Изложение кооперативных принципов в федеральных законах, регулирующих деятельность кооперации
Закон РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации направлен на возвращение российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы и предписывает исполнение следующих принципов: 1. добровольное и открытое членство; 2. экономическое участие членов - внесение паевого взноса и получение доли дохода; 3. право участия членов в управлении и контроле; 4. преимущественное право пайщиков при приеме на работу в кооператив и участия в его хозяйственной деятельности; 5. право на автономию и независимость; 6. право на объединение в союзы кооперативов; 7. забота об обществе[5]. Сравнивая провозглашенные МКА кооперативные цели и принципы с закрепленными законодательством РФ целями и принципами деятельности современной российской потребительской кооперации, можно отметить их совпадение по большинству пунктов. Но факторный анализ указывает на частичное несовпадение содержания декларируемых принципов с их фактической реализацией в деятельности потребительских кооперативов. Для удобства дальнейшего анализа выделим факторы социально-экономических моделей кооператива, действующего на принципах МКА и современного российского потребительского кооператива в отдельную таблицу (рис.3.1.) и сравним их.
Рис.3.1 Сравнение принципов деятельности потребительских кооперативов в системе МКА и в российской потребительской кооперации
Декларируемая цель потребительской кооперации удовлетворение потребностей своих членов (Преамбула Закона). Фактически достигаемая цель - удовлетворение потребностей всего населения в зоне обслуживания. Причины и следствия сложившегося положения: - отсутствие реальных преимуществ пайщиков перед остальным населением лишает их мотиваций к участию в потребительских кооперативах, что объясняет отсутствие полноценной социальной базы потребительской кооперации; - обслуживание всего населения за счет привлечения средств пайщиков дискриминирует пайщиков экономически, вызывает естественное негативное отношение к участию в кооперативе, что исключает возможность создания социальной базы потребительской кооперации[6]. Управление и контроль. В кооперативах, действующих на принципах МКА, приняты демократическое управление и демократический членский контроль, основанные на равенстве прав членов; в российской кооперации - административно-общественный контроль, основанный на иерархии прав пайщиков и руководства. Наиболее наглядно негативные стороны такой системы управления и контроля проявились в период реформирования отношений собственности: руководство кооперативов имело возможность акционировать или продавать принадлежащую кооперативу собственность, не считаясь с мнениями пайщиков. Отсутствие демократического членского контроля приводит к финансовым злоупотреблениям руководства и, в общем случае, позволяет ему наживаться за счет пайщиков. Экономическое участие членов. Экономической базой потребительских кооперативов, действующих на принципах МКА, служат паевые взносы их членов и прибыль, полученная от работы с этим капиталом. Экономической основой современных российских кооперативов служит собственность, перешедшая к ним от потребительской кооперации СССР. Эта собственность появилась в результате передачи потребительской кооперации государственной собственности, собственности национализированной у дореволюционных кооперативов и дополненной экономической поддержкой государства. Доля паевых взносов пайщиков в этой собственности на сегодня составляет менее 1%. Из этого можно сделать вывод о том, что в России экономическое участие членов носит формальный характер и не приносит ни пайщикам, ни кооперативам реально заметных экономических выгод. В российской потребительской кооперации не используются возможности привлечения пайщиков к экономическому участию в деятельности кооператива бонусом на товарооборот, который характерен для кооперативов, действующих на принципах МКА, и является одним из средств создания полноценной и устойчивой социальной базы кооперации. Автономия и независимость Потребительская кооперация всех стран так или иначе зависит от государственной поддержки, получаемой в обмен на социальные услуги, оказываемые населению. Современный период развития потребительской кооперации в России характеризуется полной зависимостью от поддержки государства из-за ее экономической нерентабельности. Теоретически, потребительская кооперация может освободиться от этой зависимости путем преобразования своих предприятий в другую правовую форму (что и происходило в начале 90-х годов). Экономический анализ показал, что в случае отказа от решения общегосударственных социальных задач рентабельность потребительской кооперации с ее высоким экономическим потенциалом и высококвалифицированным персоналом безусловно обеспечит ей экономическую независимость от государства. Но здесь проявляется вторая сторона в отношениях между государством и потребительской кооперацией: на данном этапе государство зависит от социальных результатов деятельности потребительской кооперации в гораздо большей степени, чем потребительская кооперация зависит от государственной поддержки. Поэтому можно сделать вывод, что в настоящий период российская потребительская кооперация в достаточной степени автономна и независима. Но к тому времени, когда экономическая обстановка в России стабилизируется и потребительская кооперация утратит свою первостепенную роль в социальной политике государства, она должна стать экономически независимой от государственной поддержки (в том смысле, как это понимается в современных кооперативах развитых стран). Таким образом, мы выявили основные социально-экономические факторы, отличающие российскую потребительскую кооперацию от успешно действующей кооперации развитых стран. Заключение
На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы. Международные принципы кооперации состоят следующем: добровольное и открытое членство; демократический членский контроль; экономическое участие членов; автономия и независимость; образование, повышение квалификации и информация; сотрудничество между кооперативами; забота об обществе. Эти принципы рекомендованы МКА для применения во всех современных кооперативах с поправками на национальные особенности развития кооперативного движения в различных странах. Согласно законодательству, потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов: добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него; обязательности уплаты вступительного и паевого взносов; демократичности управления потребительским обществом (один пайщик - один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества); взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды; ограничения размеров кооперативных выплат; доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков; наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля; заботы о повышении культурного уровня пайщиков. Сформулированная в современном российском кооперативном законодательстве цель потребительской кооперации совпадает по своей сути с целями международной кооперации, но методы ее достижения, сформулированные в принципах "Экономическое участие членов", "Управление и контроль" и "Автономия и независимость" не обеспечивают ее реализации на практике. Для приведения российских кооперативных принципов в соответствие с принципами МКА необходимо установить оптимальные для российских условий совокупности образующих их факторов. Использование общепринятых в мировой кооперативной практике положений позволят российской потребительской кооперации в достаточно короткие сроки влиться в мировое кооперативное сообщество и занять в нем место, соответствующее ее потенциалу. Список литературы
1. Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации" 2. Федеральный закон от 11 июня 1997 г. N 97-ФЗ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" 3. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". 4. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах". 5. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № Ц7-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан". 6. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами" № 795 от 31 мая 1996 г. 7. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. - М., 2001. 8. Указ Президента Российской Федерации "О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации РФ" №144 от 16 февраля 1992 г. 9. Аллахвердиев А. Развитие кооперации в хозяйствах населения/ А. Аллахвердиев // АПК: Экономика, управление. - 2008. - №6. - С.51-55. 10. Бланк Г.Я. Основы теории и история потребительской кооперации. / Г.Я. Бланк - М.: Дело, 2008. - 334с. 11. Бурганов А. Кооперация вчера, сегодня и завтра / А. Бурганов // Власть. - 2007. - N 4. - С.52-55. 12. Ефремова Г.М. Основы теории и истории потребительской кооперации: Учебное пособие. / Г.М. Ефремова, А.В. Ефремов - Новосибирск, 2009 - 322 с. 13. Макаренко А.П. Теория кооперации. / А.П. Макаренко, А.И. Крашенинников, А.В. Кизилевич, В.Е. Паламарчук, Б.Н. Хвостов - М.: Экономика, 2009. - 437 с. 14. Пустырев Е.Ф. Кооперация сквозь призму интересов/ Е.Ф. Пустырев // ЭКО. - 2009. - N 8. - С.134-142. 15. Тарасов Н. Объединение сельскохозяйственных производственных кооперативов (Кооперация или интеграция) / Н. Тарасов, В. Володин. // АПК: экономика, управление. - 2008. - №4. - С.57-64. 16. Торнер Г. Введение в хозяйственное право и право обществ капитала с особым акцентом на кооперативном товариществе. / Г. Торнер - М.: Вита-Пресс, 2008. - 364 с. 17. Файн Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт. / Л.Е. Файн - Иваново: ИГУ, 2008. - 276 с. 18. Янчерко Т.К. Потребительская кооперация в теории. / Т.К. Янчерко - М.: ИНФРА-М, 2009. - 427 с.
[1] Янчерко Т.К. Потребительская кооперация в теории. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с.63 [2] Янчерко Т.К. Потребительская кооперация в теории. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с.69 [3] Ефремова Г.М., Ефремов А.В. Основы теории и истории потребительской кооперации: Учебное пособие. Новосибирск, 1999 – 322 с. [4] Ефремова Г.М., Ефремов А.В. Основы теории и истории потребительской кооперации: Учебное пособие. Новосибирск, 1999 – с.49 [5] Федеральный закон от 11 июня 1997 г. N 97-ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [6] Макаренко А.П., Крашенинников А.И., Кизилевич А.В., Паламарчук В.Е., Хвостов Б.Н. Теория кооперации. - М.: Экономика, 2006. – 437 с.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |