Случай несвязных выборок
Параметрический критерий сдвигов и различий t -критерий Стьюдента
Критерий носит название параметрический, потому что в формулу его расчета включаются такие параметры выборки, как среднее, дисперсия, мода и медиана. Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средних и двух выборок - х и у, которые распределены по нормальному закону. (необходимо проверить нормальность распределения, т.е. посчитать моду, медиану и среднее арифметическое, они должны быть приблизительно равны друг другу). Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.
Ограничения t -критерия Стьюдента : 1 Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений 2 Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону
Случай несвязных выборок
Когда необходимо установить различия между выборками (аналог Q - критерия Розенбаума и U – критерия Манна-Уитни), только с более высокой степенью вероятности.
В общем случае формула для расчета по t-критерию Стьюдента такова
(1) Где
и - среднее арифметическое;
Рассмотрим сначала равночисленные выборки, когда n1 = n2 = n. В этом случае :
В случае неравночисленных выборок n1 ≠ n2
(2) В обоих случаях подсчет числа степеней свободы осуществляется по формуле
где n1 и n2 соответственно величины первой и второй выборок. Понятно, что при численном равенстве выборок к = 2 n – 2. Рассмотрим пример использования t-критерия Стьюдента для несвязных и неравных по численности выборок
Задача1. Психолог измерял время сложной сенсомоторной реакции выбора (в мс) в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальную группу ( X ) входили 9 спортсменов высокой квалификации. Контрольной группой (У) являлись 8 человек, активно не занимающиеся спортом. Психолог проверяет гипотезу о том, что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора у спортсменов выше, чем эта же величина у людей, не занимающихся спортом. Решение. Результаты эксперимента представим в виде таблицы, в которой произведем ряд необходимых расчетов
рассчитывается как 1 элемент в строке Х (504) минус среднее арифметическое по шкале Х т.е. 526 получаем -22, далее второе значение Х 560 - 526 = 34 и так далее. По шкале У действуем аналогично. 580-638=-58; 692-638=54 и т.д. Подсчет выражения (2) дает.
Тогда значение t эмп вычисляемое по формуле (1) таково:
Число степеней свободы к = 9 + 8-2 = 15 По таблице Приложения для данного числа степеней свободы находим
Сформулируем статистические гипотезы: Но - средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в группе спортсменов не отличается от группы люден активно не занимающихся спортом. Н1 - средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в группе спортсменов существенно отличается от группы люден активно не занимающихся спортом.
Строим ось значимости
Таким образом обнаруженные психологом различия между экспериментальной и контрольной группами значимы более чем на 0 1% уровне или иначе говоря средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в группе спортсменов существенно выше чем в группе люден активно не занимающихся спортом. В терминах статистических гипотез это утверждение звучит так гипотеза Н0 о сходстве отклоняется и на 0 1% уровне значимости принимается альтернативная гипотеза Н1 — о различии между экспериментальной и контрольными группами Случай связных выборок Применяется, когда необходимо установить достоверность сдвигов в зависимой выборке (аналог T - критерия Вилкоксона и G – критерия знаков), только с более высокой степенью вероятности.
В случае связанных выборок с равным числом измерении в каждой можно использовать более простую формулу t -критерия Стьюдента
Вычисление значения t осуществляется по формуле: (3) (4) где — разности между соответствующими значениями переменной X и переменной У, а d - среднее этих разностей; Sd вычисляется по следующей формуле: (5) Число степеней свободы k определяется по формуле k=n-1. Рассмотрим пример использования t-критерия Стьюдента для связных и, очевидно, равных по численности выборок. Если tэмп<tкрит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.
Вначале произведем расчет по формуле (4)
Затем применим формулу (5), получим
И, наконец, следует применить формулу (3) Получим
Число степеней свободы к = 8-1=7ипо таблице Приложения находим
Сформулируем статистические гипотезы: Но - сдвиг в сторону уменьшения среднего времени решения третьей задачи по сравнению с первой не достоверен. Н1 - сдвиг в сторону уменьшения среднего времени решения третьей задачи по сравнению с первой существенно достоверен.
Строим «ось значимости»
Таким образом, на 5% уровне значимости первоначальное предположение подтвердилось, действительно, среднее время решения третьей задачи существенно меньше среднего времени решения первой задачи В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так на 5% уровне гипотеза Но отклоняется и принимается гипотеза Н1.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |