Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок действий в отношении задержанных и обращенных в федеральную собственность культурных ценностей



2020-02-03 180 Обсуждений (0)
Порядок действий в отношении задержанных и обращенных в федеральную собственность культурных ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Кодексе Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность за незаконное перемещение товаров, а также недекларирование либо недостоверное декларирование[34]. Эти меры подлежат применению и в отношении культурных ценностей. Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются так же в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. При этом контрабандой признается как перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации с целью вывоза, так и перемещение через таможенную границу Российской Федерации с целью ввоза в Российскую Федерацию[35].

Уголовным законодательством так же предусмотрено наказание за «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран»[36] в виде лишения свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. Уже само наказание за совершение неправомерных действий в отношении культурных ценностей говорит об их значимости и необходимости законодательной защиты, а так же внимательного контроля должностными лицами как таможенных органов, так и уполномоченными лицами Росохранкультуры.

Культурные ценности, изъятые по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, а также в случаях отказа собственника культурных ценностей в пользу государства или признания этого имущества бесхозным, обращаются в федеральную собственность.

Предметы истории, объекты науки и произведения искусства, обращенные в федеральную собственность по решению суда, по рекомендации экспертной комиссии Министерства культуры РФ или его территориальных органов, могут быть безвозмездно переданы таможенными органами музеям, а предметы культа - религиозным организациям[37].

Например, в Иркутской области в государственные учреждения культуры и религиозные конфессии нашего региона управлением Росохранкультуры г. Иркутска было передано около 400 памятников истории и культуры, предметов музейного значения. Основное количество переданного составили монеты (музею истории города Иркутска и Читинском областному краеведческому музею им. А.К.Кузнецова), предметы дворянского и мещанского быта XIX века - Иркутскому областному историко-мемориальному музею декабристов и т.д. Большая коллекция книг передана в научные библиотеки Иркутского госуниверситета, краеведческого музея и Иркутскую епархию, а краеведческие музеи Читы, Иркутска и Агинский дацан получили предметы буддийского культа, изъятые Забайкальской таможней.

Передача обращенных в государственную собственность изъятых или конфискованных культурных ценностей является одним из основных направлений работы экспертной комиссии, и все эти передачи были осуществлены при взаимодействии таможенных и правоохранительных органов и благодаря активному участию и принятым решениям Росохранкультуры г. Иркутска[38].

Культурные ценности на территории Российской Федерации, не переданные на постоянное хранение в государственные учреждения, а также помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, подлежат реализации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации[39].


 

Заключение

 

С развитием интеграции России в мировую экономику возрастает роль таможенной службы в обеспечении соблюдения запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Деятельность в этой сфере во многом зависит от взаимодействия таможни с различными государственными организациями, от уровня правовых знаний сотрудников таможенных органов.

Известно, что, несмотря на меры по защите национального достояния России, продолжаются попытки незаконного вывоза за границу предметов старины и искусства. Среди причин, определяющих крупномасштабность преступлений в этой сфере, следует выделить возможность получения сверхприбылей (противоправные операции с предметами старины и искусства занимают в мире одно из первых мест среди преступлений международного характера, в том числе, по получаемым доходам).

Взаимодействие с учреждениями культуры позволяет наиболее эффективно претворять в жизнь Федеральную программу мер по обеспечению сохранности культурных ценностей, способствует усилению борьбы с незаконным оборотом предметов, являющихся историческим и культурным наследием народов России.

Меры, направленные на соблюдение запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, отражены в законодательстве и призваны оградить нашу страну от незаконного вывоза культурного достояния. В частности, последнее изменение в федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» было внесено 27 июля 2008 года и вступило в силу с 1 января 2009 года.

Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации наряду с этим законом отражен более чем в десятке нормативно правовых актах. При изучении законодательной базы, с одной стороны, можно говорить о достаточно полном отражении правил вывоза и ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию и порядке их оформления. Однако, на мой взгляд, несовершенство законодательства в этой области заключается в том, что не существует такого документа, который бы объединил в себе все положения, регулирующие перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.


 

Список использованной литературы

 

1. Международная Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. 14.11.1970 г., Париж.

2. Международная Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. 16.11.1972 г., Париж.

3. Международная Конвенция ЮНИДРУА о международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей. 1995г., Рим.

4. Федеральный закон № 4804-1 от 15.04.93. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

5. Федеральный закон №54 – ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде РФ и музеях РФ»

6. Таможенный Кодекс Российской Федерации

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

8. Уголовный Кодекс Российской Федерации

9. Постановление Правительства Российской Федерации № 322 от 27.04.2001 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»

10. Приказ Росохранкультуры № 65 от 10.11.2004 «О порядке оформления вывоза и временного вывоза культурных ценностей»

11. Приказ Россвязьохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации»

12. Письмо Министерства культуры РФ № 01-188/16-30 от 13.12.2001

13. Письмо ГТК РФ № 14-10/25129 от 01.09.2000

14. Письмо ГТК РФ № 01-06/24071 от 19.06.2001 «Об упорядочении нормативной базы по таможенному контролю за перемещением культурных ценностей»

15. Письмо ГТК РФ № 05-18/13062 от 02.04.2002 «О таможенном оформлении и таможенном контроле культурных ценностей»

16. Письмо ФТС России № 06-59/11043 от 11.04.2005 «О направлении списка экспертов»

17. Письмо ФТС России № 04-18/32943 от 22.09. 2005 «О направлении информации»

18. Письмо ФТС России № 04-16/37089 от 09.09.2008 «О направлении информации»

19. Письмо ФТС России № 04-16/7473 от 20.02.2009 «О направлении информации»

20. Анчутина С.А. «Работа экспертной комиссии Территориального управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей в г. Иркутске». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)

21. Войтович А.Н. «Правовая база сохранения культурных ценностей». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)

22. Сомов А.В. «Борьба таможенных органов с контрабандой культурных ценностей». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)

23. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. –М.: Юристъ, 2005 г.

24. Культурные ценности глазами таможенника: Учеб. пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская и др.; Под общ. ред. проф. В.И. Дьякова. -Владивосток: ВФ РТА, 2004 г.


 

Приложение №1

 

Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.

Утвержден Приказом Россвязьохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации».

1. Культурные ценности, включенные в состав Музейного, Архивного и библиотечных фондов Российской Федерации*.

* За исключением копий, отснятых с документов, хранящихся в федеральных и государственных архивах (центрах хранения документации) субъектов Российской Федерации, государственных музеях и библиотеках ведения Минкультуры России, Госфильмофонде России, учреждениях системы РАН.

2. Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:

2.1. мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства;

2.2. предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, созданные более 50 лет назад;

2.3. предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад;

2.4. предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

3. Художественные ценности*:

* За исключением созданных менее 50 лет назад живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов, инсталляций, предметов детского творчества, а также предметов быта независимо от времени их создания, не находящиеся на государственном учете, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

3.1. произведения живописи, скульптуры;

3.2. произведения графики и оригинальные графические печатные формы;

3.3. авторские дизайнерские проекты, инсталляции, художественные композиции и монтажи;

3.4. предметы отправления религиозных культов различных конфессий;

3.5. предметы декоративно-прикладного искусства, в т.ч. художественно оформленное оружие.

4. Составные части и фрагменты архитектурных, исторических памятников и памятников монументального искусства.

5. Печатные издания, созданные более 100 лет назад.

6. Рукописи, документальные памятники, архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы, созданные более 50 лет назад.

7. Уникальные и редкие музыкальные инструменты*.

* За исключением музыкальных инструментов фабричного (мануфактурного) и массового изготовления, в том числе народных музыкальных инструментов, не находящихся на государственном учете, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

На струнные смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) и смычки может оформляться паспорт.

В паспорте на струнные смычковые музыкальные инструменты, не являющиеся уникальными и редкими, Россвязьохранкультурой или ее территориальными управлениями производится следующая запись:

"Россвязьохранкультура (или ее территориальное управление) подтверждает, что данный музыкальный инструмент/смычок не подпадает под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и может вывозиться без оформления свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации".

Данная запись заверяется подписью должностного лица и печатью Россвязьохранкультуры либо ее территориального управления.

8. Знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки, созданные более 100 лет назад*.

* За исключением почтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания.

9. Монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, созданные более 50 лет назад.

10. Старинные ордена и медали*, а также памятные и наградные знаки, настольные медали и печати, созданные более 50 лет назад.

* За исключением личных наград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения, вывозимых самим награжденным.

11. Редкие образцы и коллекции флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких областей науки, как анатомия, палеонтология и минералогия.


 

Приложение №2

 

Форма бланка свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.

Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 27 апреля 2001 года «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей».

СВИДЕТЕЛЬСТВО №  на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации

Выдано

(фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица)

на право вывоза (постоянного, временного) культурных ценностей:

(необходимое подчеркнуть)

Список предметов на __ листах прилагается.

Фотографии предметов в количестве ___ шт. прилагаются

Культурные ценности вывозятся в

 (название страны)

Цель вывоза, срок вывоза

(заполняется при временном вывозе)

Вывоз разрешен на основании решения

 (наименование государственного органа, выдавшего свидетельство)

_____________от " "_________200 г. № ___________

М.П.

(подпись должностного лица государственного органа, выдавшего свидетельство, его фамилия, инициалы)

" "_____________200 ____ г.___________________________

(дата и место выдачи свидетельства)

Отметки таможни


 

Приложение №3

 

Доклад для выступления.

Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса.

Интерес к проблеме культурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах.

Необходимость охраны культурных ценностей признана давно. Первым документом, определяющим принципы международной и национальной охраны движимых культурных ценностей стала "Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности", принятая еще в 1966 году Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры. Ее продолжением стала Парижская Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.

В 1988 году Советский Союз ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и в 1993 году в соответствии с ней был принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", который до сих пор регулирует перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с ним под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

§ созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ.

§ имеющие важное значение и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими в РФ.

§ обнаруженные на территории РФ.

§ приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями.

§ приобретенные в результате добровольных обменов.

§ полученные в качестве дара или законно приобретенные ценности.

Следует учитывать, что к культурным ценностям не относятся современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

В настоящее время запрещены к вывозу из Российской Федерации следующие категории культурных ценностей:

• движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания.

• движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры.

• культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей .

• культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим охрану культурных ценностей является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) , которая находится в ведении Министерства культуры РФ .

К полномочиям Росохранкультуры, в частности, относятся:

6) осуществление государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей;

7) принятие решений о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей, выдача свидетельства на право их вывоза и временного вывоза;

8) регистрация культурных ценностей, ввозимые и временно ввозимые на территорию РФ;

9) обеспечение экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза.

Важная роль так же отводится таможенным органам.



2020-02-03 180 Обсуждений (0)
Порядок действий в отношении задержанных и обращенных в федеральную собственность культурных ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок действий в отношении задержанных и обращенных в федеральную собственность культурных ценностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)