Анализ полученных результатов и их интерпретация
Настоящее исследование было начато с проведения методики Керна-Иерасека, состоящее из трех заданий. Задание №1 – изображение фигуры мужчины. С этим заданием справились 14 испытуемых, нарисовав фигуру мужчины правильно, без особенных замечаний. Один испытуемый с заданием справился плохо, нарисовав фигуру человека по принципу «Палка, палка, огуречик», отсутствуют волосы, шея, одежда, пальцы. Задание №2 – копирование двух слов «это шарик». 14 испытуемых показали хороший результат, образец скопирован точно. Буквы превышают размер букв образца не более, чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны в два слова, следовательно, они с заданием справились. Один испытуемый показал плохой результат, в задании, которое он выполнил, совпадают только две буквы и с заданием он не справился. Задание №3 – копирование группы точек. С этим заданием справились 14 испытуемых детей. В работах детей предложенный образец скопирован почти совершенно. Имеется незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. У троих детей имеется уменьшение образца, а незначительное увеличение у двух испытуемых. Рисунок параллелен образцу у всех 14 испытуемых. Один испытуемый показал такой результат: контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек, рисунок больше похож на каракули, следовательно, он с заданием №3 не справился. Количество набранных баллов у группы испытуемых детей представлено в таблице 1 Таблица 1 Результаты трех заданий теста Керна-Иерасека
Общий анализ результатов теста Керна – Иерасека показал, что 14 испытуемых детей, после подсчета баллов трех заданий, показали высокий результат, набрав от 3 до 6 баллов. Один испытуемый ребенок показал низкий результат, набрав 12 баллов. Уровень готовности к школьному обучению в группе из 15 детей по анализу проведенного теста Керна-Иерасека представлен в графике
После проведенного теста и интерпретации результатов видно, что у 14 детей сформирован высокий уровень психического развития, у них развит глазомер и тонкая моторика руки, есть способности к подражанию, что необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Низкий уровень сформированности данных компонентов выявлен у одного ребенка. Следующей, проведенной мною методикой, была методика «Домик». Испытуемым детям было дано задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. 8 детей справились с заданием хорошо, скопировав домик без ошибок. У 6 испытуемых было по одной ошибке – это не правильное расположение деталей в пространстве рисунка: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии. Эти дети с данным заданием справились. Не справился с заданием 1 мальчик, сделав ошибки при срисовывании домика: не правильно изображены колечки дыма и не правильно скопирована правая часть забора. Результат полученных баллов по методике «Домик» представлен в таблице 2 Таблица 2 Результат полученных баллов по методике «Домик»
Таким образом, после проведенной методики «Домик», в группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести 14 детей, получивших не более 1 балла. Один испытуемый мальчик показал плохой результат, набрав 3 балла, следовательно, у него плохо сформировано произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсоматорная координация и тонкая моторика руки. Заключительной методикой в данном исследовании было проведение «Графического диктанта». Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; второй показатель- о степени самостоятельности испытуемого в учебной работе. Результат проведенной методики представлен в таблице 3 Таблица 3 Результат методики «Графический диктант»
Следовательно, с данным заданием справились 8 испытуемых детей, показав высокий уровень выполнения, 5 детей справились с диктантом на уровне выше среднего, один мальчик выполнил задание на среднем уровне, и один мальчик справился с заданием плохо, его результат получил оценку ниже среднего уровня. Таким образом, после проведенной методики «Графический диктант», об испытуемой группе детей из 15 человек, можно сказать, что у 14 детей выявлено умение выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу. У одного ребенка эти умения проявились плохо – ниже среднего уровня.
Выводы по главе 2
Анализируя интеллектуальную готовность детей дошкольного возраста группы «Солнышко», после проведенных психодиагностических методик, можно сделать вывод, что 14 испытуемых детей к школе готовы. У этих детей сформирован достаточно высокий уровень психического развития, хорошо развит глазомер и тонкая моторика руки, есть способности к подражанию, сформировано произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация, выявлено умение выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу. Это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать, подражать образцу, смог сосредоточиться и сконцентрировать внимание. Один ребенок по всем трем проведенным методикам показал результат ниже среднего уровня, следовательно, мальчик к школьному обучению не готов. Родителям рекомендовано оставить ребенка ещё на один год в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом. Что касается остальных детей, то родителям и воспитателям было предложено продолжать развивать интеллектуальную сферу детей, а также произвольное внимание, логическое мышление, смысловую память и образно-логическое мышление. Уделить внимание самостоятельной работе по заданию взрослого.
Заключение Проведенное исследование, позволяет судить о психологической готовности к школьному обучению у детей дошкольного возраста. Возвращаясь к истокам моей работы необходимо вспомнить, что под интеллектуальной готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности, что необходимо для преодоления трудности школьной адаптации в 1 классе. Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. В результате проведенной диагностики, выяснилось, что у большинства испытуемых детей сформирован достаточно высокий уровень психического развития, т.е. они готовы к школьному обучению. Но также выявлено, что один ребенок из пятнадцати детей не готов к обучению в школе. В работе были достигнуты поставленная цель исследования и решены задачи, а так же подтверждена выдвинутая гипотеза, что своевременная диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе позволяет создать условия, благодаря которым успешно развиваются те показатели психологической готовности, которые оказались недостаточно развитыми.
Список литературы 1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972; 2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1; 3. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994; 4. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994; 5. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997; 6. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980; 7. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991; 8. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998; 9. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999; 10. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988; 11. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998; 12. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 – кн. 1; 13. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн. 1; 14. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999; 15. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |