленность, но и внедрять новейшие технологии, делать ее конкурентоспособной, определить свою нишу в производстве, системно осуществлять уникальные разработки.

Главное, что может заимствовать правительство России из опыта Бразилии для решения социального неравенства, это пример массового строительства дешёвого жилья. В настоящее время, когда в стране его крайне не хватает, а большинство населения не имеет возможности его приобрести, это может стать выходом из сложившейся ситуации.

Из опыта протекционистской политики Индии Россия может заимствовать грамотное сочетание защиты интересов своих производителей с привлечением иностранных инвестиций. Это позволяет не только развивать регионы на основе отечественных производств, но и получать из-за границы новые технологии.

Роль государства в российских условиях должна сводиться к обеспечению экономической стабильности, созданию жесткой правовой базы, улучшению имиджа, инвестиционной привлекательности. Региональная политика может выражаться в добровольном объединении субъектов для координации деятельности, в сотрудничестве руководителей крупных предприятий по недопущению форс-мажорных обстоятельств, особенно в социальной сфере, на подведомственных территориях (массовая безработица, миграция трудоспособного населения, повреждение жизненно важных коммуникаций).

 


Список литературы

1. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М., 2008. с.67

2. Евменов А.Д. Формирование механизма управления экономикой региона /ФГОУ Высшего профессионального образования. «Санкт-Петербургский ун-т кино и телевидения». – СПб.: ООО «Издательство «Диалог», 2005. – 141с.

3. Слуцкий Е.Г. Регион Россия: социально-экономические и геополитические проблемы и перспективы. Вып.1 /ИРЭ. РАН. – СПб., 2002. – 159с.

4. Колесников Н.Е. Социальные ресурсы и резервы региональной экономики: методология, проблемы развития, управление /РАН. ИРЭ. – СПб., 2001. – 225с.

5. "Новые известия", 2 ноября 2008 г.

6. «Эксперт» №44 (538)

7. Крупнейшие промышленные и торговые монополии: экономико-статистический справочник. / Под ред. Л.Н. Покровского М., 2000. С. 175.

8. Региональное развитие в капиталистических странах в условиях научно-технического прогресса: Научно-аналитический обзор. М., 2001. С. 21.

9. Шакиров А. Экономика Бразилии в 2008 году // Мировая экономика и международные отношения, 2009, № 1

10. Романова З. Бразилия – восходящий гигант // Экономист. 2006, - № 2, с.85-96

11. Романова З. Латинская Америка и современная внешнеторговая конкуренция // Экономист.2005, - № 8, с.64-76

12. Абрамов О. Коммунализм в современной Индии//Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №1. - С. 96-103.

13. Джилл С.С. Экономика развивающегося региона: опыт Индии //Проблемы прогнозирования /Институт Народнохозяйственного Прогнозирования РАН. - 2002. - №6. – С.65-74.

14. "Россия в глобальной политике". № 4, Июль - Август 2007

15. www.regionalistica.ru/library/articles/rft4/

16. www.rbk-daily.ru

17. www.osp.ru/text/233652/5742152/

18. Wirtschaftsgeographie Deutschlands. 101 Tabellen / Hrsg von Elmar Kulke; Beitr. von Adolf Arnold… Gotha; Stuttgart; Klett – Perthes, М., 1998. с. 452–453.


[1] Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М., 2008. с.67

[2] Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М., 2008. с.69

[3] Евменов А.Д. Формирование механизма управления экономикой региона /ФГОУ Высшего профессионального образования. «Санкт-Петербургский ун-т кино и телевидения». – СПб.: ООО «Издательство «Диалог», 2005. – 141с.

[4] Слуцкий Е.Г. Регион Россия: социально-экономические и геополитические проблемы и перспективы. Вып.1 /ИРЭ. РАН. – СПб., 2002. – 159с.

[5] Колесников Н.Е. Социальные ресурсы и резервы региональной экономики: методология, проблемы развития, управление /РАН. ИРЭ. – СПб., 2001. – 225с.

[6] "Новые известия", 2 ноября 2008 г.

[7] http://www.osp.ru/text/233652/5742152/

[8] «Эксперт» №44 (538)

[9] Wirtschaftsgeographie Deutschlands. 101 Tabellen / Hrsg von Elmar Kulke; Beitr. von Adolf Arnold… Gotha; Stuttgart; Klett – Perthes, 1998.  С. 452–453.

[10] Крупнейшие промышленные и торговые монополии: экономико-статистический справочник / Под ред. Л.Н. Покровского М., 2000. С. 175.

[11] Региональное развитие в капиталистических странах в условиях научно-технического прогресса: Научно-аналитический обзор. М., 2001. С. 21.

[12] Э. Штаудт. Проблемы Рурской области. М.,2005

[13] Шакиров А. Экономика Бразилии в 2008 году // Мировая экономика и международные отношения, 2009, № 1.

[14]Романова З. Бразилия – восходящий гигант // Экономист. 2006, - № 2, с.85-96

 

[15] www.rbk-daily.ru

[16] www. Handelsblatt.com

[17] Романова З. Латинская Америка и современная внешнеторговая конкуренция // Экономист.2005, - № 8, с.64-76

 

[18] Абрамов О. Коммунализм в современной Индии//Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №1. - С. 96-103.

 

[19] Джилл С.С. Экономика развивающегося региона: опыт Индии //Проблемы прогнозирования /Институт Народнохозяйственного Прогнозирования РАН. - 2002. - №6. – С.65-74.

 

[20] Джилл С.С. Экономика развивающегося региона: опыт Индии //Проблемы прогнозирования /Институт Народнохозяйственного Прогнозирования РАН-2002 г.-№6, с.65-74.

[21] "Россия в глобальной политике". № 4, Июль - Август 2007

[22] http://regionalistica.ru/library/articles/rft4/



2020-02-03 501 Обсуждений (0)
Протекционистская политика Индии как способ решения региональных проблем. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Протекционистская политика Индии как способ решения региональных проблем.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)